Москва

Фильм
Полуночный экспресс

Midnight Express, США, Великобритания, 1978
Триллер про молодого американца, арестованного в Стамбуле за хранение наркотиков

На расстоянии короткого боксерского носа к низу от больших солнцезащитных очков челюсти Билли Хейса (Дэвис) нервно трудились над бабл-гамом. Не зря: турки таки устроили шмон в аэропорту и нашли гашиш. Теперь его носом и челюстями будут развлекаться местные тюремщики, пока не сдохнет: приговор — пожизненное заключение.

  • Полуночный экспресс – афиша
  • Полуночный экспресс – афиша
  • Полуночный экспресс – афиша
Исторический, Драма, Криминальный
18+
Алан Паркер
18 мая 1978
2 часа 1 минута
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Алана Паркера

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

9
Алексей Васильев
908 отзывов, 923 оценки, рейтинг 1625
1 мая 2006

На расстоянии короткого боксерского носа к низу от больших солнцезащитных очков челюсти Билли Хейса (Дэвис) нервно трудились над бабл-гамом. Не зря: турки таки устроили шмон в аэропорту и нашли гашиш. Теперь его носом и челюстями будут развлекаться местные тюремщики, пока не сдохнет: приговор — пожизненное заключение.

Фильм по жесткому сценарию Оливера Стоуна (премия «Оскар») стал гимном неискоренимому индивидуализму, что почитался за высшую добродетель в конце 70-х. Кругом — сплошная турецкая тюрьма с побоями, изнасилованиями, ушлыми, как рыночные торговцы, юристами, а упрямая физиономия Хейса все равно чеканно повернута к некоему источнику света надо всей этой мразью. Собранный каждую секунду, как спринтер на старте, Брэд Дэвис — ходячая скульптура партизана, который отдаст жизнь за родину; причем эта родина — он сам. Не уступит врагу ни оврага, ни пяди: сколько его ни бей, ни ломай, упрямство не выбьешь, души не замараешь, волю к побегу не сломишь. Паркер обрек свой фильм на удачу, угадав личные качества Дэвиса. Тот, презрев Голливуд, разверзшийся перед ним после бешеного успеха «Экспресса», поехал в Европу играть Кереля у Фассбиндера, обществу продюсеров и кинозвезд хронически предпочитал компанию малоизвестных наркодилеров и педерастов и так прогулял с упрямой физиономией до 1991 года, пока СПИД не убил его.

4
0

Отзывы

9
Денис Кузнецов
5 отзывов, 49 оценок, рейтинг 13
5 июля 2013
Выжиматели соков


Когда я смотрел фильм, я не ожидал, что так сильно буду переживать за героя фильма. После просмотра из меня реально, как будто соки все вышли. Я просто упал на диван и пытался, все это как то переварить. Конечно Алан Паркер режиссер - титан! Он просто хватает за одно место и держит до последней секунды фильма. Я наверное никогда не буду пересматривать этот фильм - одного раза вполне хватает!

2
0
7
Anastasia_Stavrogina
163 отзыва, 225 оценок, рейтинг 269
16 сентября 2008

Социальная драма. К несчастью, эта история основана на реальных событиях. Главной ценностью некоторых фильмов Паркера (я, к сожалению, не скажу, что всех, ибо я совсем не могу причислить туда «Сердце ангела») является удивительная искренность. Никаких обвинений, никаких громких слов, только тревожный рассказ о том, что люди могут делать с жизнями друг друга. Так, что убийство Ривки кажется закономерным, справедливым и вообще единственно правильным. Я же не сказала, что один Паркер снимал фильмы об этом. Удачный пример сотрудничества с Оливером Стоуном (его сценарий).
Выводит парня из тюрьмы случай. Абсолютно неожиданная, но счастливая развязка. Фильм не загоняет в депрессию. Хотя смотреть его по второму разу, пожалуй, не стоит.

1
0
7
Igor Sinelnikoff
413 отзыва, 450 оценок, рейтинг 400
30 августа 2011

Снимать про тюрьму всегда выгодно с той позиции, что можно раскрыть не только тему внутренней и внешней свободы человека, что и предполагает само по себе такое госзаведение как тюрьма, но и проявить всю внутреннюю суть героя, поставив его в изначально пограничные выживанию условия. Учитывая особенности описываемых «не столь отдаленных мест», всегда оказывается трудным и не соврать и зрителю, хотя всем итак должно быть понятно, что благородных личностей за решеткой мало, но и не напугать его излишней жестокостью, которую и на экраны то лучше не пускать.

Для Алана Паркера тюрьма — это не столько четыре стены, в которых его персонаж осмысливает себя и ищет источники, где черпать дальнейшие силы, как это преподносит Фрэнк Дарабонт, а живой организм и чудовищное проявление одной из основных особенностей государства сосредотачивать и распоряжаться властью, не всегда честным путем. Это только недавно заговорили о правах заключенных, и о насилии над личностью со стороны сокамерников и тюремных надзирателей. В 1978 году «Полуночный экспресс» потряс многих своей откровенностью и жестокостью, в том смысле, что шаг за шагом продемонстрировал, как обыкновенный человек за мелкое преступление сперва оказывается пешкой в дипломатической игре и получает почти пожизненный срок, и как он в дальнейшем деградирует, ломаясь среди людей, для которых закон уже не значит ровным счетом ничего и даже не пугает.

