Все развлечения Москвы
Москва

Все отзывы о фильме «Окно во двор» (США, 1954)

7.0
оценить
Фото Михаил Брашинский
отзывы:
503
оценок:
77
рейтинг:
946
9

Прикованный производственной травмой к инвалидному креслу фотограф (Стюарт) от безделья следит за жителями дома напротив и постепенно понимает, что один из них (Берр), скорее всего, прикончил свою жену.

Он и сам не прочь прикончить свою надоедливую невесту. Поскольку это неотразимая Грейс Келли, паралич героя носит откровенно сексуальный характер. Он — тотальный импотент; все, что может, — это подглядывать: то в подзорную трубу, то в фотокамеру. Так как действовать он не способен, всю грязную работу приходится выполнять ей, и только увидев ее в глазок камеры на «той стороне», он наконец влюбляется — не в нее, а в образ, узнанный в «экране» чужого окна.

Разумеется, речь не о преступлении, а о кино. Хичкок выводит его генеалогию из вуайеризма, болезненной страсти к подглядыванию. Мы, утверждает Хич, вынуждая нас взглянуть на реальность глазами героя, ничем не лучше его — импотента, извращенца, кинематографиста и кинозрителя в одном лице, потому что экран — это не окно в мир, а замочная скважина в чужую спальню. Кино — искусство в принципе аморальное. Тот, кто не любит заглядывать в чужие окна, не любит кино.

Опередив свое время, Хичкок, по сути, создал матрицу «виртуального» фильма: из мира поступков, жестов и слов действие перенесено исключительно в пространство зрения. Тут тело — всего лишь ненужный придаток взгляда, а взгляд — главное средство коммуникации, инструмент выбора, ключ к разгадке. Убийства или фильма — неважно. По Хичкоку, это одно и то же.

4

Отзывы пользователей

Фото N3
отзывы:
87
оценок:
1697
рейтинг:
379
7

Фоторепортер Джеф (Джеймс Стюарт), сломав ногу неважно где, вынужден томиться дома в инвалидной коляске у открытого окна. От скуки он начинает разглядывать жильцов в доме напротив, вскоре становясь свидетелем предполагаемого преступления, совершенного за задернутыми занавесками. Правда, от увиденного (вернее, додуманного) кости в сломанной ноге чудесным образом не срослись, поэтому он начинает расследование, прибегая к помощи приходящей медсестры (Тельма Риттер), своей возлюбленной Лизы (Грейс Келли, к слову, одна из любимейших актрис Хичкока), а также телефона и бинокля.
Этот старый-старый детектив (1954) исполнен в манере «картины над каминной полкой», напрочь лишенный всяких киношных технических уловок, но от этого выглядящим сегодня не менее привлекательным. Выпущенная пуля здесь не замирает в движении, да и грузовик не взлетает на воздух (хотя в самом фильме нет ни пуль, ни грузовиков), но само осознание того, что хоть этого я не увижу, вызывает просто какую-то детскую радость. Скажу вам, что даже расчлененный труп Хичкок умеет подать зрителю так благородно, что многим ресторанам есть чему поучиться. Для самого же режиссера эта лента – «возможность сделать чисто кинематографический фильм. Прикованный к креслу человек, глядящий из окна, – одна часть фильма. Вторая часть показывает, что именно он видит, а третья – как он на увиденное реагирует. Это и есть чистейшее выражение кинематографа». Вон оно как. Черная комната, белый экран.

3
Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
510
9

Один из самых популярных как среди зрителей, так и среди последователей, фильм Хичкока, рассказывающий и показывающий историю одного сходящего с ума от скуки фоторепортера Эла Джеффриза (Джеймс Стюарт), который в одной из лихих переделок - а парень он не из робких и сидеть на месте не любит - сломал себе ногу, в результате чего должен томительные недели пялиться в окно во двор, вооружившись биноклем или фотоаппаратом с зумом. А посмотреть там действительно есть на что – соблазнительная танцовщица выплясывает перед открытым окном, милая собачка бегает по двору и никого не боится, грустная женщина тоскует в одиночестве, талантливый композитор сочиняет что-то себе под нос, парочки ругаются и, вот самое интересное, мужчина склоняется над женой, задергивает штору, а через некоторое время совершает челночные броски с крупными чемоданами, будто что-то из дома под покровом темноты выносит. Больное воображение и цепкая фантазия тут же рисуют в сознании Эла кровавую драму, он с радостью вываливает свои подозрения на симпатичную подружку (Грейс Келли), друга-полицейского (Уэнделл Кори) и домработницу (Тельма Риттер), которой приходится не только мять ему больную ногу, но и копаться в саду подозреваемого. Ведь на кон поставлена тайна и репортер не остановится ни перед чем.

Один из самых известных фильмов Хичкока, который он сделал в излюбленной в те свои годы манере камерного триллера, пусть на этот раз действие сюжета ограничено не одной комнатой или квартирой, а целым городским двором, но все события картины разворачиваются именно в пределах одной большой декорации. Причем сам Хичкок считает фильм квинтэссенцией кинематографического подхода – в фильме представлен практически весь путь от привлечения интереса, до восприятия и последствия, а всему проводящий инструмент – объектив.

Опять же, «Окно во двор» содержит идеальную завязку, которую может примерить на себя любой зритель. Как известно, людей лишенных любопытства на свете очень мало, да и те вряд ли пойдут на фильм подобного рода. Поэтому можно смело предположить, что подобная история могла случиться в любом дворе любого города любой страны с любым человеком. Тем самым Хичкок еще и мягко посмеивается над собой, своими героями и своими зрителями – во все, что происходит с Элом и его знакомыми, он втягивает всех и себя сам.

Некоторые киноаналитики нашли в фильме, кроме всего прочего, довольно любопытный материал для размышления. Ведь окна, в которые смотрит Эл, являются собой не просто срезом общества, но сделанным так, что в центре среза оказывается любовь, а точнее, институт брака, что в свою очередь сильно тревожит главного героя фильма, который не очень хочет жениться на героини Грейс Келли (сошел с ума, не иначе) и все, что он видит в окне, так или иначе касается его больного вопроса.

Интересно и то, как и каким мастерством поставлен фильм вообще. С самого начала мы видим сцену, которую стоит занести во все учебники по кинематографической драматургии – настолько изящно и в нескольких косвенных деталях, подана вся история Эла, кто он, чем занимается, почему спит в кресле, почему сломана нога и даже когда снимут гипс. Опять же, «Окно во двор» - замечательный пример того, как экономно надо использовать общие планы – весь двор показан в фильме только в самый драматический момент.

И, конечно, просто потрясающе выстроен сам сценарий. Очень хлесткие, емкие и уместные диалоги, в которых нет ни строчки лишнего и каждая фраза так или иначе или раскрывает какую-то деталь из истории или закладывает идеи или эмоции к будущим событиям, их окраске. Причем в основе самой идеи о расчленении мужем своей жены и избавлении от нее по кусочкам, лежат несколько подобных реальных историй, о которых Хичкок прочитал в газетах. Конечно, многое автор придумал сам, но некоторые моменты и детали, вроде обручального кольца, были использованы именно из историй настоящих убийств (и снова тонкий штрих – Грейс Келли показывает на кольцо на своем пальце Элу, будто говоря, что она нашла кольцо, но в этом жесте есть нечто гораздо большее, если вспомнить тему со страхом брака).

Фильм вообще сделан очень тонко и изящно. Огромное количество моментов переплетается и скрепляется самыми разными повествовательными и сюжетными линиями – любовь, музыка, смерть. Одинокая женщина, слыша музыку, что написал ее сосед, вновь начинает любить жить. Отношения бездетной семьи и их собачки рифмуется с трагедией брака и легкомысленной танцовщицей, живущей напротив. Весь мир – и есть этот самый двор, в которое ведет окно, а за камерой сидит любознательный Хичкок, имеющий достаточно таланта не только придать поэтичности криминальной хронике, но и чувства юмора посмеяться над собой.

1
Фото Рома Левентов
отзывы:
164
оценок:
482
рейтинг:
54
7

Неплохой триллер. Отлично сыграл Стюарт. Грейс Келли неотразима.

Недостаток фильма - создатели постеснялись выкинуть из сценария побочные линии, которые были в литературном оригинале. В фильме они только отъедают время от основной, более интересной линии.

