Киноафиша Москвы
Москва

Фильм «Убийство»

The Killing (1956, США)
6.2
оценить
Кино: «Убийство»
Кино: «Убийство»

Ограбление ипподрома в раннем фильме Стэнли Кубрика

История про матерого бандита, который после тюрьмы решил уйти на пенсию, предварительно ограбив кассу ипподрома. В надежде на миллионный куш он привлекает себе в сообщники команду безумцев.

Актеры

Режиссер фильма «Убийство»

70 лет Фильмов: 13

Нью-йоркский еврей, затем перебравшийся в Великобританию — и оставивший глубокий след в мировом кинематографе. Еще в школе увлекся фотографией и, в конце концов, стал штатным фотографом журнала Look. Но настоящей страстью Кубрика было кино. Он начал снимать в 23 года, а на его визуальный стиль особенно повлиял Макс Офюльс. Самобытность Кубрика, пожалуй, заключается в том, что он, как и Бергман, всегда был режиссером-одиночкой: его нельзя отнести ни к классикам авторского кино, ни к нью-йоркским телевизионным режиссерам, пришедшим в кинематограф в 50-е и 60-е годы, ни к режиссерам Нового Голливуда. А гений Кубрика состоит в том, что он отчетливо понимал, что хоть кино делают свет и звук, не стоит забывать и про драматургию — в основе большинства его фильмов лежит какое-то литературное произведение. При этом Кубрик увлекался не только литературой, но и живописью, классической музыкой. Саундтрек «2001 год: Космическая одиссея», например, целиком состоит из классических произведений (несмотря на то, что изначально была заказана оригинальная музыка к фильму). Именно «Одиссея», к слову, стала опус магнумом Кубрика. В этой грандиозной научно-фантастической картине, похожей на духовный опыт, режиссер достиг невиданных высот профессионального мастерства, хоть и был за это прозван холодным формалистом. Действительно, Кубрику претили идеалистичность и сентиментальность (поэтому он отрекся от «Спартака») — и больше были присущи мрачная сатира и социальный пессимизм, смешанные с гротеском и абсурдом. Таковы, например, «Доктор Стрейнджлав», «Заводной апельсин», «Цельнометаллическая оболочка». Тем не менее непонятно, как после «Лолиты» и «Барри Линдона» кто-то способен обвинить его в бесчувственности. До сих пор перфекционист Кубрик, попробовавший себя в самых разных жанрах (от нуара «Убийство» до хоррора «Сияние») и привнесший что-то новое в каждый из них, остается одним из влиятельнейших кинематографистов на свете. Многие мечтают, а кому-то даже удается (Кристофер Нолан, Дэвид Финчер) быть похожими на него. В целом это очень понятное и распространенное, но крайне трудновыполнимое желание — быть Стэнли Кубриком.

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Михаил Трофименков
отзывы:
83
оценок:
68
рейтинг:
245
9

Налетчик Джонни Клей (Хейден) планирует последнее дело своей жизни — вир­туозное ограбление ипподрома. Его сообщники — как на подбор — пьяницы и психопаты.

Задолго до Тарантино Кубрик тасует время экранного действия, как колоду карт, шулерским жестом помещая конец фильма в его середину. Время «последнего дела», извечного мифа криминального кино, не может соответствовать реальному времени. Его обитатели еще не совсем мертвы, уже не совсем живы. Они губят себя, повинуясь собственным слабостям, не ведая, что уже идут — помимо своей воли — путем самураев, путем смерти. Красота исполнения замысла для Клея важнее, чем результат. Кубрик и Клей играют в одну игру. Как режиссер с безудержной фантазией, старый гангстер перегружает свой преступный замысел избыточными, орнаментальными, абсурдно красивыми деталями: то постановочной дракой, то дурацкой маской на лице налетчика. Неизбывная мораль жанра — преступление не окупается — лишена у Кубрика дидактичности. Если преступление рушится так же эффектно, как совершалось, оно уже удалось.

