Киноафиша Москвы

Фильм «Айрис»

Iris (2001, США, Великобритания)

0
0:00 / 0:00
0:00

Айрис (без перевода)

Смотреть трейлер

История жизни и смерти английской писательницы Айрис Мердок

История жизни и смерти английской писательницы Айрис Мердок.

Актеры

Режиссер фильма «Айрис»

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Алексей Васильев
отзывы:
924
оценок:
214
рейтинг:
1755

Леди Айрис Мердок (Джуди Денч: премия Британской киноакадемии BAFTA-2001 за лучшую женскую роль, номинация на «Оскар»-2001), автор 24 романов, лауреат Букеровской премии (роман «Море, море», 1978), преподаватель философии, «последний оплот и цербер английской словесности», как называли ее коллеги на чествованиях, супруга одного из виднейших литературных критиков Британии (Джим Бродбент: номинация на «Оскар»-2001 за лучшую мужскую роль второго плана), бессменная постоялица фаулзовской «башни из слоновой кости», женщина, которая привыкла одолевать собственные чувства, припечатывая их острым словом, — леди Айрис встала на собрании по случаю юбилея института, где читала лекции, чтобы произнести спич об образовании. Встала и запела.

Поклонники творчества Айрис Мердок, чьи романы оставили после себя немало загадок, будут разочарованы биографическим фильмом, если только не войдут в зал с мыслью, что новостей о жизни писательницы и источниках ее вдохновения они не получат. Фильм застает 78-летнюю Мердок в тот момент, когда ее мозг поражает болезнь Альцгеймера, одним из симптомов которой является забывание названий вещей и явлений. Слов. Того, чем неуправляемая — судя по сценам-вспышкам из молодых лет Мердок (Кейт Уинслет: номинация на «Оскар»-2001 за лучшую женскую роль второго плана) — Айрис привыкла защищаться от реальной жизни с ее переживаниями, разбитыми сердцами и необходимостью нести бремя ответственности. Болезнь завершается тем, что человек превращается в ходячую куклу — не понимает, кто он, где он и зачем нужны окружающие люди и предметы. Разум столь острый, как у Мердок, не мог не знать об исходе. Но самые пугающие сцены фильма, который представляет собой уникальный случай эссе о ходе болезни, — не те, где Айрис шарахается с отсутствующим взглядом по загаженному дому, а те, где начинает забывать слова. Кокон, в котором человек талантливый изолировал себя от жестокости реального мира, изнашивается на глазах, как гниет труп на ускоренной съемке. Смотреть это шокирующе страшно. Тем более что фильм, повторяю, выдержан в жанре эссе, где большое место занимают пространные лекции Мердок. Как в эссе редкое лирическое отступление впечатляет больше, чем, скажем, в поэме, состоящей из сплошной лирики, так краткие мгновения поэзии в фильме перехватывают дух.

2
Отзывы пользователей
Пока нет ни одного отзыва. Будьте первым.

Галерея

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить