Фильм

Фильм Октябрь

1927, СССР, Россия, IMDb: 7.5

6.8
7.5
© «Совкино»

Киноэпопея Сергея Эйзенштейна о революционных событиях в Петрограде

Киноэпопея о революционных событиях в Петрограде.

СтранаСССР, Россия
Продолжительность1 час 42 минуты
Дата выхода6 октября 1927
Дата выхода в России13 марта 1928
Возрастное ограничение0+
9

Фильм ставший шедевром отечественного кино уже с первых кадров поражает воображение. Конфликт заявлен в самом начале. Гигантская скульптура царя, снятая с нижней точки, давит на зрителя, угнетает, подавляет своим грозным видом. И сразу же начинается борьба: народ буквально пытается «свергнуть царя с его престола», люди, не взирая на опасную высоту, взбираются на скульптуру и крепят к ней верёвки. Царь упорно сопротивляется. Он явно не собирается покидать насиженного места, но народ всё же оказывается сильнее, и царь начинает постепенно разваливаться. Самыми первыми отваливаются монархические символы власти: скипетр и держава. Фильм изобилует символами и сравнениями. При чём очень часто по какой-то причине Эйзенштейн не придумывает сложных символов и метафор. Он говорит не намёками, а прямо, «в лоб», подобно тому, как это сделано в описанной выше сцене. Изображение Керенского ставит встык с кадрами павлина, распушившего хвост, а затем с фигуркой Наполеона. Такими образом несколькими штрихами Эйзенштейн рисует портрет человека. В результате фильм получился предельно ясным, все символы очень яркие и точные. По этой причине в картине очень мало титров.
Фильм «Октярь» - это не только интересное художественное произведение, но и умелая реставрация реальных событий. Важное историческое явление показано в картине через жизнь и поступки отдельных людей и народа в целом. Это даёт новое осмысление того, что произошло в 1917 году.

27 ноября 2007
10

Художественно-документальный шедевр "Октябрь" - это выдающийся историко-сатирический документ эпохи, в котором символически (ввиду цензурных ограничений) выражена суть всей масштабной аферы начала прошлого века, и представлена детальная хроникальная картина того, что происходило на самом деле и кем в действительности были и чьи интересы обслуживали "вожди-робеспьеры". Фильм начинается с пародийной сцены заботливого демонтажа (восстановления) невежественной группой османского идола, за чьим памятником скрывается арабский комендантский собор, являющийся фундаментальной основой колониального порабощения в отличие от ничего не значащих статуй наместников. Сам жандармский командор наподобие китайского болванчика качает головой и полностью "разоруженный" летит вниз вместе с троном среди леса грозных штыков и кос в атмосфере буржуазной эйфории. В следующей сцене Иосиф Чернов распевает революционные псалмы со своими соратниками, а тем временем урки-цыгане, выполняя заказ контрразведки, развлекаются на лагерных крупповских-морозовских полигонах, носят унтерские каски и казачьи папахи, спаивают крепостных солдат и бросают их под обстрелы под одобрительные кивки агентов. В ироничной сцене, где военный агитатор машет двумя армейскими "интернациональными" головными уборами перед усмехающимися братками-"врагами", высмеивается голливудский миф о "мировой германской окопной войне". И такой исторической фактологической символикой пропитан весь фильм от первого до последнего кадра. В кино-поэме гениально разоблачаются главные голливудские мифы того времени: свержение власти и большевики-коммунисты. Никакого временного правительства не было. В образах министров-капиталистов, раскланивающихся наподобие официантов-подчиненных и пустых стульев с разбросанными на них костюмами в кабинете в сочетании с активными комиссарами из "революционного комитета", которые разрабатывают финско-шведский план захвата всех предприятий, символически показано, что всех членов и политических оппонентов изображали думские попугаи с их террористическим эсеровскими "фракциями" на содержании помещиков-феодалов, находящиеся под полным контролем военной хунты. В эпизоде заседания "тройки", где со спины легко угадывается кадет "сталин" и сидящий напротив него юнкер "дзержинский", намекается, кто организовывал все провокации в те дни. Авторы с юмором подошли к изображению голливудских фигур и событий из полит-мифологии. В эпизоде, где пламенный трибун аля мартов-троцкий перед бордельным дворцом мадам Кшесинской машет кулаками и его мимика выражает ярость, слушающие его кронштатовцы довольно отмечают, что его агрессивная речь направлена на "сохранение мира". Еще один сыскной думский агент - Савва Ульянов выступает в своем настоящем образе экзальтированного под воздействием наркотических веществ) фашистского агитатора и шута-конспиратора, над которым смеются его более умные соратники. В сцене, где молодой человек в шляпе с лицом "ленина" (наследника чиновно-купеческого клана мамонтовых) никем не узнанный и не задержанный проходит по списку в члены реакционного съезда советов (учредительного собрания, где и была провозглашена победа черносотенцев), высмеивается культ "борца с царским режимом и основателя советского государства". Один из самых интересных и глубоких образов фильма - это товарищ Керенский (генерал Корнилов), который является ключевым героем театральной хроники. В противостоянии двух "бонапартов" - прусского "кутузова" и османского "багратиона" метафорически передается соперничество между влиятельными членами чиновно-купеческого наместничества за власть, которое партийная пропаганда мистифицировала в глупый романтический миф о межклассовой и внутрипартийной борьбе между "выдающимися историческими личностями". Вельможный князь-оборотень, изображающий из себя бессильного главу слабого демократического правительства, сбегает от ответственности в самый критический момент, подставив и обманув достойных людей, которые многое сделали, чтобы сдержать кровавый террор, и тем самым обеспечивает агентам хунты монопольное положение единственной законной власти. В остроумных кадрах где под лозунгами "земли" и "хлеба" демонстрируются рабочие станки оружейных заводов с энергичными путиловцами, становится ясно, где изготавливаются "английские" танки-броненосцы и кто руководит всем "мятежом". Одна из самых художественно ярких сцен - это танцы в исполнении княжеских джигитов-балерунов из дикой кавказкой дивизии и тюремно-солдатские пляски казаков-красновцев, которые яростно скачут в присядку перед манерными османами. Что символизирует главную суть так называемого многонационального имперского проекта, в котором русским отводилась роль азиатских-славянских рабов. В сценах захвата Зимнего дворца анархистским пиратским десантом, который все крушит и ломает за сундуки с нацистскими геральдическими "ценностями", символически передается суть "гражданской смуты" - пьяных погромов и грабежей, которые организовывали романбурги. Характерно, что в первых рядах активно выступает главный демон революции Чернов в шляпе, который фиксирует в протоколе сдачу на милость победителей своих подельников-шпионов.

23 апреля 2020
Все отзывы
Читайте также
85 лучших исторических фильмов
85
лучших исторических фильмов
25 января 2019
Какую инклюзивность можно найти в «Семейке Аддамс»?
Какую инклюзивность можно найти в «Семейке Аддамс»?
14 октября 2021
Гид по ФАНК: что смотреть с детьми на фестивале нескучного научного кино
Гид по ФАНК: что смотреть с детьми на фестивале нескучного научного кино
23 сентября 2021
5 мультфильмов, про которые все думают, что они диснеевские, хотя это не так
5
мультфильмов, про которые все думают, что они диснеевские, хотя это не так
16 сентября 2021