Фильм

Фильм Выкорми ворона

Cria Cuervos (1976, Испания), IMDb: 8

6.9
8
Предоставлено пользователем: Ирина Соколова
1/5
СтранаИспания
ЖанрыДрама
РежиссерКарлос Саура
Продолжительность1 час 50 минут
Дата выхода26 января 1976
9

Принято считать, что детство — счастливая пора, мир вокруг кажется идеальным, сказки — настоящими, а люди, в основном, хорошими. Стереотипный ребёнок — доверчивый, наивный, беззаботный и легко становящийся счастливым, он чист душой, беззащитен и добр. Это всего лишь общий взгляд взрослого. На самом деле мир детства — совершенно обособленный и отдельный мир со своей философией, своими правилами и дети — жители этого мира совершенно разные между собой. Порой взрослый даже не догадывается об угнетённости и жестокости, царящей в этом детском мире. И именно из-за того, что взрослый не то что бы не хочет, а просто слишком привык, поверил распространенному представлению о детстве, мир ребёнка становится ещё более таинственным и часто непонятным для него. Об этом и фильм, о маленькой девочки по имени Ана и о тягучем, тревожно и печальном периоде в её жизни — «беззаботном» детстве. Раньше у Аны были мама и папа. Очень добрая и хорошая мама, которая безумно любила Ану. А папа всегда возвращался домой поздно и врал маме, мама плакала и постепенно начала заболевать, а папа не верил в её болезнь. Ане было жаль маму, она очень любила её. А потом мама умерла и Ана была уверена, что причина маминой смерти – во вранье и изменах папы. Тогда Ана решила убить папу, отравить ядом. Старательно и трогательно Ана мыла папин стакан от молока, в который она добавила яд, аккуратно ставила его на полотенце, молча и тихо сознавая простоту смерти, всего лишь одна ложка яда. Мама отомщена, но мир от этого не изменился.
Фильм не меланхоличен, скорее пронзительно живо грустен, грустен до боли, так же, как долгое-долгое тягучее детство Анны, полное неизвестности и тоски по маме и первых мыслей о смерти, которая представляется девочке чем-то очень простым и неизбежным. Играя в саду с сёстрами Ана всего лишь одним словом «умри» заставляет их повалиться на землю и притворяясь, ради игры, лежать так, не двигаясь и не дыша, а чтобы оживить их, достаточно всего лишь встав на колени попросить у Бога в игрушечной молитве о воскрешении. Играя возле старого бассейна, рядом с бабушкой Ана представляет себя, прыгающею с крыши гигантского дома. Такая смерть, пожалуй, даже красива, и так же проста, всего лишь прыжок. Но самое простое — ядовитый порошок, одной ложки которого вполне достаточно, чтобы убить слона, как сказала Ане её мама. Мама попросила выкинуть коробку с порошком, но Ана не послушалась и спрятала её, и вот теперь коробка ей пригодилась.
Живёт Ана с тётей — образцом классического взрослого с прилегающими к этому условности и многочисленные правила. Наверное, именно своей решительностью и стремлением стать в мамином доме за главную, тётя заставляет Анну возненавидеть себя. Тётя будто бы специально хочет во всём походить на маму и когда она, в порыве нежности, собирается рассказать Ане сказку про дюймовочку, которую так часто рассказывала мама, Ана срывается и принимает твёрдое решение избавиться от тёти. Убить.
Самое интересное — манера поведения девочки. Её жутковатая скрытность и решительный взгляд огромных тёмных детских глаз. Даже по сравнению со своими сёстрами Ана совершенно необычный ребёнок, может быть оттого, что ещё не совсем взрослая, как сестра Ирэн и уже не такой ребёнок, как маленькая Маитэ, любимица тёти. Ну и конечно, сказывается осознание своей силы, заключённой в волшебной коробочки с ядовитым порошком, оно возносит Анну над остальными, но это осознание, к сожалению не до конца помогает справится с горько-счастливыми воспоминаниями о любимой маме.
Карлос Саура сказал о своём фильме:
«Детство — это ужаснейшая пора нашей жизни. Я хотел показать, что в детстве вы не понимаете, куда идёте. Вас просто берут и уводят, насильно толкают куда-то, и вы в постоянном страхе. Вы не знаете куда идёте, не знаете, кто вы и что собираетесь делать. Это время ужасающей неизвестности».
Утро первого сентября. Пора в школу. Девочки неохотно просыпаются, начинают баловаться, смеются, Ана тоже весело смеётся. В комнату входить тётя, бодрая, отдохнувшая и выспавшаяся, но самое главное — живая. Порошок – всего лишь пищевая сода, яд – не яд. Смерть не так проста, как казалось. Ана теперь не всесильна. Жизнь продолжается, каникулы закончились, а зрителю остаётся только догадываться наступит ли вместе с началом нового учебного года конец тягучему и тревожному периоду детства. Грустная испанская песенка в титрах, которую так любила слушать Ана на своём виниловом проигрывателе подсказывает, что да. По крайней мере хочется надеется.
Пословица, из которой заимствованно название фильма дословно звучит так «Выкорми ворона, и он выклюет тебе глаза», что похоже на русскую «Пригреть змею на груди». Но кто именно в этой истории воронёнок или змея, маленькая Ана, или окружающий мир, вместе с тётей, папой и всеми остальными, в котором она так отчаянно стремиться прижиться, подделывая его под себя?

