Киноафиша Москвы

Фильм «Читай по губам»

Sur mes lèvres (2001, Франция)

5.9
0:00 / 0:00
0:00

Читай по губам (Sur mes levres) - Трейлер (фр.)

Читай по губам (Sur mes levres) - Трейлер (фр.)

Смотреть трейлер

Экзистенциальное кино Жака Одиара, замаскированное под криминальную драму.

Глухая секретарша (Дево, «Сезар» за женскую роль), ходящая сразу с двумя слуховыми аппаратами, мастерски умеет читать по губам. Профессиональный вор (Кассель) использует ее дар как часть плана идеального ограбления. Одиар, сценарист ("Сезар" за сценарий; соавтор — сочинитель романа «Сага» Тонино Бенаквиста) и режиссер фильма, наследует традициям блатного киноэпоса Маля, Клемана и Корно — великих кинофранцузов, которые превратили криминальный жанр в язык экзистенциального высказывания. Венсан Кассель, совершая ограбление по-французски хмуро и отстраненно, принимает эстафету у Габена и Делона.

Актеры

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Алексей Васильев
отзывы:
924
оценок:
214
рейтинг:
1755

У секретарши Карлы (Эмманюэль Дево, «Сезар» за женскую роль) — рыбья морда: глаза навыкате и круглый рот. Еще у нее два слуховых аппарата и дар читать по губам. Она упала в обморок. Ей наняли ассистента Поля (Венсан Кассель) — с физиономией, как у Боярского: щетка усов, мешки под глазами. У него — срок в тюрьме и дар планировать идеальные кражи.

Дары Карлы и Поля пришлись друг другу, как к шарику горшок, а хвост ко дню рождения. Только и сами герои фильма, и зритель поймут это к середине фильма, а вариация на тему «Как украсть миллион» займет лишь последние 15 минут. Одиар, сценарист («Сезар» за сценарий; соавтор — сочинитель романа «Сага» Тонино Бенаквиста) и режиссер фильма, расточителен — может себе позволить. Талантлив, как Маль, Клеман, Клузо, Корно, все великие кинофранцузы, что превратили криминальный жанр в язык экзистенциального высказывания. Своим даром, ныне редким, — сооружать небывалую криминальную интригу — он не пренебрегает, но распоряжается по-своему. Изучает два случая одиночества в бесстрастный объектив: так биолог разглядывает судьбу бактерии в микроскоп. Затем совмещает две пробы с двумя бактериями и ждет реакции. Криминальную ситуацию выращивает, как грибок, — оттого она не кажется гламурной выдумкой, но произведением самой жизни. Фомы, не верующие Голливуду, утолят свою тягу к бульварщине через Одиара — он умеет показать идеальное преступление как происшествие стопроцентной вероятности. По дороге обнаружатся сто скрупулезных наблюдений: о скудности словаря социального общения, невозможности свободы в обществе, сути понятия «близость», одним словом — экзистенции.

2

Отзывы пользователей о фильме «Читай по губам»

Фото Kabal
отзывы:
106
оценок:
109
рейтинг:
716
9

Раствори пустые веки, прочитаю по губам

Два главных героя — секретарша Карла (прекрасная Эммануэль Дево), ошалевшая совершенно от одиночества, и усатый мужчинка с негативным тюремным прошлым и щемяще простым данным именем Поль (Венсан Кассель, одна из лучших ролей) – встретятся однажды в образцовом офисе одной строительной фирмы, сходят в закусочную напротив и после уже не расстанутся больше чем на день. Она зачем-то даст ему работу, квартиру, солидную пачку денег. Он сделает ее другой – более осязаемой, настоящей и красивой. Карла очень плохо слышит — она носит слуховой аппарат и умеет читать по губам. Поль очень плохо адаптируется – у него долги и ежедневные отметки у участкового. Вместе с помощью чемодана чужих денег они решат обеспечить себе светлое и беззаботное будущее, но в последний момент, как водится, все пойдет не так.

