Фильм

Фильм Серафино

Serafino, Италия, Франция, 1968

Серафино – афиша
Предоставлено пользователем: Lilya Klycheva

Приключения малограмотного лодыря Серафино.

СтранаИталия, Франция
ЖанрыКомедия
Продолжительность1 час 36 минут
Дата выхода17 декабря 1968
Возрастное ограничение12+

Самые ожидаемые события

Рецензия «Афиши» на фильм «Серафино»

Серафино (Челентано), даром что ХХ век за окном, грамоте не обучен — на кой она пастуху. Ему и окно-то не больно нужно: что за радость пялиться сквозь стекло на лазурное небо и городиться от свежего горного ветра. Трое его верных друзей — посох, круг сыра да кувшин вина, вот и вся компания, не считая отары овец. Есть, конечно, в деревне одна рагацца (Пикколо), к которой он неровно дышит, — но больно уж девка нос задирает. Там, в долине, все любят его, веселого нравом и охочего до жизни. И лишь раз Серафино станет в деревне причиной несчастий и слез — местных богачей, когда на их глазах пустит не дававшее им покоя наследство своей помершей зажиточной тетки на подарки и фейерверк, в который пастух обернет свою новенькую красную «феррари».

Режиссер Пьетро Джерми, пришедший в кино после войны, с поколением Де Сики-ДеСантиса-Росселлини, оставался пристальным наблюдателем и ярым правозащитником тружеников серпа и молота вплоть до конца 50-х — даже когда неореализм официально похоронили, его «Дороге надежды» и «Машинисту» внимали беспрекословно. На смене десятилетий он переключился на разоблачение института брака, который видел не как союз двух любящих сердец, а как социальный стимул и инструмент контроля над индивидуумами в условиях буржуазного общества; интонацию выбрал не гневную, но едкую, ироничную. Первым в этой растянувшейся на семь лет прокурорской речи стал «Развод по-итальянски» (1961, «Оскар» за сценарий) — в Италии он вызвал общенациональный скандал похлеще, чем за год до того «Сладкая жизнь», живописавшая аморальность римской аристократии и богемы. Затем в »Соблазненной и покинутой» (1963) Джерми безжалостно препарировал сверхценностное отношение к девичьей чести как фетиш архаических общественных отношений, в «Дамах и господах» (мало кто теперь вспоминает, что с этим фильмом разделили каннскую «Золотую пальмовую ветвь» 1966 года «Мужчина и женщина») изуверски подтрунивал над лицемерием, принятым в отношении супружеской измены, а в «Аморальном» (1967) выставил героем и вовсе троеженца. И так, пустив по ветру петухом химеры урегулированных общественных отношений, в «Серафино» он пустился в беспечную фарандолу, призванную воспеть свободу от общества и почти животное наслаждение жизнью. Хотя, конечно, не случилось бы с ним такой радости, когда б не появился на небосклоне итальянского шоу-бизнеса Адриано Челентано, человек, какие родятся не каждое десятилетие и сейчас, в свои 70, один на свете умеющий в песне так беззастенчиво-романтично проводить взглядом прокачавшую бедрами мимо столиков бамбину. Тогда Челентано едва стукнуло 30, соотечественники звали его «малледжато» (весь на пружинках) и на итальянских дискотеках мало впечатлялись заморскими рок-н-ролльщиками — их всех с лихвой заменяли челентановские «Иль туо баче комен рок» и «24 тысячи поцелуев». В джемперах, разрисованных ромбами записного паяца (в начале XXI века они вдохновят Алессандро Дель Аква на едва ли не самую жизнеутверждающую мужскую трикотажную коллекцию в истории модной индустрии), он провихлял роль Серафино с заразительностью и обаянием гуманного орангутанга (всю последующую кинокарьеру он будет лишь утрировать найденную здесь пластику) и влюбился в своего героя еще больше, чем режиссер, придумавший Серафино. Челентано увидел в нем свою «дорогу к храму», новое свежее дыхание, опору и цель и посвятил ему не одну песню, слова которых особенно сладки на итальянском: «Джовани пасторе Серафино, ун уоме кон иль куоре де бамбино, дифенди ла туя либерта! Е либере коме ария пуриссима дель матино пер вивере ла сюи монте, риторна, Серафино!» («Молодой пастух Серафино, мужчина с сердцем ребенка, защищай свою свободу! И, свободный как чистейший утренний воздух, живущий в горах, возвращайся, Серафино!»

На Московском кинофестивале 1969 года фильм взял главный приз, хотя в конкурсе были такие не каждый год выпадающие вехи как «Оливер!» Кэрола Рида, «Время развлечений» Жака Тати и «Космическая одиссея 2001 года» Кубрика. Последние два — так и вовсе исторические события, совершенные, как станция «Союз-Аполлон», кинотрансляции технического прогресса и мегаломании, шедших рука об руку в те годы, достойные той же ниши в библиотеке человеческой памяти, что вирши Омара Хайяма и Шекспира, поэмы человеческих отношений и чувствований, какими они формируются в выпавшую на долю поэта эру — в данном случае высокотехнологичную, сверхдизайнерскую, подчеркнуто интеллектуальную. И все же можно понять жюри, где великих хватало (Кинг Видор, Иштван Сабо, Сергей Герасимов, Альберто Сорди среди прочих), которое в генсбуровский 69-й annee erotique, когда мир сбрасывал одежды в прямом и переносном смысле, предпочло круг сыра и кувшин вина кофе и сигарете. Это решение оказало самый непосредственное влияние на самооценку голливудских заправил. Они не смогли пережить, что кубриковская «Одиссея» — высшее достижение американского не кино даже, а именно что народного хозяйства — проиграла неграмотному итальянскому пастуху (если «Время развлечений» взяло серебро, а призы за фильм «Оливер!» увезли режиссер и актер Рон Муди, то »Одиссея» отправилась назад вовсе несолоно хлебавши), и объявили Московскому фестивалю бойкот: следующий фильм крупной голливудской студии появится в московском конкурсе только через 16 лет. Вроде, курьез, а ведь для того и выточил из Челентано своего Серафино папа Карло — Джерми, чтобы разогнать уже тогда нависшие тучи глобализации, показать людям бесполезность участия в консьюмеристской гонке вооружений и повернуть лицом к простой жизни на своей земле. Самое интересное, ему это удалось — на 16 лет, в стране, которой больше не существует.

2 ноября 2005
Читайте также
9 фильмов «Марвел», которые вы не видели
9
фильмов «Марвел», которые вы не видели
9 фильмов «Марвел», которые вы не видели
10 фильмов про фантастических тварей
10
фильмов про фантастических тварей
10 фильмов про фантастических тварей
5 мультфильмов, про которые все думают, что они диснеевские, хотя это не так
5
мультфильмов, про которые все думают, что они диснеевские, хотя это не так
5 мультфильмов, про которые все думают, что они диснеевские, хотя это не так
10 фильмов киновселенной Гарри Поттера
10
фильмов киновселенной Гарри Поттера
10 фильмов киновселенной Гарри Поттера
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость