После смерти жены и родителей неудачник Куоли переезжает из Нью-Йорка на родину своих предков — остров Ньюфаундленд, — чтобы начать новую жизнь. По роману Энни Прул, получившему в 1994 году Пулитцеровскую премию.
Драма |
Лассе Халльстрем |
18 декабря 2001 |
1 час 51 минута |
Когда пьяная Петал (Бланшетт) после размолвки с очередным дружком сваливается в машину работника типографии Койла (Спейси), он не успевает и глазом моргнуть, как уже занимается буйным сексом, женится и остается один на один с разбитым сердцем, маленькой дочкой и не оплаченным сбежавшей женой счетом за квартиру. "Пора прокатиться на родную землю", - задумчиво кивает тетка Агнес (Денч) и отвозит Койла в Ньюфаундленд, откуда вышли все Койлы, где снег лежит даже в мае, а единственный саундтрек обособленной жизни - плеск моря о борта рыбацких лодок, к которым в шторм присоединяется стон бревен родового дома.
В 50-е годы был термин "проблемный фильм". Им означали фрейдистские драмы с семейными тайнами, сексуальной символикой и психоаналитическим подтекстом, экранизации Теннесси Уильямса и Юджина О`Нила с хорошими актерами, игравшими освобождение от подавленных комплексов. "Трамвай "Желание", "Сыновья и любовники", "Любовь под вязами" - классика. Такой тип старомодного развлечения воплотили бы и "Корабельные новости", кабы не путь, пройденный кино за эти 40 лет. Фрейдистская трактовка жизненных явлений - условность; и делали ее приемлемой в прежних фильмах иные условности: вычурный свет в павильоне, театрализованная актерская игра. Современные фильмы снимают на натуре, на цветную пленку. Актеры достигли в игре новых уровней правдоподобия; никто в фильме - за исключением бесподобной Кейт Бланшетт - не в состоянии помыслить о наигрыше. В таком фильме психоаналитические откровения выглядят тем, чем они являются в реальной жизни, - допотопной наукой, доморощенными истинами. Есть, однако, в "Новостях" нечто, что заставляет позабыть наивность их откровений. Это пейзажи северного моря - панорамные, проветренные и холодные. Даже если б духи и призраки не были запланированы по сценарию, их можно было бы расслышать в скрипе корабельных сосен, записанном в системе Dolby Surround, разглядеть в дымке над скудными полями, снятыми на широкоэкранную пленку. Терапевтическое действие картинки не подлежит сомнению: два часа "Корабельных новостей" заменяют пачку реланиума.
Потрясающий фильм! Сильные актеры играют характерные роли. Много интересных режиссерских приемов, которые передают настроение и переживания героя. Мораль может показаться достаточно обыденной, но форма подача увлекательна и образна (например, прошлое – ветхий родовой дом, прикованный железными тросами к земле). Персонажи несут на себе груз прошлого, которое мучает их не один год, а кого-то и не один десяток лет. В определенный момент судьба предоставляет возможность в корне изменить жизнь.
Действие картины еще в первой трети переносится на остров Ньюфаундленд. Первые минуты заснеженные скалистые пейзажи северо-восточного острова сша вызвывают уныние. Однако постепенно природа начинает раскрываться, поражая красотой.
Кевин Спейси ничего - одутловат, но не больше, чем обычно. Туго соображает - ну, это тоже ему идет. Джулианна Мур тут пострашнее. Но они, конечно, не могут испортить кино.
А могут (и даже сначала думаешь, что портят, пока не понимаешь, что оно из них состоит) — эпизоды вроде того, где Джуди Денч сидит в сортире и, под звуки ударяющейся об землю мочи, произносит, смотря в даль: "С возвращением, Гай". Или врезки с изнасилованием. Или старом родственнике, живущем в сарае и жующему веревки.
Обидно, что хорошая линия — про, собственно, корабельные новости, деревенскую журналистику, про историю в лицах — постепенно потерялась среди кошмаров, но это, скорее всего, потому, что сказать про них Халльстрему и самому нечего. На такое фантазии нужно немного больше, чем на «Tea's a good drink. It'll keep you going».