Фильм

Фильм Чеховские мотивы

2002, Россия, Украина, IMDb: 6.9

1/10

Драма Киры Муратовой по мотивам чеховских рассказов.

Черно-белая история семейного скандала на почве денег и церковного венчания с участием призрака самоубиенной возлюбленной жениха. Объединив два малоизвестных произведения Чехова — рассказ «Тяжелые люди» и одноактную пьесу «Татьяна Репина» — в нечто сверкающее, большое и прекрасное, Кира Муратова намекнула, что по степени просветления превратилась уже в азиатского кинематографиста: только они умеют видеть реальность без диалектических противоречий, необходимых жалкому западному уму, чтобы извлечь из происходящего хоть какой-то смысл.

СтранаРоссия, Украина
ЖанрыДрама
Продолжительность2 часа
Дата выхода26 июня 2002
Дата выхода в России26 июня 2002
Возрастное ограничение12+

Рецензия «Афиши» на фильм «Чеховские мотивы»

После просмотра "Чеховских мотивов" Киры Муратовой отчетливо понимаешь только две вещи: что это было что-то большое и прекрасное, как Кельнский собор, и что кроме этого ты больше ничего не понимаешь. За два предыдущих часа тебе рассказали историю о том, как в некоем доме, украшенном полотенцами с девизами типа "Для милого дружка вынь сережку из ушка", из-за денег разгорелся скандал, как студент Петр, возмущенный скупостью отца, ушел из дома, как размытая проселочная дорога привела его на пышное церковное венчание и как туда же явился призрак самоубиенной возлюбленной жениха. И что это было такое? Что хотел сказать автор?

В деле толкования фильма первоисточник, Чехов, не большой помощник. Муратова объединила два его малоизвестных произведения, рассказ "Тяжелые люди" (про скандал) и одноактную пьесу "Татьяна Репина" (про венчание), в сооружение, к создателю "Дамы с собачкой" никакого отношения не имеющее. Хотя текст классика воспроизведен довольно точно, говорить о "чеховском настроении" или "чеховских мотивах" странно. Мотив тут один: Муратова вычитала из книжки что-то ее заинтриговавшее. А уж чья там книжка - Чехова, не Чехова... Фильм Муратовой не имеет к этому отношения, потому что не имеет отношения вообще ни к чему, кроме самой Муратовой.

Ломать голову бесполезно. Понять, о чем говорит Муратова, нельзя, потому что она не говорит ни о чем. Ее любимые герои - не люди, а церковная утварь и животное свинья. Утварь сверкает на хрусткой черно-белой пленке, переливается алмазами, заливает экран слепящим торжественным светом. Свинья нежится в луже, получая плотское удовольствие. При этом для Муратовой тут нет никакого противопоставления возвышенного и низменного. Не потому, что свинья совсем не ассоциируется у нее с чем-то "низким", а потому, что в ее мире вообще больше нет места противопоставлениям. Домочадцы скандалят, в сотый раз повторяя идиотские обвинения. Наталья Макарова по телевизору исполняет "Умирающего лебедя". Свиные рыла гостей смешно щерятся из-под бантов. Святой отец совершает таинство. Жизнь абсурдна. Жизнь волшебна... И это не противоречие, потому что эта жизнь приемлет все: и святость, и пошлость, и алмазы, и лужу. В ней нет "верха" и "низа", есть лишь пульсирующая плазма, чьей единственной моралью является жажда быть. Может быть, Кира Муратова достигла уже таких высот просветления, что превратилась в азиатского кинематографиста? Только они умеют видеть реальность без диалектических противоречий, необходимых жалкому западному уму, чтобы извлечь из происходящего хоть какой-то смысл. А может быть, оставив позади христианский уровень, она уже перешла в разряд демиургов Ветхого Завета, занимающихся только базовыми вопросами мироздания, и ее тотальное, всеобъемлющее кино - ковчег, в котором только и можно спастись?

