Фильм

Фильм Маргаритки

Sedmikrásky (1966, Чехословакия, Чехия), IMDb: 7.3

6.9
7.3
Маргаритки – афиша
Предоставлено пользователем: Юрий Падюков
1/16

Абсурдистская классика про девичий бунт

Главный и самый оригинальный фильм чешской «новой волны» за авторством Веры Хитиловой. Свободно-ассоциативная история двух подружек (обеих зовут Мари), которые решают, что раз мир плох, то и они будут плохи, вслед за чем идут вразнос. Фильм был запрещен чешскими властями, впоследствии трактовался через каждую социально-политическую и философскую теорию прошлого века, но в истории остался скорее благодаря безудержному духу бунтарского веселья, льющемуся с экрана.

СтранаЧехословакия, Чехия
ЖанрыКомедия
Продолжительность1 час 14 минут
Дата выхода30 декабря 1966
Возрастное ограничение16+

Рецензия «Афиши» на фильм «Маргаритки»

9

Две невероятные девушки, Мария и Мария (Цергова и Карбанова), пытаясь познать смысл жизни, приходят к выводу: если весь мир плох — то и они будут плохими. После этого судьбоносного решения мир окончательно катится в тартарары.

Самый знаменитый фильм Веры Хитиловой, краеугольный камешек чешской «новой волны», как только ни честили: феминистский, дадаистский, абсурдистский, нонконформистский, антитоталитарный. Но сколько определений ни вспоминай — «Маргаритки» все равно останутся в памяти примером абсолютного и несколько невменяемого счастья. Перекраивая, будто легкое платье из ситца, окружающую действительность на собственный непростой лад, накалывая мужчин на булавки своего безумного гербария, порхая по времени и пространству, будто мотыльки-капустницы, две Марии подают пример единственно возможного отношения к цивилизации шестеренок, бомбардировщиков и праздничных банкетов. Финальный титр — посвящение «тем, кто не может удержаться от слез при виде растоптанного стебелька латука».

Слезы эти упали в землю, латук воспрял — и именно из его сердцевины негаданной Дюймовочкой выскочила тридцать пять лет спустя Амели Пулен, девушка с Монмартра.

1 мая 2006
7

Хорош или плох наш мир? Над этим вопросом бьются сонмы мыслителей, и вот две свеженьких маргаритки с библейскими именами из фильма Хитиловой, «Маргаритки», решают вплестись в этот венок, путем опытных изысканий доказав, что ложка дегтя таки портит бочку меда полностью и бесповоротно. Если ты родился чуть сумасшедшим, если ты сходишь с ума, что остается окружающей тебя реальности, если, при этом, ты силен, молод, красив, и жаждешь сумасшествия искренне и истово? – она трансформируется, отвечая требованиям, она поддается, она манит, открывая личико. Полубезумные, радужные, опасные корпускулы, выпущенные в него, как ртуть, пропитывая металл, меняют его цвет. Но рано или поздно реальность перемалывает тебя. Дай бог, до времени, когда ты становишься слаб, стар и уродлив.

Кто они – девушки из фильма Веры Хитиловой? Сего ли мира их юная плоть и кровь? Так непохожие внешне, так похожие внутренне… Сестры они или любовницы? Их игра в испорченность действительно игра, или эта игра всего лишь прикрытие для действительной аномалии? Их нельзя назвать полностью безбашенными – для этого у них слишком хорошие шмотки, для этого у них слишком хороший аппетит, их шалости слишком напоминают детские, в их походках слишком много танца, их легкость – легка. Грязь к ним не липнет – они смоют ее в ванной Клеопатры, тут же, лакая как кошки, запив смесью молока, яиц и грязи, черствый коржик. Они правы – эти причудливые бабочки, заигрывающие со своим огнем буквально и фигурально – лучше гореть, лучше чувствовать, как жизнь пожирает тебя, такую испорченную (раз – пожрала, но и тебе перепало), чем под старость лет мыть полы в уборных.

И тут возникает главный вопрос? – а горят ли они? Да нет же, чадят, пачкая сажей окружающее пространство, постепенно сводя его с ума, как бы он ни сопротивлялся. Их квартира напоминает нору, уютную норку двух зверят. Пьяные выкрутасы у всех на виду? – милое хулиганство. Встречи с престарелыми ловеласами? – чудесный, оплачиваемый из чужого кармана, аттракцион хитрости и чревоугодия. Очередной встречный, кажется, влюбился? – хи-хи-хи. Воруй, грабь, убивай? – достаточно ли ты для этого испорчен?
Почему этот фильм считается феминистским? Если это и феминизм, то с приставкой «анти», иронически осмеянный и комформный. Женщина здесь автономна и инициирует действие, но является ли она, грубо говоря, человеком?… В связи с «Маргаритками» приходит на ум высказывание: «женщина не глубока, и даже не мелка…», но вот парадокс - эти две девушки и глубоки, и мелки одновременно.

Одна из финальных сцен «Маргариток»: голодные девочки, блуждающие там и сям, такие яркие, но почему-то незаметные для большинства, обнаруживают сервированный стол. Какая метафорическая точность сцены – Хитилова великолепна! Как легко, и с каким удовольствием можно уничтожить абсолютно невосстановимое. Резюмирующий титр-посвящение: «тем, кто огорчается только из-за растоптанного салата» красноречив и четок, - «маргариткам» не стоит лить слез из-за пролитого вина и размазанного торта (разве салат они топчут?) – они сыты жизнью по горло, и она с перемалывает их с тем же гаденьким хихиканьем, с тем же колюще-режущим цинизмом нимфетки-забавницы.

Так хорош или плох наш мир? Да ведь он ни хорош, и не плох, он – никакой. Он, как послушное и услужливое зеркало, готов состроить любую гримасу.

