Фильм

Фильм Вдаль уплывают облака

Kauas pilvet karkaavat (1996, Финляндия, Франция, Германия), IMDb: 7.7

6.9
7.7
Предоставлено пользователем: Евгений Крылович
1/15
СтранаФинляндия, Франция, Германия
Продолжительность1 час 37 минут
Дата выхода26 января 1996
Возрастное ограничение16+
Финский режиссер, сценарист и продюсер, младший брат режиссера Мики Каурисмяки. Снимает кино о социальных проблемах, но с изрядной долей характерного скандинавского стоицизма и иронии — именно за сочетание специфического черного юмора и тонкого лиризма Каурисмяки полюбился критикам и зрителям. Действие большинства его фильмов (герои которых, как правило, простые рабочие или неустроенные по жизни люди) происходит в Хельсинки, но со временем режиссер расширил их географию. Одной из первых картин Каурисмяки стала адаптация (скорее даже вольная интерпретация) романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», а всемирную известность ему принесла лента «Ленинградские ковбои едут в Америку». Среди других его знаковых работ: «Я нанял киллера», «Девушка со спичечной фабрики», «Юха», «Огни городских окраин», «Гавр» и, конечно же, шедевр «Жизнь богемы». Номинировался на «Оскар» за фильм «Человек без прошлого», а в 2017 году на Берлинском фестивале получил «Серебряного медведя» за режиссуру «По ту сторону надежды». Скептически относится к Голливуду и его жанровым клише — в 80-е даже снял короткометражную пародию на сталлоневского «Рокки».

Рецензия «Афиши» на фильм «Вдаль уплывают облака»

Илону (Оутинен) уволили из ресторана «Дубровник», а ее муж Лаури (Вяянянен) въехал на трамвае в здание лотереи, и его тоже уволили. Но Илона и Лаури были честные хорошие люди, они любили друг друга и не дали невзгодам сломить себя. Кончилось все хорошо — Каурисмяки с братом по окончании съемок купили ресторан «Дубровник» и сделали из него водочный бар.

1 ноября 2006
9

Новые времена не всегда несут перемены только к хорошему. Особенно если ты уже не молод, как в случае с Илоной (Кати Оутинен) и ее мужем Лаури (Кари Вяянянен). Ресторан, где работает она, продается в новые руки, которые в старых работниках не нуждаются. Чуть раньше увольняют и ее мужа, который всю жизнь проработал в трамвайном депо и что теперь делать дальше – не имеет ни малейшего представления. Он впадает в депрессию, валяется на диване и орет на свою сестру, что работает билетером в кинотеатре, за то, что комедия, на которую они пришли с женой, вовсе не смешная и он ни разу не улыбнулся (уж не на фильм ли Каурисмияки они пришли). Единственный маяк в их семейном будущем – это Илона, которая не опускает рук, и после нескольких неудачных попыток найти работу, соглашается со своим бывшим коллегой открыть свой собственный ресторан, рискнув отсутствующей в руках синицей, ради призрачного журавля в небе.

Фильм планировался изначально под легендарную актерскую пару Кати Оутинен и несравненного Матти Пеллонпяя, а-то и как бенефис последнего, но за две недели до съемок главный актер всего творчества Аки Каурисмияки скончался, поэтому сценарий пришлось переписать и в результате «Вдаль уплывают облака» стал своего рода памятником в честь великого актера, его эпитафией. Кстати говоря, когда героиня Оутинен с грустью смотрит на фотографию, это фотография Матти. Аки был знаком с ним с детства и работать ему с ним было бесконечно легко – они понимали друг друга без слов. Поэтому потерю столь близкого друга и артиста Каурисмияки переживал очень тяжело.

Что же касается самой картины, то это своего рода логическое продолжение «пролетарских» фильмов раннего периода творчества. Помотавшись по миру, попробовав себя в самых разных культурологических средах с разным успехом, Каурисмияки вернулся на родину и принялся выдавать если не шедевры, то очень сильные фильмы один за другим.

В основе «Вдаль уплывают облака» лежит тема, которая так или иначе пересекает вообще все творчество режиссера – маленький человек становится не нужен большому обществу. На этот раз – посредством такой серьезной и жестокой проблемы, как безработица.

На самом деле, между той самой «пролетарской трилогией» и картиной «Вдаль уплывают облака» общего гораздо больше, чем просто схожесть социальных тем и проблем, в какие попадают герои этих картин. Персонажа Матти Пеллонпяя должны были звать Никандер – имя, до боли известное нам по картине «Тени в раю», да и все остальные герои явно выглядят как постаревшие и побитой жизнью герои ранних картин Каурисмияки, причем исполненные практически теми же актерами. Хотя наследие тут, конечно же, виртуальное. Никаких прямых следствий из ранних фильмов тут не проявляется и все сходства скорее в области «ни что не ново под Луной», чем целенаправленное развитие старых персонажей в новых обстоятельствах.

