Киноафиша Москвы

Фильм «Двое на Манхэттене»

Deux hommes dans Manhattan (1959, Франция)

оценить
Кино: «Двое на Манхэттене»
Кино: «Двое на Манхэттене»
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Михаил Трофименков
отзывы:
83
оценок:
68
рейтинг:
232
9

На предрассветном битническом Манхэттене двое — похожий на сову дипломат Моро (Мельвилль) и репортер Дельмас (Грассе) — разыскивают бывшего героя Сопротивления, а теперь представителя Франции в ООН, пропавшего без следа и без видимых причин. Единственный ключ, которым они располагают, — фотографии пропавшего с тремя женщинами.

Денди и дзен-буддист Мельвилль верил только в одиночество. Он резонно полагал, что из двух друзей один в конце неизбежно окажется предателем. И тем не менее «Двое на Манхэттене» — целомудренный и горький фильм даже не о дружбе, а о спонтанном братстве, возникающем между двумя матерыми мужчинами, по воле случая ставшими компаньонами в ночных странствиях.

Они противоположны в главном — в отношении к истине. Моро ищет ее, чтобы скрыть, Дельмас — чтобы прокричать о ней на весь мир. Любимые Мельвиллем абстрактные мужские силуэты — стетсоны, плащи, жесткие, уверенные жесты — внезапно оживают, одушевленные женскими взглядами. Морок джазовых подвальчиков, где звучит предпоследняя за ночь мелодия, череда женщин-теней, которые понимают только язык шантажа, стаканчики виски, пропущенные у очередной стойки, чтобы согреться и невзначай расколоть бармена на имя или адрес. И чем безнадежнее кажутся поиски, тем отчетливее суровый итог: не всякая правда — во благо, пусть мертвые сами хоронят своих мертвецов.

1
0
...
1 мая 2006

Лучшие отзывы о фильме «Двое на Манхэттене»

Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
538
7

Первое погружение Мельвиля в густые и тягучие воды нуара. Итак, скандал на заседании ООН – на голосовании не появился представитель Франции, героический участник движения Сопротивления и вообще, очень важный и солидный дипломат Февр-Бертье. Выяснить, куда он пропал и не имеет ли это отношение к каким-то политическим или, не приведи Господь, шпионским делам отправляют местного представителя дипломатической миссии Франции журналиста Моро (Жан-Пьер Мельвиль собственнолично), который гораздо лучше полиции знает все тайные уголки Большого Яблока. Однако и он сам найти пропавшего дипломата не в состоянии, поэтому решает подключить к поискам циничного пройдоху и пьяницу, настоящего папараццо без чести и совести Дельма (Пьер Грассе). Двое объединяются в бесконечном ночном поиске, имея на уме абсолютно противоположные мысли. Один стремится скрыть то, что могло произойти, а второй, соответственно, продать прессе.

Фильм, в котором режиссер все еще стоит ногами на зыбкой почве молодого явления «новой волны», но головой уже дотянулся до самого Манхеттена с его американскими фильмами нуар. То есть с одной стороны – это детективная история, в которой главную роль играет ночной город, полный соблазнов и опасностей, клаустрофобии и грязи, но с другой стороны – снято все нарочито небрежно, эстетической стороне дела уделено гораздо больше внимания, чем самой истории, а манера постановки черпает свои силы в документалистике и опирается на приемы, характерные скорее для новой французской волны – кажущиеся спонтанными события, не имеющие особой видимой логической связи, рваная манера работы и с камерой и со структурой фильма, джазовые обертоны, пропитывающие плоскость эмоционального наполнения.

Но при этом нет-нет, да изящный профессионализм и поклонение американской студийной школе проскакивает. То весьма изощренный тревелинг пустит, то в сцене с комнатой и трупом смонтирует так, что местные постановщики удавятся от зависти. Да и в отличие от тех же «детективов» Годара, сама история потихоньку пытается забрать зрителя себе, выползает на передний план и фильм больше похож на нуар, который заигрывает с эстетикой французской новой волны, чем «новая волна», маскирующаяся под нуар, как любили делать в то время на родине Мельвиля.

Соответственно двусмысленная реакция возникла и в массовой кинематографической среде. Если французская пресса, во главе с «Кайе дю синема» ликовала и причисляла новую ленту Мельвиля к спискам важных «нововолновых» картин, то американцы несколько недоумевали, что же они увидели – вроде бы и нуар, вроде и детектив, но что за любительская манера работы на сцене, что за неровный почерк, будто на коленке сделали фильм. Привыкшие к качественной и выверенной манере массовый зритель фильм не понимал и не принимал.

В прокате фильм провалился с треском (вроде бы, это самый коммерчески неудачный фильм) и Жану-Пьеру Мельвилю подобный факт категорически не понравился. Он громогласно заявил, что знать больше не знает ни про какое «авторское кино» и хочет делать нормальные фильмы, интересные не только горстке свихнувшихся журналистов, но и рядовым зрителям. «Свихнувшие журналисты», понятное дело, жутко надулись и обещали с циником больше не водиться.

0
0
...
2 мая 2012