2 мая 2009
9

“Маргаритки» - Sedmikrásky - ММКФ, «Октябрь», ничего приемлемого современного не нашлось, выбрал 1966 год, ЧССР, и не зря. С таким кино социализм не умер бы от скуки. Две девушки, деревенские видимо, попали в Прагу и живут там на полную катушку. Дурачат и объедают в ресторанах поклонников, валяют дурака и вообще ни в чем себе не отказывают. Фильм то черно-белый, то цветной, девицы то в платьях, то в костюмах из газет, то лопают лишь яблоки, то им попадается банкет из Книги о вкусной и здоровой пище, причём в чехословацком варианте (у нас такого нет), ветер в голове. Немного напоминает «Беззаботную» (Happy-Go-Lucky), но было за сорок лет до неё и ещё бесшабашнее. Я вообще-то не очень люблю ретро, но это не тот случай. Мировое кино.

25 июня 2017
9

Две прекрасные девушки – Мария (Ивана Карбанова) и Мария (Йитка Церхова) пытаются понять смысл жизни и все такое. Выводы, к которым они приходят, в восторг их не приводят, но девчонки не расстраиваются, вооружаются по полной программе цинизмом, смехом и безразличием, и начинают пробиваться сквозь бетонные блоки серой обыденной жизни. О, в своем понимании того, что мир пережил, переживает или переживет через пару лет Апокалипсис девушки совсем не унывают. Они находятся в состоянии счастья, эйфории. Каждая секунда их существования – это всплеск самых ярких эмоций, это буря смеха и безудержного веселья. Они превратили свою жизнь в постоянный праздник, вырезав его из скучных газет, унылых мин и тоскливых стен, раскрасив его в семь цветов радости. Их сердца взлетели вверх, как на качелях, крича от счастья. Они победили железо и грязь. Пусть хотя бы в мечтах, пусть во сне, пусть в кино.

Фильм можно не любить, фильмом можно восхищаться, с фильмом можно спорить и анализировать, но все это, в конце концов, будет напоминать любовь, восхищение, споры и анализ удара в зубы, а именно этим шедевр великой чешской женщины-режиссера по сути и является. Уловив тот вектор и ту точку опоры, что в не такой уж далекой Франции задал Жан-Люк Годар, Вера Хитилова в родной Чехословакии подняла свою «новую волну», пока еще официально легальную, которая подняла большое количество интересных авторов, включая Иржи Менцеля и Милоша Формана, и прекрасных фильмов, перечислять которых надо отдельной статьей. И на фоне всего этого маяком стоит непреклонный, уверенный в себе, мощный и нестареющий фильм «Маргаритки», ярость и энергия которого с годами приобретают только дополнительный градус.

Как и полагается для актуального кино того времени, «Маргаритки» буквально пышут волнами деконструкции. Но, что интересно, насколько же твердо стоит фильм на наследии современной чешской и европейской культуры. Тут есть и мощный уровень кафкианского абсурдизма, и острые ровные края кубизма и поп-арта, и торжество феминизма, и разрушающий посыл дадаизма, и отголоски прочих «измов». Причем все это использовано не ради эксперимента, эпатажа или рисовки. Это единственная возможная реакция формы на содержание фильма, в котором две девушки приходят к выводу, что торжествующая вокруг логика является сутью всех бед, и они объявляют о крестовом походе против ее.

8 января 2013
5

Две малолетние пипетки стараются быть испорченными: сильно красят глаза, много и неопрятно едят, один раз бросаются тортами, ещё один раз качаются на люстре. Очень artsy.

29 декабря 2011
5

Этот фильм посвящён тем, кто готов разоружаться от одного вида растоптанного салата-латук.
Постскриптум фильма. Я ему пока не внял. Ну не доходит!

В моей классификации артхаусный, фильм-наглядная агитация к поиску смысла жизни Ксюше Собчак и Оксане Робски;), снятый, я думаю, ещё до их рождения. То есть, я не очень представляю, когда именно они родились. Но таких "искательниц" во все времена.
Может быть, тот постскриптум и начальные и конечные кадры про бомбардировки с воздуха к тому, что как ни бейся то ли за правду, то ли за деньги, а дуры всё опошлят. Но это не значит, что биться не надо, наоборот, надо биться с небывалым фанатизмом и утроённой мощью!

Смотреть тошно, так девушка наэкспериментировала. Но никто не ушёл, не возбухтел, по окончании фильма не рванул к выходу. И зал был почти наполовину полон. Сам сидел внимал с иногда редкостным вниманием и интересом! Советовать ознакомляться с данным фильмом можно только взяв честное слово, что сначала страждущие прошерстят интернет на причинную тему.

13 июня 2009
Все отзывы
Читайте также
10 фильмов для тех, кто устал от обычных вестернов
10
фильмов для тех, кто устал от обычных вестернов
10 фильмов для тех, кто устал от обычных вестернов
Онлайн-премьеры недели: «Андор», «Капельник», «Ева, рожай», ребут «Квантового скачка»
Онлайн-премьеры недели: «Андор», «Капельник», «Ева, рожай», ребут «Квантового скачка»
Онлайн-премьеры недели: «Андор», «Капельник», «Ева, рожай», ребут «Квантового скачка»
Кинопремьеры недели: «Экспресс», «Воронья лощина» и «Французский мастер»
Кинопремьеры недели: «Экспресс», «Воронья лощина» и «Французский мастер»
Кинопремьеры недели: «Экспресс», «Воронья лощина» и «Французский мастер»
11 сериалов в далекой-далекой вселенной «Звездных войн»
11
сериалов в далекой-далекой вселенной «Звездных войн»
11 сериалов в далекой-далекой вселенной «Звездных войн»
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость