Фильм

Фильм Зелиг

Zelig (1983, США), IMDb: 7.7

7.2
7.7
Зелиг – афиша
Предоставлено пользователем: Ресторан Пражечка
1/5

Мокьюментари Вуди Аллена про человека-хамелеона

Леонард Зелиг — человек-хамелеон, способный менять свою внешность и поведение, подстраиваясь под окружающих людей. Врачи помещают Зелига в больницу, где пытаются разобраться в причинах этого феномена.

СтранаСША
ЖанрыКомедия
РежиссерВуди Аллен
Продолжительность1 час 19 минут
Дата выхода15 июля 1983
Возрастное ограничение16+
Американский писатель, актер, режиссер, продюсер. Сыграв главные роли в большинстве своих фильмов, создал себе в кино легко узнаваемый имидж рефлексирующего городского невротика, испытывающего постоянную нужду в психоаналитике. Начиная с 1977 года, когда его картина «Энни Холл» получила сразу четыре «Оскара», работы Вуди Аллена неоднократно номинировались на главную кинонаграду Америки. Написал более 40 киносценариев к своим фильмам.

Рецензия «Афиши» на фильм «Зелиг»

9

Носатый коротышка Леонард Зелиг (Аллен), «человек-хамелеон» согласно газетчикам, «человек без свойств» согласно мифологии ХХ века, страдает странным недугом — он обращается в того, с кем общается: с толстыми он толстый, с неграми — ­черный, с быками — тореро, а с Гитлером — нацист.

Марсиане, не знающие Вуди Аллена в лицо, досмотрят картину, так и не поняв, что она игровая. В псевдодокументальном фильме нет ни одного кадра, не загримированного под хронику, но почти нет и подлинно хроникальных. Не прибегая к помощи компьютера, снимая старой камерой и «портя» негатив, Аллен и его оператор Гордон Уиллис (создавший до того бархатный мир «Крестного отца») блестяще стилизуют черно-белый документальный фильм 1930–1950-х годов. Дотошные киноманы обнаружат тут изощренную отсылку к началу «Гражданина Кейна», также безупречно имитирующего давнюю хронику, но если Орсон Уэллс говорил о пустоте личности, существующей лишь в восприятии окружающих, Аллен повествует о личности, отсутствующей вообще. Кто-то увидит в «Зелиге» остроумный пастиш о механизмах мифотворчества, кто-то — постструктуралистский анализ Другого, а кто-то — медитацию на тему еврейской участи. Сам Аллен назвал «Зелиг» в тройке своих лучших картин, и с ним трудно не согласиться.

1 января 2001
7

Прекрасно исполненная и полная ума и чувства меры абсурдистская комедия, почти безукоризненно выполненная. Изумительная лента с прекрасным стилем и прекрасно переданной атмосферой мистики. Очень хорошая лента.

9 января 2014
9

Знаменитое мокьюментари, которое приводят практически во всех вменяемых статьях, посвященных этому явлению «подделки под документальный фильм». Ведь это же буквально идеальный пример подобного рода кино. Если смотреть фильм в отрыве от знакомства с творчеством Аллена, и закрывать глаза в местах, где Вуди Аллен не выдерживает и, как в сцене с фашистами, начинает валять дурака, можно принять фильм за настоящий документальный сюжет, несколько мистифицированный (на уровне НТВ какого-нибудь или ТНТ), но выполненный по всем канонам - «современники» с серьезным выражением лица предаются воспоминаниям, черно-белые «хроники» суетливо пробегают перед глазами, врезки Аллена, Фэрроу и остальных подставных лиц сделаны безупречно (не хуже, чем в Фореста Гампе), да и сама история каким-то магическим образом балансирует между полным абсурда фарсом (допустим, сцена с римским папой) и реалистичностью (скажем, эпизод с приемом высшего света, до того момента, конечно же, когда Аллен начинает играть в гольф). Говорят, многие в то время даже купились на подобную «фальшивку». Впрочем, сама идея несколько фантастична. Рассказ идет о некоем таинственном человеке, который жил в первой половине 20-го века и обладал уникальным даром (а может и заболеванием) – превращаться в тех, с кем он общается. Он в кругу негритянских джазовых музыкантов? Кожа становится черной. Общается с политиками? Речи будет выдавать – лучше не придумаешь. Общается с психоаналитиками? Это еще не факт кто кого лечить будет. Даже в фашистской Германии он оказался своим, при всем том, что на протяжении всего фильма многократно подчеркивается еврейская принадлежность Зелига... Фильм резко выделяется из всего, что до этого снимал Аллен. В плане режиссуры это вообще одна из самых сильных его работ. Мало того, что для того, чтобы обманываться с радостью даже сегодня, Вуди нужно было очень постараться технически, так еще и сам темп фильма, смена эпизодов, баланс между диалогами, «интервью», «хроникой» создан настолько идеально, что сдвинь что-то на секунду влево или вправо – будет уже не то. И это при том, что снять подобное было очень сложно, сложней, чем все, что он снимал до этого. Аллен попытался снять создать глобальную, историческую картину, неигровую по своей форме и содержанию, и умудрился сделать ее так легко и непринужденно, что думать о чем же все-таки был фильм не хочется. О человеке, которому хотелось стать незаметным для всех и любить? Или это социальная травля тех людей, что стремятся затеряться в толпе, тех, кто не имеет собственного мнения? О том, что есть «национальный герой» - фикция, выкидыш общества, о котором оно не только в скором времени забудет, но и начнет лечить? Или наоборот – чтобы выделяться на фоне остальных, нужно быть таким, как все? Маленький человек (снова привет Чаплину), своим собственным способом борющийся со страшным и ужасным окружающим миром мимикрируя и превращаясь в хамелеона. Социопатия, своего рода. Грустная трагедия в форме комедии, фарса.

12 сентября 2009
9

Потрясающий фильм. Замечательная сатира на психоанализ, социальную психологию и социологию толп вместе взятые. Особенно рекомендую тем, кто знаком с теориями Фрейда. Чудесная игра актеров: учтено каждое движение, каждая интонация - все)
Пожалуй лучшая комедия из всех, что мне доводилось видеть. По-настоящему тонкий и элегантный юмор.
Если есть возможность посмотреть этот фильм - не упускайте ее)

10 июня 2009
7

Фильм, считающийся одной из лучший работ Вуди Аллена, с первых минут заставляет смеяться не истеричным, спокойным смехом. Юмор умный и цепкий. Сюжет оригинальный и удивляющий. Но единственное, что в уставшем состоянии под него можно и заснуть =) Тем не менее, рекомендую попробовать.

26 октября 2012
Все отзывы
Читайте также
11 новых мультсериалов для взрослых
11
новых мультсериалов для взрослых
11 новых мультсериалов для взрослых
Онлайн-премьеры недели: «Дневная смена», «Истории ходячих мертвецов», «Засланец из космоса»
Онлайн-премьеры недели: «Дневная смена», «Истории ходячих мертвецов», «Засланец из космоса»
Онлайн-премьеры недели: «Дневная смена», «Истории ходячих мертвецов», «Засланец из космоса»
Кинопремьеры недели: «Русалка и дочь короля», «Вышка», «Дитя тьмы: Первая жертва» и «Великий „Юнайтед“»
Кинопремьеры недели: «Русалка и дочь короля», «Вышка», «Дитя тьмы: Первая жертва» и «Великий „Юнайтед“»
Кинопремьеры недели: «Русалка и дочь короля», «Вышка», «Дитя тьмы: Первая жертва» и «Великий „Юнайтед“»
Коты быстрого реагирования: рецензии на мультфильмы «Удача» и «Пес-самурай и город кошек»
Коты быстрого реагирования: рецензии на мультфильмы «Удача» и «Пес-самурай и город кошек»
Коты быстрого реагирования: рецензии на мультфильмы «Удача» и «Пес-самурай и город кошек»
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость