Киноафиша Москвы

Фильм «Вдаль уплывают облака»

Kauas pilvet karkaavat (1996, Финляндия)

4.7
оценить
Кино: «Вдаль уплывают облака»
Кино: «Вдаль уплывают облака»

Режиссер фильма «Вдаль уплывают облака»

61 год Фильмов: 23

Финский режиссер, сценарист и продюсер, младший брат режиссера Мики Каурисмяки. Снимает кино о социальных проблемах, но с изрядной долей характерного скандинавского стоицизма и иронии — именно за сочетание специфического черного юмора и тонкого лиризма Каурисмяки полюбился критикам и зрителям.

Действие большинства его фильмов (герои которых, как правило, простые рабочие или неустроенные по жизни люди) происходит в Хельсинки, но со временем режиссер расширил их географию. Одной из первых картин Каурисмяки стала адаптация (скорее даже вольная интерпретация) романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», а всемирную известность ему принесла лента «Ленинградские ковбои едут в Америку». Среди других его знаковых работ: «Я нанял киллера», «Девушка со спичечной фабрики», «Юха», «Огни городских окраин», «Гавр» и, конечно же, шедевр «Жизнь богемы». Номинировался на «Оскар» за фильм «Человек без прошлого», а в 2017 году на Берлинском фестивале получил «Серебряного медведя» за режиссуру «По ту сторону надежды». Скептически относится к Голливуду и его жанровым клише — в 80-е даже снял короткометражную пародию на сталлоневского «Рокки».

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Мур Соболева
отзывы:
89
оценок:
11
рейтинг:
128

Илону (Оутинен) уволили из ресторана «Дубровник», а ее муж Лаури (Вяянянен) въехал на трамвае в здание лотереи, и его тоже уволили. Но Илона и Лаури были честные хорошие люди, они любили друг друга и не дали невзгодам сломить себя. Кончилось все хорошо — Каурисмяки с братом по окончании съемок купили ресторан «Дубровник» и сделали из него водочный бар.

1
0
1 ноября 2006

Лучшие отзывы о фильме «Вдаль уплывают облака»

Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
512
9

Новые времена не всегда несут перемены только к хорошему. Особенно если ты уже не молод, как в случае с Илоной (Кати Оутинен) и ее мужем Лаури (Кари Вяянянен). Ресторан, где работает она, продается в новые руки, которые в старых работниках не нуждаются. Чуть раньше увольняют и ее мужа, который всю жизнь проработал в трамвайном депо и что теперь делать дальше – не имеет ни малейшего представления. Он впадает в депрессию, валяется на диване и орет на свою сестру, что работает билетером в кинотеатре, за то, что комедия, на которую они пришли с женой, вовсе не смешная и он ни разу не улыбнулся (уж не на фильм ли Каурисмияки они пришли). Единственный маяк в их семейном будущем – это Илона, которая не опускает рук, и после нескольких неудачных попыток найти работу, соглашается со своим бывшим коллегой открыть свой собственный ресторан, рискнув отсутствующей в руках синицей, ради призрачного журавля в небе.

Фильм планировался изначально под легендарную актерскую пару Кати Оутинен и несравненного Матти Пеллонпяя, а-то и как бенефис последнего, но за две недели до съемок главный актер всего творчества Аки Каурисмияки скончался, поэтому сценарий пришлось переписать и в результате «Вдаль уплывают облака» стал своего рода памятником в честь великого актера, его эпитафией. Кстати говоря, когда героиня Оутинен с грустью смотрит на фотографию, это фотография Матти. Аки был знаком с ним с детства и работать ему с ним было бесконечно легко – они понимали друг друга без слов. Поэтому потерю столь близкого друга и артиста Каурисмияки переживал очень тяжело.

Что же касается самой картины, то это своего рода логическое продолжение «пролетарских» фильмов раннего периода творчества. Помотавшись по миру, попробовав себя в самых разных культурологических средах с разным успехом, Каурисмияки вернулся на родину и принялся выдавать если не шедевры, то очень сильные фильмы один за другим.

В основе «Вдаль уплывают облака» лежит тема, которая так или иначе пересекает вообще все творчество режиссера – маленький человек становится не нужен большому обществу. На этот раз – посредством такой серьезной и жестокой проблемы, как безработица.

На самом деле, между той самой «пролетарской трилогией» и картиной «Вдаль уплывают облака» общего гораздо больше, чем просто схожесть социальных тем и проблем, в какие попадают герои этих картин. Персонажа Матти Пеллонпяя должны были звать Никандер – имя, до боли известное нам по картине «Тени в раю», да и все остальные герои явно выглядят как постаревшие и побитой жизнью герои ранних картин Каурисмияки, причем исполненные практически теми же актерами. Хотя наследие тут, конечно же, виртуальное. Никаких прямых следствий из ранних фильмов тут не проявляется и все сходства скорее в области «ни что не ново под Луной», чем целенаправленное развитие старых персонажей в новых обстоятельствах.