Никуда не делась и тема столкновения старого, доброго, милого мира (что символизирует в картине закрывающийся ресторан «Дубровник», в котором работают такие прекрасные люди, хоть и не без недостатков) с беспринципным и циничным новым миром, который готов скупить все святое ради прибыли, а в результате люди остаются в настоящем бардаке и безвременьи, одинокие, загнанные и потерявшие все ориентиры.

Не отступает от собственного сценарного почерка и сам режиссер, представляя главных героев и раскрывая их характеры посредством сцен практически без диалогов. Что интересно, таким же способом Каурисмияки и смешит зрителя. Ведь так или иначе, со всеми допущениями и сносками, «Вдаль уплывают облака» - это пусть и мрачная и грустная, но комедия. А если вы даже не засмеялись тут ни разу, то фильм тут совершенно не при чем. Тем более картина завершается так неожиданно замечательно, что до конца ждешь того или иного подвоха. С другой стороны, а от кого, как не от главного кино-романтика ждать подобных развязок? Причем, если брать ретроспективно все творчество режиссера, термин «хэппи-енд» тут несколько пересмотрен. Даже в этом фильме нет такого канонического восклицательного знака, который венчает среднестатистический мейнстримовый фильм. Здесь просто ставится точка, от которой жить просто дальше как-то легче становится.

Несколько отличается от привычной его стилистика съемок. Можно заметить, что в фильме очень мало крупных планов – это режиссер объясняет тем, что он в то время был все время в ужасном настроении и не хотел никого видеть. Так же он заявляет, что пытался передать почерк Ясудзиро Одзу, но тут получилось не больше, чем обычно. В смысле, малоподвижная камера и специальный способ снимать «восьмерки» - без присутствия в кадре собеседника – все это у Каурисмияки уже было и наследие японского режиссера чувствуется давно и сильно.

Напоследок вернемся к тому, ради чего вообще фильм появился на свет. Пеллонпяя был по своему феноменальный актер, каких в мире практически не было и нет. Он с одинаковым выражением и без всяких слов одним взглядом мог передать любую эмоцию или любое настроение, что как нельзя точно совпадало с видением идеальной актерской игры Аки Кауримияки. Матти был олицетворением творчества режиссера, всего того, что тот хотел воплотить на экране. Он стал иконой тех самых неудачников и маргиналов от кино, которые не могут бороться с огромной и технологичной системой, но в результате смеются ей в лицо и побеждают. Конечно же, выразительность и образ кино Каурисмияки со смертью Пеллонпяя сильно потерял и часто ловишь себя на мысли, глядя поздние прекрасные фильмы режиссера, что все тут хорошо и здорово, но чего-то не хватает. А потом понимаешь, чего не хватает, и от этого становится грустно.

12 апреля 2011

Всем, кто верит в капиталистический рай или "шведскую модель социализма" - непременно смотреть! Неприукрашенная финская действительность оказывается такой же, как российская. Точно так же трудно найти работу, если вам далеко за 30, даже если вы профессионал. Тот же способ борьбы с проблемами - неумеренное потребление алкоголя с последующим шумным падением на пороге своей квартиры, такой же скромной, как и российская, разве что цвета в интерьере ярче.
Каурисмяки аккуратно формирует хэппи-энд с доброй тетей, вложившей деньги в предприятие главных героев. Здесь и не пахнет благотворительностью либо, наоборот, выгодой. Авторы фильма находят наиболее реалистичное объяснение - жажда деятельности предпринимателя, оказавшегося не у дел. Столь же реалистично (хотя и с неизбежным для создания юмористического эффекта утрированием) обрисована и цепь неудач, преследовавших главных героев.

21 ноября 2006
Все отзывы
Читайте также
Самые ожидаемые российские фильмы 2022 года
Самые ожидаемые российские фильмы 2022 года
Самые ожидаемые российские фильмы 2022 года
Онлайн-премьеры недели: «Позолоченный век», новые сезоны «Миллиардов» и «Засланца из космоса»
Онлайн-премьеры недели: «Позолоченный век», новые сезоны «Миллиардов» и «Засланца из космоса»
Онлайн-премьеры недели: «Позолоченный век», новые сезоны «Миллиардов» и «Засланца из космоса»
15 альтернативных финалов известных фильмов
15
альтернативных финалов известных фильмов
15 альтернативных финалов известных фильмов
7 новых хороших украинских фильмов (и один сериал), которые не покажут в российском прокате
7
новых хороших украинских фильмов (и один сериал), которые не покажут в российском прокате
7 новых хороших украинских фильмов (и один сериал), которые не покажут в российском прокате