«Читай по губам» обладателя Большого приза жюри Канн за фильм «Пророк», Жака Одияра – жутчайшей мощи картина и совершенно точно лучший фильм из тех, что я видел за последнее время. Не новый, но очень похожий на чей-то крайне удачный дебют. Не столько криминальная драма, сколько чувственный сентиментальный репортаж, не столько о сексе, сколько о дыхании, интимном движении губ, вздохе прощания. В то время как герои экранов пытаются разгрести заваленные рухлядью дни, Жак Одияр снимает фильм о том, насколько важен конкретный миг, секундные слова, обезумившие глаза, на коих тень надежды, в момент опасности. Есть что-то упоительное и очень правильное в его режиссерской чувствительности к игре светотени, нежным монтажным фокусам и прочим красивым визуальным ухищрениям (придуман даже прием, как показывать глухоту – у героини в момент борьбы, например, спадает слуховой аппарат). Причем все это, абсолютно очевидно, сделано только ради того, чтобы снять потрясающую и совершенно незабываемую сцену на крыше, когда Карла, увидевшая в бинокль забрызганные шипучей кровью губы Поля, сможет понять, что же ей сделать, чтобы спасти его от неминуемой смерти.

Словом, этот фильм бледно-небесного цвета, с потрясающими актерскими работами (актриса Дево получила «Сезар» за лучшую женскую роль, обойдя в том году дурнушку Тоту из «Амели» и Юппер из патетической «Пианистки»), особый. Недоумеваю, как я мог пропустить столь роскошное кино.

5
Фото Natasha
отзывы:
81
оценок:
133
рейтинг:
139
7

Бони и Клайд по французски )), сколько внутренней силы и эмоций скрыто под серым обликом офисной секретарши. По детски порадовал счастливый финал, фильм посмотрела из-за Венсана Касселя молодого (и все-таки не мой герой)), но даже несмотря на это, весьма увлекательная история, рекомендую.

2
Фото Ольга Сергеева
отзывы:
46
оценок:
90
рейтинг:
49
9

С удовольствием посмотрела этот фильм. Понравился настолько, что приобрела в домашнюю коллекцию. Чем-то отношения героев напомнили фильм "Самая обаятельная и привлекательная", правда с криминальным уклоном. Героя Касселя, героиня, как женщина изначально не интересует. Но она настолько увлечена им и хочет быть рядом с ним, что в финале это уже не два одиночества, а пара. Еще одно доказательство тому, что совместная деятельность сближает )

1
Фото kinomedved.livejournal.com
отзывы:
946
оценок:
965
рейтинг:
159
1

Первый сравнитена номаный филм из-под-папиного-одеяла-вылезшего Одияра. Даже такой несколько хичкоковский, филм-то сей (эдакое крайне лайт, легкое, но все-таки поствестие Хичкока). Первая половина – ваще несколько улётно смотрится, но потом, конешно, действо принимается развиваться так, што к нему слегонца поостываешь. Но в конце, значица, – опять антересно, что, собственно, вконец (сорри за тавтологью) и примиряет с энтою, понимашь, фильмой. Деваха – реально уродина; зато Кассель, сука, – красава (поймите мя, конешно, бля, прально – не вздумайте подумать там чаво-то; «красава» ж – в переносном, ясен хуй, смысле). Энтот самый Кассель здеся даже на младого Мишу Боярского несколько похож, чё не может не радовать простого советского зрителя (меня то бишь – ну и вас, хотелось бы надеяться). Словом, вполне, вполне. Говорил же, чё Одияру следовало именно што в нулевых начинать снимать, а не в девяностых. Говорил – и вот: сбылась справедливость энтого моего говорения. Так-то вот, братцы, кролики, бля, и зайцы, так-то.

0
Фото Asya Gerasimova
отзывы:
7
оценок:
16
рейтинг:
8
7

Авантюрный романчик, насквозь пропитанный столь подкупающей дурманящей атмосферой французского фестивального кино, кое-где сквозящего экзистенциальностью - спокойно тягучий и не выворачивающий душу ни во время, ни после просмотра. Заявленной экзистенции в фильме не то что бы достаточно для шедевра, а действие - не то что бы очень увлекательно для криминальной драмы. Однако я столь нежно люблю характерно губастеньких от классической артикуляции француженок-серых мышек в капроновых колготах и мужчин с милыми моему сердцу усами моего отца в молодости (Боярский второй папа), да ещё вкупе с вышеопределённой атмосферой, - что от просмотра фильма остались самые приятные эмоции, а в памяти запечатлелись спокойные до безмятежности кадры похождений серого свитера в серых столовых. Саундтрек шикарный и конечно более всех составляющих фильма играет на драматическую фестивальность произведения: стоит мысленно кое-где в решительные моменты приложить к видеоряду что-нибудь такое динамичное вроде i`m loosing my favorite game и вырезать вкрадчивую настороженную тоску скрипок в сценах общения героини и ксерокса - как мера европейской фестивальности фильма перевернётся с ног на голову.

0

Галерея