2

Отзывы пользователей о фильме «Убийство»

Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
510
9

Прежде чем отойти от дел, легендарный вор и грабитель Джонни Клей (Стерлинг Хейден) решается на финальный аккорд собственной славной криминальной карьеры. На кону – два миллиона долларов, а место действия – ипподром, где к концу дня набирается приличная сумма денег, а сложность операции компенсируется тщательностью ее проработки. Кроме того, в его «команде» есть нужные люди – кассир на ставках (Элиша Кук) и коррумпированный коп (Тед де Гарсия). Кроме того, в деле участвует снайпер (Тимоти Кэри), который пристрелит фаворита во время скачки, а также бывший профессиональный борец (Коля Квариани), цель которого устроить драку в здании. Все это создаст жуткую панику и переполох, чем неминуемо воспользуются остальные участники ограбления, для того, чтобы встретиться потом в условленном месте и поделить деньги. Идеальный план реализован практически без сучка и задоринки, но в самый последний момент в дело вмешиваются эмоции и все летит под колеса улетающего к богатой и свободной жизни самолета.

Первое, что привлекло Стенли Кубрика и Джеймса Б. Харриса – продюсера фильма – в повести Лайнела Уайта «Чистый взлом», это необычная повествовательная структура, рассказывающая одну историю от лица разных персонажей. Подобный подход, конечно же, был перенесен и в сценарий, а затем и на пленку. Слегка разрозненные эпизоды ограбления соединены голосом рассказчика, будто зачитывающего документальную хронику. Когда же приходит время для самого ограбление, то события от лица разных действующих лиц флешбеками повторяются вновь и вновь.

Несколько необычен для гангстерских фильмов и результат ограбления. За исключением нескольких шероховатостей, без которых фильм смотреть было бы не так интересно, нападение прошло вполне успешно и план реализован от и до. К трагедии приводит лишь печальное стечением обстоятельств. Кстати, сцена в квартире, когда бандиты делят награбленное, явно вдохновила Квентина Тарантино на создание некоторых моментах в картинах «Криминальное чтиво» и «Бешеные псы».

Интересен и тот момент, что вопреки тому, что фильм по форме есть ни что иное, как канонический гангстерский фильм, пусть немного смелый и опережающий свое время, по стилистике и эмоциональному тону – это еще и нуар. Персонаж (а в данном случае – целая куча персонажей), ведомый своими внутренними демонами, вполне объяснимыми с точки зрения обыденного человека, отправляется на преступление с обреченностью идущего на смерть (и приходящего, как это случилось с большинством из них). То, что банда потерпит поражение ощущается с самого начала и тот факт, что событие это оттягивается до самого конца, а ощущение обреченности не пропадает – в этом несомненно талант Стенли Кубрика. Этот многоугольник фатально настроенных людей, каждый из которых может предать и привести всех остальных к гибели – довольно сложен и требует невероятных усилий для поддержания на плаву. Однако режиссер и сценарист фильма с этим справляются на все сто.

Сценаристом тут, кстати, выступил известный нуаровый писатель Джим Томпсон, что придало сюжету нужную атмосферу. Кубрик лично отобрал какие из сцен книги будут присутствовать в фильме, а Томпсон на основании их сделал сценарий. Кстати говоря, для фильма было написано несколько концовок, ведь известно, что оригинальная повесть заканчивается на том, как Джордж стреляет в Джонни. Выбрали, похоже, самую морализаторскую концовку – плохие парни в результате проигрывают. Однако из всего контекста картины становится понятно, что эти плохие парни – такие же как мы, живущие рядом с нами, стоящие плечо к плечу в очереди на самолет. У них такие же эмоции, такие же чувства, и такие же недостатки. Предательство, обязательное для фильмов нуар, приходит тут скорее изнутри. В конце лишь прорывается гной, а то, что сама природа общности этих людей заражена болезнью видно даже людям без медицинского образования.

Стилистика нуара для Кубрика не является какой-то чуждой или экзотичной. У него был опыт работы с этой эстетикой как в фильме «Поцелуй убийцы» и много лет спустя он снова попробует вернуться сюда в пусть и цветном, но очень нуаровском по настроению фильме «Широко закрытыми глазами». Кроме того, Кубрик работал фотографом на журнал Look и это видно практически с каждого его кадра.

К сожалению, фильм в момент его выхода на экраны в прокате провалился, а критиками был принят в целом весьма прохладно. Ленте пришлось ждать как минимум десятилетие, чтобы получить признание, а затем и статус культовой картины.

0

Галерея

Главная фотография предоставлена пользователем: Анна Перова