3,5 из 5

0
Фото moskovtseva
отзывы:
48
оценок:
48
рейтинг:
29
9

Надо же, как интересно - первый раз на "Кинопоиске" я видела в трейлере к фильму тех лет полноценный рекламный ролик (тех же лет)! Как мало я знаю.
Фильм - отличный! Любой сюжет, действие которого разворачивается в пределах ограниченной локации, требует недюжинной изворотливости и умения удержать внимание зрителя до последнего. Но - это же Хичкок! Он знает, как. Добавим к закрученной линии вкусных деталей вроде изящно и метко нарисованных разноплановых героев, чья жизнь идет фоном к повествованию, красивостей быта, блистательных актеров, наряды Грейс Келли (возможно, дело в роли, но выглядит она уже как королева) - и готово! И да, самое главное. Окно в чужую жизнь, калейдоскоп чьих-то судеб - есть в этом что-то от постыдного подглядывания, но от этого оно не становится менее манящим - всегда загадка, всегда интересно - что там, за занавесками? Хичкок покажет...

0
Фото kinomedved.livejournal.com
отзывы:
946
оценок:
965
рейтинг:
159
1

Еще один отличный камерный триллер со Стюартом – типа «Веревки», но далеко не такой мрачный. И даже вполне веселый – в лучших хичкок-традициях. Но, как и «Веревку», я лично не спешу объявлять «Окно во двор» сверхгениальным фильмом – шибко как-то всё просто по итогам, хотя с точки зрения кинематографической формы, конечно, – более чем охуенно. «Окно», однако, – один из тех фильмов, которые надлежит увидеть каждому, – просто потому, что слишком много крутостей и клёвостей объединилось для этой картины: Стюарт с Келли плюс блуждающая вот эта камера по окнам дома плюс сама эта неслыханная конструкция – мужик прикован к креслу, и всю физическую активность вынуждена проводить за него его пресимпотная подружка, а злодей до самого финала фактически не показывает носа иначе, как через бинокль героя. Ну и т. д. – может, и не самый сверхувлекательный и дико занимательный фильм на свете, но один из самых оригинальных – и хорошо при этом воплотивших свою хорошо выдуманную оригинальность. Обязаловка, словом, обязаловка – никуда вам от этого «Окна» не деться.

0
Фото Кси Икс
отзывы:
237
оценок:
236
рейтинг:
279
5

Фильм так себе, но Грейс Келли просто прекрасна, как и её платья. В остальном смотреть особо не на что и действие скучновато.

0
Фото belomor3k
отзывы:
102
оценок:
113
рейтинг:
102
7

Что делать, когда нет Интернета и телевизора?

Принято считать, что подсматривать за своими соседями в их окна неприлично. Тем более используя бинокль или какую-либо другую приближающую оптику. По мнению Альфреда Хичкока это занятие ещё и опасно. Ведь располагая только частью информации о жизни соседей, остальное можно дофантазировать, а фантазия - штука плохо контролируемая и может привести к паранойе и необоснованным страхам и тревогам.

Подсмотрев за соседом из квартиры напротив, прикованный к инвалидному креслу фотограф Джефф обретает полную уверенность в том, что тот убил свою жену. А потом хладнокровно расчленил её и вынес по кусочкам из квартиры дождливой тёмной ночью. Вот только у Джеффа никаких доказательств или зацепок, кроме собственного вИдения происходящего нет. По-этому ему не особенно верит знакомый полицейский. Зато не сомневается в Джеффе его возлюбленная Лиза. Благодаря именно её отчаянной храбрости мы всё-таки узнаем правду...

За почти два часа фильма нам покажут квартиру Джеффа, вид из его квартиры на соседские окна и узенький переулок, ведущий во двор. Всё действие будет происходить только здесь. Но, благодаря отличной игре актёров и интересным, острым диалогам между героями, скучно нам не будет. Мы будем удивляться колкости острот и мудрости изречений, которыми обменивается Джефф с Лизой и своей сиделкой Стеллой. Мы будем вместе с ними гадать, убил или не убил сосед свою жену. Мы будем переживать и волноваться, когда дамы отправятся на поиски доказательств, рискуя, возможно, своей жизнью. В общем будет интересно. А правду мы не узнаем до самого конца, накормленные интригой, сплетённой режиссёром вокруг обычного подозрения.

8 из 10

0