Киноафиша Москвы

Все отзывы о фильме Человек без прошлого

6.2
оценить
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Мур Соболева
Фото Мур Соболева
отзывы: 89
оценки: 11
рейтинг: 82

Едва сойдя с поезда на Хельсинкском вокзале, строгий мужчина в костюме (Пелтола) получает по голове от уличной шпаны, которой приглянулось его радио. Сочтенный мертвым, а позже воскресший, он бежит из больницы весь в бинтах на городскую свалку, откуда, чуть отлежавшись, и начинает спокойно и уверенно улучшать окружающий мир. Гран-при и приз Оутинен как лучшей актрисе в Каннах-2002.

0
0
...
1 ноября 2006
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото M_Thompson
Фото M_Thompson
отзывы: 1370
оценки: 1383
рейтинг: 543
9

В центре этого самого известного и, пожалуй, самого репрезентативного фильма финского режиссера Аки Каурисмияки. Вполне обычный работяга (Маркку Пелтола) приезжает из глубокой провинции в столицу, где его первым же делом бьют по голове и отбирают все ценное, что у него есть, в том числе и память. Пришедший в себя в больнице безымянный в том числе и для себя самого мужчина в полной растерянности - не только не понятно куда теперь идти, но и что делать вообще. В результате он оказывается на мусорке, где стайка хмурых, но добрых людей находит для него местечко. Памяти нет, что называется, совсем. Мужчина не помнит не только имени и адреса, где он живет, но и названий большинства предметов и действий. Все приходится учить заново, в том числе и эмоциям. Довольно скоро, впрочем, он становится на ноги - нехитро обустраивает свою хибарку, высаживает картофель, знакомится с хмурой, но доброй девушкой Ирмой (Кати Оутинен), что кормит бедолаг супом. И тут казалось бы жизнь наберет обороты, но это фильм Аки Каурисмияки, у которого градус абсурдного реализма не должен спасть ни на секунду. И в результате то банк продадут в Северную Корею, то все те же бандиты нападут. Но изгои друг друга в беде не бросают. И звенит над мусоркой пролетарский рок в честь Иванова дня.

Фильм "Человек без прошлого" стал с одной стороны главным успехом и главным разочарованием Каурисмияки как режиссера для мировой общественности. Посудите сами - фильм должен был выиграть Канны, но приз отдали менее сильному, но более политически острому "Пианисту" Романа Поланского, чем вызвали бурю недоумения и даже негодования со стороны разбирающихся именно в кино людей. Фильм номинировали на Оскар, но тут уже сам Аки не поехал в США, в знак протеста против войны в Ираке. Так или иначе, самого автора эти видимые неудачи совершенно не беспокоят, ведь главное, что фильм действительно стал лучшим в его кинематографической карьере, был лучшим на каннском конкурсе 2002 года, да и отхватил там пучок наград рангом поменьше, в том числе и Гран-при.

Отдельного упоминания достойна и Кати Оутинен, которая мало того, что сыграла очередную вариацию каурисмиякиевской героини, так автор ей позволил небольшую сцену счастья, где она впервые за все свои роли у финского гения меняет выражение на лице и превращается в Женщину. Метаморфоза имела столь поразительный эффект, что актрису тут же признали лучшей в конкурсе, а рецензенты сбились с ног, описывая ее красоту, наверстывая упущенное за прошлые годы.

Сам же фильм в целом тоже многозначителен и двузначен. С одной стороны - это классическая история о человеке с амнезией, но работает она не совершенно противоположном векторе, исследуя скорее неизвестное будущее главного героя, вместо того, чтобы гнаться за потерянным прошлым. Для него жизнь после больницы (чистилище?) становится своего рода раем, хоть и не без своих теней - проблемы не отступили, конечно же, но появились светлые оттенки человеческих отношений, проявляющиеся, как это ни парадоксально, в обществе отвергнутых обществом неудачников и тем самым играя контрапунктом с мотивом <Чуда в Милане> Де Сики. Иными словами, при всей довольно трагичной истории, <Человек без прошлого> - самый оптимистичный фильм Каурисмияки, показывающий всю ту же страшную историю социального маргинала, но уже под другим углом освещения.

Сама идея фильма, как рассказывает режиссер, появилась у него давным давно, когда он и сам страдал от потери памяти, но не от удара по голове, а от чего-то близкого по эффекту - алкогольного опьянения. В тот момент он смог посмотреть на миг совершенно по другому, не имея за глазами груза прожитых лет и не будучи ведом привычными штампами и стереотипами. Впрочем, для фильма Аки не мог использовать тот же метод потери памяти, который он лично пережил. Он слишком эмоционально скромен и вежлив, чтобы лить на экраны откровенную "чернуху". У него даже ограбление показано вполне спокойно и без особых подробностей. Конечно, некоторым совершенно далеким от творчества Аки Каурисмияки и кинематографа вообще людям это не мешает видеть в картинах финского режиссера "чернуху", но это скорее что-то на уровне восприятия. У кого <чернуха> в душе, тот увидит ее повсюду.