9 октября 2015
3

Как-то не слыхать, чтобы Саура слыл гением. И "Выкорми ворона" безусловно не задумывался мейнстримом, но особенно авторским тоже не вышел. Арт-хаусность зрелища также небеспорна. Главная героиня - девочка Анна вроде не монстр, не ангел, а разве ребёнок с небольшими отклонениями, зацикленными на смерти. Хотя по мне уж лучше бы отклонения были бы какими-нибудь паранормальными что-ли. В итоге никаких эмоций героиня не вызывает, что ужасно для любого жанра. И тема вышла не раскрытой, потому что даже толком и не была задана.

28 мая 2012
7

Однозначно рекомендую посмотреть эту вещь. Ещё добавлю к описанию этого фильма то что музыкальная тема, которая звучит несколько раз в картине, известна в России под названием "Последний раз" сначала благодаря "Веселым ребятам", перепевшим многие из хитов 70-х, а потом благодаря бесчисленным каверам многих других уже под оригинальным названием "Porque Te Vas". Кстати, если вы будете смотреть этот фильм в том переводе в котором мне "посчастливилось" смотреть (человек переводил песню, зачем-то, как будто и так не ясно о чём в ней речь, наверно, полагая, что дублирующий голос нам конечно же приятнее слушать, чем песню в оригинале, плюс когда девочка в фильме говорит "считаю до 5" и начинает считать, переводчик и тут лишает нас всех шансов услышать, наконец, оригинальный голос героини, и мы слышим "один два три.." вместо "uno dos tres cuatro cinco" - догадаться, как наверно кажется переводчику, очень сложно), то в конце вас всех ждёт сюрприз - будет наложена на последние 5 минут фильма песня "Последний раз" в исполнении "Веселых ребят"..... Как говорится - no comments, но посмотреть фильм стоит вне зависимости.(блог http://genomity.livejournal.com/)

24 сентября 2011
9

Великий фильм. Очень простой и очень изящный. Из числа тех, что обязательны для просмотра. Посмотрев полжизни назад, был буквально им околдован - и поэтому очень долго не решался пересматривать, боялся, что колдовство развеется (как часто это бывает). Но пересмотрел - и вновь очарован. Как ни странно, этот фильм придает силы - странно потому, что вообще-то он о маленькой девочке, потерявшей мать и "убившей" отца. Всё пройдёт, куда же ты уходишь, я буду помнить тебя вечно - то, что в иных фильмах превращается в ужасающую пошлость, здесь органично, как никогда.

У Сауры это, наверное, главная картина - Гран-При Канн ("Пальма" ушла "Таксисту"). Немного странно, что за эту работу была обласкана Джеральдина Чаплин - она молодец, но по сути ее роль очень маленькая. А девочку, Ану Торрент, премиями (но не восторгами) как-то обделили - хотя у нее к тому времени уже был серьезный актерский успех в другом фильме: то есть, это не просто с улицы ребенка привели (и она стала в итоге профессиональной актрисой). Она чудесна - и на ней, конечно, все здесь держится. На ней - и на песне. Что ни говорите, но для меня эта песня - точно в десятке лучших песен, когда-либо звучавших в кино.

4 декабря 2009
Все отзывы
Читайте также
«Вечеринка»: «Расемон» на встрече выпускников в остроумной детективной комедии
«Вечеринка»: «Расемон» на встрече выпускников в остроумной детективной комедии
«Вечеринка»: «Расемон» на встрече выпускников в остроумной детективной комедии
Самые ожидаемые российские фильмы 2022 года
Самые ожидаемые российские фильмы 2022 года
Самые ожидаемые российские фильмы 2022 года
Кинопремьеры недели: «Вальдо», «Агент 117: Из Африки с любовью», «Мой легионер» и «Один на один»
Кинопремьеры недели: «Вальдо», «Агент 117: Из Африки с любовью», «Мой легионер» и «Один на один»
Кинопремьеры недели: «Вальдо», «Агент 117: Из Африки с любовью», «Мой легионер» и «Один на один»
Онлайн-премьеры недели: «Позолоченный век», новые сезоны «Миллиардов» и «Засланца из космоса»
Онлайн-премьеры недели: «Позолоченный век», новые сезоны «Миллиардов» и «Засланца из космоса»
Онлайн-премьеры недели: «Позолоченный век», новые сезоны «Миллиардов» и «Засланца из космоса»