Есть, впрочем, одна зацепка для тех, кто все же не готов расстаться со смыслом. Попав в церковь, до конца изнурительной службы Муратова из нее уже не выходит, так что главный массив картины составляет собственно богослужение. Уже и гости все измаялись, и черный призрак Татьяны Репиной исстонался весь, а поп все твердит свое: "Господи Боже наш..." И пока он не кончит, Муратова никого не отпустит. Для нее принципиально, чтобы обряд совершился в режиме реального времени - потому что, в сущности, ее кино рассказывает именно о времени: из чего это оно состоит и каким бывает - одновременно божественным и невыносимым.

1 ноября 2002
7

Привыкнув к радикальности Киры Муратовой, как к рутине, мы перестали удивляться ее фильмам. Но «Чеховские мотивы» ошарашивают. Своей прозрачностью, сложностью, неожиданной кантиленой. И все это, несмотря на знакомые ужимки персонажей, откровенную пародийность и механистичность фирменных приемов. При этом общее настроение картины, ее стилистические перепады, замирания-паузы, чередующиеся со скандалами-взрывами, карнавальная зрелищность, внебытовой лиризм и бытовые ритуалы задают непривычный угол зрения. Необычный для поздней Муратовой способ смотрения. Долготу и нерв формы. Тягучий ритм и игривость.
Воссоединив рассказ «Тяжелые люди» и пьесу-шутку «Татьяна Репина», Муратова спровоцировала другой тип восприятия не только бытового сюжета и условного зрелища, но самой кинематографической материи. Ее диссонирующей соразмерности.
Театральные новаторы прошлого века обращались — для обновления сценических идей — к ритуальным формам старинного театра. Кира Муратова экранизирует раннего Чехова и превращает кино в ритуальное событие.

21 августа 2010
7

Песни по мотивам чеховских произведений исполнены Муратовой на расстроенной гитаре, часть струн которых потеряна, а часть перепутана. Это скорее шоу уродов и балаган лилипутов, чем театральная традиция или чистый синематограф. Это лирика безумия и грохот пьяной кавалерии, а не стройные хоралы вымуштрованных студентов. Это больничная карта, а не оркестровая партитура. Это костюмированный украинский шабаш, а не декорация русской литературы. Это камлание ритуала изгнания бесов, а не церковная служба. Это Муратова, а не Чехов, несмотря на то, что между ними всегда было что-то безумно общее и если проводить линию между последним и режиссером Феллини, то Муратова обязательно будет на ней. Впрочем те, кто знакомы с предыдущими «экранизацией» за подписью Киры Муратовой, догадываются, что поклонникам Чехова лучше не беспокоиться, а поклонники Муратовой понимают, что им беспокоиться стоит, но не по поводу фильма, а по поводу собственного душевного здоровья.
В принципе, в основе картины лежат своими раздробленными костями две вещи писателя - пьеса «Татьяна Репина» и рассказ «Тяжелые люди». Начинается фильм с живописного эпизода в грязном дворе и по муратовски абсурдного общения, отвергшего все каноны повествовательных догм, смещая историю со стройки и хамоватого автера Баширова в дом, где вот-вот разразится внутрисемейный скандал. Для того, чтобы понять, что свара неминуема, достаточно посмотреть на одухотворенные лица отца, матери и детей. По каждому из них плачет сумасшедший дом, но вместо этого они вполне удобно устроились в кадре фильма режиссера Муратовой. Итак, сын, психуя на отсутствие денег, берет велосипед и уходит, по колено в грязи, по направлению... впрочем, какая разница, куда он собирался, все равно пришел он к церкви, ровнехонько в тот момент, когда там служился процесс венчания. Несколько затянутый процесс, к слову. Настолько затянутый, что толпа, наполовину состоящая из участников балаган-труппы «Маски», начинает постепенно вытворять бесчинства. Так и тянет тут повспоминать творчество Бунюэля с его антицерковными репризами, но, похоже, это будет не совсем, все же, к месту.
Впервые за последние несколько десятилетий Муратова (и, как показывает время, ненадолго) возвращается в эстетику черно-белого кино, но делает это так, что многим юнцам, пытающимся творить в подобной цветовой гамме, должно быть стыдно за собственные опусы. Но, изменив в цвете, режиссер остается неизменной в своем мизантропическом декандстве; механике репетативной моторики фраз, движений, а то и целых последовательностей кадров; особой вибрации, когда если ты чуть-чуть не попадаешь в тон картине, то она начинает тебя бесить; опять же - в неожиданности и ломке стереотипов. Казалось бы, знаем Муратову уже всю, вся ее изобразительная атрибутика и спектр выразительности виден как облупленный, но она вновь выскакивает где-то в новом контексте и снова лупит сковородкой по голове. Такая она, Муратова. Впрочем, это хороший знак. Опустошенности «Астенического синдрома» больше нет и не будет, автор то ли окончательно махнула рукой на общество, то ли приободрилась и ожила.