Стилистически фильм выдержан в самых любимых режиссером традициях странных сочетаний американских дешевых картин рубежа 20-го века и поэтическим романтизмом Виго и Ренуара. То есть с одной стороны автор бросает своих героев в нелегкие испытания, но с другой - испытывает к ним крепкую привязанность и заинтересованность в судьбе, чего так сильно не хватает многим социально острым европейским режиссерам нового поколения, которые максимум, что позволяют себе зачастую, так это критику экономического положения на макроуровне, забывая о том, что герои их картин тоже, в общем-то, люди.

О старых американских фильмах напоминает и манера съемок фильма. Эти теплые, даже в чем-то романтические тона декораций, скупая внешне, но насыщенная внутренне актерская игра. Плюс идеально минималистичная операторская работа с минимальным движением камеры в духе Ясудзиро Одзу и отсутствием каких-либо красот в кадре.

Но к привычным уже темам и приемам режиссера добавляется то, что уже не раз проскакивало в поздних фильмах Каурисмияки, а теперь звучит в полный голос - герой-неудачник не собирается смириться с собственными бедами и бежать от них в далекую и недостижимую Эстонию. Он берет все в собственный руки, и вот никому не нужный ансамбль Армии Спасения набирает обороты под чутким руководством человека без прошлого, но человека с будущим.

4
0
...
12 июня 2011
Фото Паршивого Бабца
Фото Паршивого Бабца
отзывы: 322
оценки: 1355
рейтинг: 348
1

Добрые финские люди ещё долго будут пытаться догнать наше чёрно-белое советское качество фильмов по части человеческого чувства. Ну не дано им там... Разве бывает всё так топорно в жизни: сошлись первый раз в жизни два чела, сказали друг друга приличными словами, что каждому нужно, развернулись и зашагали каждый к своему следующему челу - и так до счастливого финала! Даже для Суоми очень стерильно! С девушкой смотреть не советую - скучно...

0
0
...
6 сентября 2003
Фото kinomedved.livejournal.com
Фото kinomedved.livejournal.com
отзывы: 946
оценки: 965
рейтинг: 152
1

Поначалу возрадовался: почудилось, что фильма из того божественного Каурисмяки, который сымал на рубеже 80-х–90-х. Но очень скоро всё, увы, скатилось в расхожую бодягу позднего Каурисмяки – в эдакую балладу о презренном этом вашем «маленьком человеке». Хорошо хоть, что в замечательно фактурном актере нет ничего от какого-нибудь Башмачкина. За счет этого чела, похожего на полупожилого Тарантину, «Человек без прошлого» с нехуёвым счетом выигрывает у таких каурисмяковских унылок, как «Дрейфующие облака», «Юха», et cetera. И в кои-то веки у Аки в картине звучит очень приличная современная группа. В общем, не без удовольствия даже позырил я сию пусть необязательную, но во многом симпотную-таки ленту.

0
0
...
17 марта 2011
Фото Valentina Mayak
Фото Valentina Mayak
отзывы: 11
оценки: 36
рейтинг: 3
7

Моментами - гениально, местами - скучно. В целом - первоклассный фарфор, а не фильм. Одна счастливая Кати Оутинен и ансамбль Армии Спасения стоят многого.

1
0
...
8 августа 2012
Фото Настя Черникова
Фото Настя Черникова
отзывы: 2
оценки: 6
рейтинг: 1
7

Кино начинается, когда солидный мужчина с планами на лучшую жизнь и трудоустройство сходит с поезда в Хельсинки и моментально получает по голове от уличных хулиганов так, что за десять минут успевает впасть в состояние комы, очутиться в больнице, умереть и возродиться. Это воскрешение служит отправной точкой к цепочке чудес, которая будет сопровождать зрителя на протяжении всего фильма.
Кто-то назовет эту картину наивной и ненастоящей, искусственной и абсолютно не соответствующей реальности, но разве не прекрасно видеть сказку, которой действительно веришь, невзирая ни на что? Нельзя не оценить режиссерский подход в выборе образов актеров – бесстрастные и сдержанные, лишенные голливудской красоты и изящества – им удается вселить доверие и погрузить в атмосферу фильма с головой.

Неслучайно Кати Оутинен, сыгравшая роль возлюбленной из «Армии спасения» и, к слову, более известная, как исполнительница ролей в фильмах Аки Каурисмяки, удостоилась награды Каннского фестиваля как лучшая актриса в то время, как лента получила Гран-при и номинировалась на Оскар.