Никуда не делась и тема столкновения старого, доброго, милого мира (что символизирует в картине закрывающийся ресторан «Дубровник», в котором работают такие прекрасные люди, хоть и не без недостатков) с беспринципным и циничным новым миром, который готов скупить все святое ради прибыли, а в результате люди остаются в настоящем бардаке и безвременьи, одинокие, загнанные и потерявшие все ориентиры.

Не отступает от собственного сценарного почерка и сам режиссер, представляя главных героев и раскрывая их характеры посредством сцен практически без диалогов. Что интересно, таким же способом Каурисмияки и смешит зрителя. Ведь так или иначе, со всеми допущениями и сносками, «Вдаль уплывают облака» - это пусть и мрачная и грустная, но комедия. А если вы даже не засмеялись тут ни разу, то фильм тут совершенно не при чем. Тем более картина завершается так неожиданно замечательно, что до конца ждешь того или иного подвоха. С другой стороны, а от кого, как не от главного кино-романтика ждать подобных развязок? Причем, если брать ретроспективно все творчество режиссера, термин «хэппи-енд» тут несколько пересмотрен. Даже в этом фильме нет такого канонического восклицательного знака, который венчает среднестатистический мейнстримовый фильм. Здесь просто ставится точка, от которой жить просто дальше как-то легче становится.

Несколько отличается от привычной его стилистика съемок. Можно заметить, что в фильме очень мало крупных планов – это режиссер объясняет тем, что он в то время был все время в ужасном настроении и не хотел никого видеть. Так же он заявляет, что пытался передать почерк Ясудзиро Одзу, но тут получилось не больше, чем обычно. В смысле, малоподвижная камера и специальный способ снимать «восьмерки» - без присутствия в кадре собеседника – все это у Каурисмияки уже было и наследие японского режиссера чувствуется давно и сильно.

Напоследок вернемся к тому, ради чего вообще фильм появился на свет. Пеллонпяя был по своему феноменальный актер, каких в мире практически не было и нет. Он с одинаковым выражением и без всяких слов одним взглядом мог передать любую эмоцию или любое настроение, что как нельзя точно совпадало с видением идеальной актерской игры Аки Кауримияки. Матти был олицетворением творчества режиссера, всего того, что тот хотел воплотить на экране. Он стал иконой тех самых неудачников и маргиналов от кино, которые не могут бороться с огромной и технологичной системой, но в результате смеются ей в лицо и побеждают. Конечно же, выразительность и образ кино Каурисмияки со смертью Пеллонпяя сильно потерял и часто ловишь себя на мысли, глядя поздние прекрасные фильмы режиссера, что все тут хорошо и здорово, но чего-то не хватает. А потом понимаешь, чего не хватает, и от этого становится грустно.

3
0
12 апреля 2011
Фото Caelinn
отзывы:
21
оценок:
14
рейтинг:
21

Всем, кто верит в капиталистический рай или "шведскую модель социализма" - непременно смотреть! Неприукрашенная финская действительность оказывается такой же, как российская. Точно так же трудно найти работу, если вам далеко за 30, даже если вы профессионал. Тот же способ борьбы с проблемами - неумеренное потребление алкоголя с последующим шумным падением на пороге своей квартиры, такой же скромной, как и российская, разве что цвета в интерьере ярче.
Каурисмяки аккуратно формирует хэппи-энд с доброй тетей, вложившей деньги в предприятие главных героев. Здесь и не пахнет благотворительностью либо, наоборот, выгодой. Авторы фильма находят наиболее реалистичное объяснение - жажда деятельности предпринимателя, оказавшегося не у дел. Столь же реалистично (хотя и с неизбежным для создания юмористического эффекта утрированием) обрисована и цепь неудач, преследовавших главных героев.

2
0
21 ноября 2006
Фото kinomedved.livejournal.com
отзывы:
946
оценок:
965
рейтинг:
159
1

Унылая поебень про «маленьких человеков», про ихние страданья, терзанья эт сетера. Не люблю такого рода Каурисмяки. Тем паче он здесь счел нужным с безжалостной напрасностью потрафить всем неудачникам, чего «Жизнь богемы» все-таки избежала – и посему остается куда более терпимой драмой про невеселых нищих. Оутинен стареет, и на нее уже совсем неприятно смотреть (некрасавицы рано стареют). Хорош актер, играющий повара (он позже исполнит заглавную роль в «Человеке без прошлого»), но роль тут у него преэпизодическая. Юморка почти нет, а тот, коий есть, – довольно висельнический и ваще депрессушный. Короче, некоторый стрём. Да не некоторый, а даже – стрём как таковой.

0
0
17 марта 2011

Галерея

Главная фотография предоставлена пользователем: Евгений Крылович