22 января 2010

Оттяг! Ну то есть ну после "Пианиста" - ну полный оттяг! Кира! Ки-ра!!! Хотя по временной протяженности и степени занудности они, на первый взгляд, друг друга стоят. Но это только на первый! Имеющий уши, да? Блюдо для настоящего гурмана. Товарищ Каленов, наше вам! По-моему, это стопудовое гран-при. Одна только проблема - массовому зрителю там делать нечего. Евреев там на каждом шагу не мочат. Даже за весь фильм просто никого не замочили. Ни даже пощечины сраной. Вопрос: чем же они там два с лишним часа занимались? Эротических сцен - 0 р. 0 коп. Так все-таки: чем? Плюшками баловались, знаете ли. Маски-шоу сами по себе явление, но в муратовской режиссуре! Ставрыгин - талисман Киры Муратовой. Говорят, самое большое блаженство - отдаваться тому, кто трахает талантливо. Так вот, Кира, продолжайте трахать маски вместе со Ставрыгиным, и бишь, как его, батюшкой... С нетерпением ждем новых результатов. Маски - отдайтесь. Молча. И с той же страстью. Заподло заключается в том, что наличествующую труппу представили до просмотра. Ну елки-палки, чтобы вам ни сделать наоборот? Ведь когда ты фильм видел, то уже иначе воспринимаешь каждую игровую единицу - а именно, как единицу, на не как пюре, в котором все компоненты на одно лицо. Понятное дело, известные - они известные. Но когда их больше 10, то неизвестные превращаются в один сплошной эффект smudge. Операторская работа - супер. Кина, между прочим, черно-белая. Без всяких претензий на древность в виде псевдо-эффектов старой пленки. Когда пацан топает по дороге - это просто непрерывная серия художественных фото. А музыкальное сопровождение! Лебедь - без купюр - раз. Церковный хор из певцов явно не хорового уровня - два. Две женщины, и 5-6 мужиков. Тембральность просто потрясающая. Студент - ну ты даешь! Я б поверил, что ты на самом деле такой. Тоже относится и к мамке с дочкой. После кина вышел обновленный. Крышу проперло как свежим сквозняком. Благодарствую... Ляпота, одним словом.

6 сентября 2003
Все отзывы
Читайте также
Лучшие русские фильмы
Лучшие русские фильмы
Лучшие русские фильмы
10 недооцененных мультфильмов Disney, которые стоит посмотреть вместе с детьми
10
недооцененных мультфильмов Disney, которые стоит посмотреть вместе с детьми
10 недооцененных мультфильмов Disney, которые стоит посмотреть вместе с детьми
7 аниме, номинировавшихся на «Оскар»
7
аниме, номинировавшихся на «Оскар»
7 аниме, номинировавшихся на «Оскар»
11 полнометражных аниме Хаяо Миядзаки, которые настала пора показать вашим детям
11
полнометражных аниме Хаяо Миядзаки, которые настала пора показать вашим детям
11 полнометражных аниме Хаяо Миядзаки, которые настала пора показать вашим детям