Невероятная комичность в сочетании с душевной раздробленностью и абсолютной растерянностью, которая сопровождает Потерявшего память с тех пор, как он покинул больницу, подтверждает непривычное определение жанра как «драмы/комедии».
Реакция еще одного любимца режиссера - Марку Пелтола, сыгравшего главную роль, не оставляет равнодушным – достаточно вспомнить эпизод с ограблением швейцарского банка – светлая непринужденность, с которой герой встречает грабителя достойна восхищения. На самом же деле все очень просто и объясняется лишь тем редкостным моментом восприятия, когда в фильме вообще не существует напряженных моментов и в подобное сцене нельзя ожидать ударов, выстрелов и крови, потому что в мире, созданном
Каурисмяки, нет насилия и злобы, а вору нужны деньги только для того, чтобы расплатиться с бывшими работниками, потому что чувство вины не дает ему покоя.
Мы отдыхаем и верим в эту фантастику, потому что хотим перевернуть мир и стать чуть-чуть лучше.

Если отпустить атмосферу и обернуться к сюжетной линии, зритель увидит безработного, безымянного мужчину в незнакомом городе, когда все цели остались далеко позади, а впереди только суровое ожидание смерти. Что может быть хуже? В первые полчаса просмотра, основную тему фильма вполне можно обозначить как безысходность. Неожиданно и очень тривиально для сказочного сюжета, Неизвестный влюбляется и обретает смысл.
Факт потери памяти становится для героя дверью в новую жизнь, возможностью начать все с чистого листа.

Неслучайно и образы влюбленных столь не молоды и непосредственны – каждый из них – живое воплощение среднего человека, который и в сорок, и в пятьдесят, должен быть способным увидеть чудо, зацепиться и не отпускать его.

Нельзя не уделить внимание музыкальному сопровождению, которое даже не удается назвать фоном, потому как оно – важная и неотъемлемая часть вообще фильмов Каурисмяки. Можно упрекнуть режиссера в изрядной консервативности, когда большинство его работ сопровождает одна и та же группа – как актеров, так и музыкантов, но нельзя не оценить и талант, свойственный ему в подборе композиций к каждому эпизоду. Тексты песен говорят за героев, а мелодии погружают зрителя в необходимую атмосферу. Так, например, финальный эпизод сопровождает лиричная Anniki Tahti, поющая о знаковом «Монрепо» в Выборге, а то, что мы слышим в титрах – не что иное, как очередная работа финской группы Marko Haavisto & Poutahaukat под названием «Stay» («Don`t go away, what`s the use of going away?.. will be fine if you stay…»)

В общем, считаю кино определенно достойным просмотра, и не один раз.

0
0
...
7 июля 2009
Фото Dima  Stepanov
Фото Dima  Stepanov
отзывы: 5
оценки: 5
рейтинг: 1

Как и прочие ?скандинавские? кинопродукты, ?Человек без прошлого? очень реалистичен и натурален, именно, натурален (но не натуралистичен). В нем нет сложных душевных надрывов или необычных человеческих столкновений ?Догмы?, в нем все просто. Как сам человек без прошлого (главный герой), так и его окружение, его дама сердца (приз за лучшую женскую роль в Каннах) и просто феноменальная певица из ?Армии спасения? - вовсе не герои, хотя и не ?обычные люди?, потому что обычные зарабатывают деньги (на квартиру, машину, дом, обучение детей), делают карьеру, занимаются фитнесом и хотят выглядеть хорошо, заводят интрижки, врут и улыбаются, - в общем, ведут ненастоящую жизнь, потому что все обычные ? ненастоящие. Однако подобный пафос босяка, когда он проявляется в излияниях пьяного соседа, проходит мимо ушей, особенно ушей тех, против кого он обычно обращается. Бывает и другой случай, когда сытая и благоухающая дорогим парфюмом публика вдруг изъявляет желание со сладострастием покопаться в чем-то омерзительном и гадком, во всем том, от чего она всю жизнь бежала, но это не более чем экзотика, которой не должно быть много, иначе быстро произойдет привыкание.

Фильм Каурисмяки обходит обе крайности: в нем нет бунта против обычных и ненастоящих, он лишен также и претензии на то, чтобы разжалобить и привлечь внимание сытых. Однако он очень трогает за душу, причем именно тем, что он настоящий. Фильм ? сокровенная мечта любого лузера и алкоголика (мужчины после тридцати, наркота, одинокой девушки от 25 до 30 и проч.) о том, как могла бы измениться жизнь, если все отрезать и начать все с начала. Мечта, где оказывается возможным простые человеческие отношения, лишенные многих формальностей и условностей ?взрослой жизни?, где есть туповатый финский юмор, похожий на детские шутки, где все оценивается очень просто, через призму ?добро ? зло?. В таком мире, конечно, наши победят, правда, им придется пройти через испытания, но добро все равно победит зло, а любовь восторжествует.