Взятая за основу история заключенного Билли Хейса, которого турецкие власти засадили за контрабанду гашиша, в руках сценариста Оливера Стоуна и режиссера Алана Паркера, выглядит талантливой агиткой, на тему, как бесчеловечно поступают с людьми в тюрьмах недемократических стран. Я убежден, что показанная в «Полуночном экспрессе» тюрьма далеко не самая худшая и жестокая, и что в Америке ситуация с заключенными ненамного лучше. А уж в России и вовсе понятным становится, что не столько страшен надзиратель с дубиной за металлической дверью, сколько сосед по камере, у которого всегда припасено лезвие или стеклышко, чтобы вскрыть тебе горло. Турецкая сторона и не собиралась принимать съемочную группу из Штатов, и тем пришлось снимать на Мальте. Политическую подоплеку фильма в дальнейшем можно опустить, так как помимо того, что «Ночной экспресс» это своеобразный политический укол, это еще и близкий к гениальности фильм на тему.

Реальный Билл Хейс, как известно, в комментариях к фильму сказал, что Алан Паркер слегка преувеличил и додумал подробности его заключения. Мне же показалось, что скорее смягчил, если брать «Полуночный экспресс» как собирательный образ того прессинга, которому подвергается заключенный. Вызывает симпатию то, что изначально герой фильма не является очередным «невинно осужденным». Билл, строго говоря, настоящий преступник. Можно поспорить на тему, что гашиш — не наркотик, и даже в традиции некоторых стран, но раз он числится в реестре наркотических веществ, то заниматься его контрабандой, как ни выкручивай, противозаконно. Другое дело, что Турция более ли менее либеральная страна. Страшно подумать, что сделали бы с Биллом в Саудовской Аравии или в Йемене.

В дальнейшем идет откровенный рассказ о нравах, царящих в турецком тюремном обществе, которому вменяется и вышеупомянутая жестокость, и подлость, и лицемерие, и сексуальное насилие, и коррупция с превышениями полномочий. Через всё это в той или иной степени приходится пройти герою картины. Главное — это не терять надежду, твердят ему все, но в центральном эпизоде, когда Биллу остается сидеть 53 дня, уже почти надломленному человеку, суд Анкары берет его дело на доследование и опровергает решение суда Стамбула, увеличивая срок до 30 лет. Про надежду всем тактично следует промолчать. Остаются лишь крайние меры, одиночество и безумие. Полуночный экспресс, о котором перешептываются заключенные — это побег, та самая крайняя мера. Граница с Грецией и свобода. Последний волосок, за который можно уцепиться и на мгновение забыть об окружающей действительности, все более напоминающей ад.

Главным достоинством «Полуночного экспресса» можно назвать вменяемую ему откровенность, хорошую актерскую игру Брэда Дэвиса, и саундтрек, представляющий собой турецкие электронные мотивы, отмеченные «Оскаром». Из многих фильмов про тюрьму «Полуночный экспресс» выделяет честность в образе главного персонажа, а честность и фальшь на экране всегда чувствуются. Что-то честное про тюрьму может быть и правда тяжелым и неприятным. Когда над человеком регулярно издеваются и унижают, это меньше всего должно вызывать возвышенные чувства, а в тюрьмах только этим и занимаются. И люди ломаются там, и выходят на волю совсем другими, нежели чем были, если вообще выходят. С бывшими зэками мало кто общается, их почему-то подсознательно боятся. «Полуночный экспресс» как раз для тех, кто хочет разобраться в своем подсознательном страхе. Он живописно и талантливо расскажет о том, о чем вы слышали лишь краем уха. И то, ей-богу, приврет же, чтобы не слишком шокировать. А вот то, что в Краснодарских колониях для несовершеннолетних, заключенные впрыскивают себе в вены в воду, чтобы попасть госпиталь и хотя бы пару дней побыть вне «этого», это да, бывает. И об этом должны знать все, а выводы пусть уж каждый делает сам.

0
0
9
Konstantin Агузязин)
29 отзывов, 247 оценок, рейтинг 20
28 апреля 2010

Бывалые люди называют турецкую тюрьму дверью в Ад .... Фильм до глубины души заставляет задуматься о бытие души и греха .... всем советую ..единственное Но..проблема достать .. Хотя тот кто ищет тот находит ....
Спасибо
К.О

0
0
7
nowax
10 отзывов, 10 оценок, рейтинг 4
19 ноября 2009

покидая Турцию, Билли Хейз решил подзаработать денег перевокой наркотиков. навесив на свое тело два килограмма гашиша, он отправляется в аэропорт, где без особых проблем проходит таможню, как будто уже пройдено и можно расслабиться, но около самолета их ожидает дополнительная проверка, после которой Билли задерживают и он оказывается в туретской тюрьме.
фильм основан на реальных событиях.
с первых минут зрителя захватывают в тиски напряжения, да так, что не отпускают до последних кадров. давно я не испытывал такого, что на протяжении двух часов сидишь как на иголках и не можешь расслабится. актерские работы конечно надо отметить, Брэда Дэвиса в роли Билли, Джона Хёрта в роли Макса, но фильм силен прежде всего с постановочной точки зрения. ничего лишнего, все так как надо и в нужном количестве. личные впечатления такие, как будто сам находился в этом аду.
после просмотра минимум полчаса сидел курил, переваривал только что увиденное.

0
0

Подборки Афиши
Все