Да, те самые ненастоящие, если у них достанет мужества открыть души этому фильму, понимают, что мечтают они о том же самом, а где как не в кино можно помечтать и предаться грезам. Наконец, отсутствие пафоса, характерного для неудачника, располагает к творению финского Охлобыстина и публику из разряда ?bo-bo?: подобная естественность и чистота ?возвращения к истокам? сродни тому, когда вы предпочитаете воду без газа дорогому вину. При этом простым представляется не только то, что показано на экране, но и то, как это сделано, искренне и непосредственно, в ?Человеке без прошлого? не пролезает режиссерского расчета или провокации, даже там, где его ожидаешь, Каурисмяки делает финт и смазывает все так, как оно и должно быть в жизни, представляемой мечтательным сознанием человека, видавшим виды. Если вы попались на эту удочку и начали думать о ?Человеке без прошлого? подобные вещи, значит, Аки Каурисмяки достиг своего.

Дмитрий Степанов

0
0
...
6 сентября 2003
Фото ivan  denisov
Фото ivan  denisov
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 1

Качественное кино , но смущает чрезмерная просчитанность , фильм явно ориентирован на фестивальный успех . Тут и эстетизированные "простые люди" , и отсылки к кинокласике , и эксплуатация стереотипов о Финляндии . Жюри такие вещи ценит на всех фестивалях .
&lt;br&gt; К тому же Каурясмяки упал в моих глазах после своего антиамериканского демарша . Смешно для режиссёра , который признаётся в любви к братьям Маркс и очевидно использует в "Человеке..." мотивы "Случая на мосту через Совиный ручей" Бирса .

1
0
...
22 апреля 2004
Фото дмитрий  иванов
Фото дмитрий  иванов
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 0

1. Благодарность г-ну Каурисмяки за отличный фильм.
После него и солнышко ярче, и травка зеленее, и птички голосистее. Кроме того, отличная музыка и потрясающие пародии на финнов.
Фильм о человеке, оказавшемся вне своей прошлой жизни и начавшем новую. Очень жизнеутверждающий и умный.
2. Презрение к тем, кто говорит про скуку, некрасивых людей и плохии декорации. Где это вы видели бомжей с внешностью Лив Тайлер, живущих в роскошных квартирах и развлекающихся целыми днями?
Вы слишком ориентированы на стандартное голливудское развлекалово и потому фильмы хоть немного другие воспринимать не можете.
Regrets. Мне вас жаль, вы многое теряете.

0
0
...
6 сентября 2003
Фото миша . черняков
Фото миша . черняков
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 0

просто нельзя всем, буквально, нравиться

0
0
...
6 сентября 2003
Фото lena olegovna loutchkina
Фото lena olegovna loutchkina
отзывы: 4
оценки: 4
рейтинг: 0

Да уж, отличный фильм, просто захватывает! Где они нашли такое старье, или сколько им стоили такие декорации для съемок! Какие-то сараи, бомжи, особенно мне понравилась фраза "Пойдемте поужинаем", после чего они пошли в какую-то общепитовскую благотворительную столовую, где ели нечто вроде детсадовского "первого" в плохой посуде! И на фоне всего этого великолепия чистая, платоническая любовь двух отморозков! А самое главное -- актеры! вы меня извините, но таких некрасивых людей нельзя пускать на экран. Фильм длится равномерно без интриг, взрывов, эмоций, так называемая страничка из видеодневника финского далекого захолустья. Очень мило выглядело как эта пара сидела, положив ручки на коленочки, и слушала радио. Честное слово, фильм просто угнетает, вся эта серость, бесконечная скукота, пустота, неизвестно, как они это снимали и на что расчитывали. Может быть, конечно, среди кругов, где тусуется моя прабабушка, и найдутся почитатели такого произведения киниматографии, но только не нормальные современные люди!

0
0
...
6 сентября 2003
Фото Александр Сергеевич Михеев
Фото Александр Сергеевич Михеев
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 0

ДА! Фильм отборный такой надо поискать!!! Даже у бабушкиной кинотеке трудно найти такую... фигню!!! Это нельзя показывать, хотя перед сном можно: быстро засыпается!!!
Я маялся на сеансе!!!Жаль подушки не было,а то бы я храпанул часок-другой!!! Короче все идите на него!!!
ВЫСПИТЕСЬ ВСЕ ОТЛИЧНО!!!

0
0
...
6 сентября 2003
Фото Ванька Неттович Жуков
Фото Ванька Неттович Жуков
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 0

Каурисмяки не борется со сценарием как со стихией, необузданной и непредсказуемой. Он свободен и открыт, подобно гавани, принимая море людей в свои объятья. Он не доказывает, просто верит в эту величайшую иллюзию, называемую человеческим счастьем.
и ты веришь :)

0
0
...
6 сентября 2003