Фильм

Фильм Женщина в окне

The Woman in the Window (1944, США), IMDb: 7.6

7.1
7.6
Предоставлено пользователем: Евгений Саган
1/3
СтранаСША
РежиссерФриц Ланг
Продолжительность1 час 47 минут
Дата выхода3 ноября 1944
Возрастное ограничение16+
9

Эта загадочная история началась на улицах великосветского Манхэттена одним безлунным и беззвездным вечером. Профессор криминологии и психологии Ричард Ванли, пребывающий в состоянии хандры, типичной для бальзаковского возраста, остался наедине со своими мыслями в тот миг, когда его милая женушка с уже подросшими детьми укатила на каникулы. И в этот момент душевного сплина Ричард увидел в витрине галереи портрет чаровницы и божественной красавицы, имя которой он, естественно, не знал вовсе. Весь мир померк в его глазах, а житейская суета совсем обрела окончательно и бесповоротно собственную бессмысленность и бесформенность. Однако очень скоро Ричард вживую встретился с моделью, позировавшей для этого портрета, которая была обжигающе красива и невероятно сексуальна и имя ей было Алиса. Она крайне развратно курила дорогие сигареты, ходила во всем черном и утонченно облегающем ее изящный стан и стильно пила виски и вино. И был глуп наш герой, ведь от таких женщин только и жди беды.

Один из ярчайших и наиболее влиятельных представителей немецкого киноэкспрессионизма, создатель культового провидческого «Метрополиса» и не менее пророческой трилогии о докторе Мабузе, многогранный и сложный в великом множестве своих проявлений режиссер Фриц Ланг известен также как создатель ряда ключевых в развитии жанра нуар картин его «раннего» периода зарождения в начале 40-х годов. Именно под чутким режиссерским руководством Фрица Ланга, оставшегося экспрессионистом даже в условиях голливудской машины, родились такие значительные фильмы-нуар как «М», предвосхитивший особенности нуар-стилистики в целом, «Охота на человека», «Женщина в окне» и «Улица греха», в которых в главных ролях блеснула американская муза Ланга — актриса Джоан Беннетт.

Фильм «Женщина в окне», датированный 1944 годом и ставший экранизацией романа Дж. Х. Уоллиса «Врасплох», вышел в один и тот же год с картиной Билли Уайлдера «Двойная страховка», причем в обоих фильмах одинаково блеснул своим актерским талантом Эдвард Дж. Робинсон, представив, впрочем, за один год два совершенно противоположных по своей внутренней природе образа-архетипа. Однако, если «Двойная страховка» представляла из себя канонический вариант фильма-нуар как с точки зрения режиссуры, так и исходя из нарратива, то «Женщина в окне» являет собой пример удивительного разрыва жанровых шаблонов, в первую очередь, благодаря неожиданному и неординарному финалу, который резко и стильно окрашивает все события в картине, показанные до того, в совершенно специфические краски.

Мрачная визуальная тональность повествования с черной занавесью ливней и густой тьмой закоулков Большого Яблока внезапно оборачивается злой иронией над маленьким человеком, в которой, однако, зритель ощущает определенный трагизм и налет почти что Федора Достоевского, воплощенный в продуманном образе неклассического героя нуара, на редкость убедительно исполненном Эдвардом Дж. Робинсоном.

Собственно, тема преступления и наказания в фильме присутствует отчетливо, однако преступление в картине является не более чем нелепой и трагической случайностью, тогда как наказание и раскаяние за него будет уже неотвратимое и беспощадное. Герой Эдварда Дж. Робинсона попадает в настоящий Ад, все больше и больше теряя свои моральные ориентиры и пускаясь в опасные игры основного инстинкта вместе с роковой дьяволицей, сыгранной Джоан Беннетт. Желавший перемен и новых ощущений в собственной жизни, профессор Ванли сполна получил желаемое и иногда действительно лучше, чтоб затаенные глубоко в недрах разума желания никогда не претворялись в жизнь.

Впрочем, финал, умело подстроенный под лекала «кодекса Хейса», напрочь убивает в ленте всякую долю реалистичности, превращая «Женщину в окне» в притчу о человеческих желаниях и низменных страстях, и на выходе делая всех героев картины архетипами людского карнавала бытия, в зеркальное отражение собственных порочных пристрастий и увлечений, подавшись которым можно впоследствии жестоко расплатиться за желаемое и терзаемое всеми фибрами души.

Однако, любуясь полным жизни портретом неизвестной вакханки, столь хитро выставленном в окне галереи для вечно жадной и жаждущей публики, всегда стоит не забывать об одном — роковые женщины враз способны отравить своими ядовитыми, хотя и очень сладостными поцелуями, а если ты обычен и ординарен, твоя жизнь скучна и ты все еще не готов и никогда уже не будешь готов к новым впечатлениям, то остерегайся всего, дорогой друг, и не будь тем, кем ты был раньше. А если все это…?

30 июля 2014
7

Классика жанра.

Финал разочаровал многих. Неожиданное превращение фильма-нуар в «черную» комедию пришлось не по душе поклонникам жанра. Однако, вряд ли ценность фильма определяется умением автора угождать публике. Стандартизация хороша для ширпотреба, но художник под гнетом технического регламента вырождается в униформиста. При таком раскладе все, что он может сказать – и говорит – ложь.
«Женщина в окне» работа художника; как пишет Бейли: «острое очарование для глаз и ума». Закавыка лишь в том, что мастер жанра Ланг изначально взялся за мультижанровый фильм. Отсюда и непредсказуемая развязка, и откровенная пародийность. Эдвард Дж. Робинсон в главной роли тоже смотрится «неожиданно». Актер, до сих пор игравший «жестоких парней» типа «Маленького Цезаря», у Ланга вдруг предстает в роли немолодого университетского профессора – эдакого тихого буржуа. Вместо типичного героя нуара – частного детектива или обаятельного преступника с лицом Хамфри Богарта, перед нами простой законопослушный американец, волей случая впутавшийся в криминальную историю. Сама завязка не нова – сюжеты Хичкока строятся по той же схеме («39 ступеней», «Диверсант»), но Ланг изобретает нечто особенное. Внимательно приглядевшись к навороченному сюжету, полному нарочито крутых, излишне частых и непредсказуемых поворотов, неизбежно возникает ощущение, что тебя водят за нос. Бал здесь правят неуемная фантазия и ирония автора-виртуоза. Только поэтому не кажется странным, что герой вновь и вновь попадает во все новые передряги, постоянно совершает глупейшие ошибки, и своими словами и поведением то и дело норовит выдать себя приятелю, по «совпадению», районному прокурору.
Музыка, словно из волшебной сказки, придает действию еще большую зыбкость и ирреальность. А блестящие платья героини – черное и белое, будто позаимствованы из гардероба доброй феи и злой колдуньи. Завязка тоже сказочная: героиня сходит с картины – в лучших традициях романтизма; но уже с вкраплением психоанализа.
Вполне естественно, что «Женщина…» ведет двойную игру. Фильм нельзя назвать пародией – Ланг шутит без улыбки – но подтекст периодически проглядывает, что бы в конце опрокинуть всё с ног на голову. Поэтому пробуждение умершего героя, хоть и звучит как диссонанс, – но только заранее прописанный в партитуре.
Следуя той же логике, в конце закрученный детектив переходит в сатиру. Мишень для насмешек, как всегда, средний класс – общество тепличных мечтателей. Но комический финал – еще и саморазоблачение. Ведь сытые нуждаются в удовольствиях, и Ланг берется пощекотать им нервы – за деньги. Работает чисто: и напугать зрителя успевает, и посмеяться над ним вволю, а напоследок еще и нос показывает…

24 августа 2012
9

Профессор Уэнли (Эдвард Робинсон) рассказывает своим ученикам о природе убийства, даже не догадываясь, что одной из своих лекций он буквально предвосхищает события, которые случатся с ним в самом ближайшем будущем, чуть ли не в следующие несколько часов. Он обычный в принципе человек, у него жена и дочка, которых он отправил отдыхать на несколько дней, тем самым получив ненадолго возможность пожить холостяцкой жизнью, как подшучивают над ним его товарищи. Шутки эти тоже стали пророчеством – в отражении витрины он видит сногсшибательной красоты девушку и подавленные сексуальные инстинкты, после всех разговоров и выпитого, начинают выползать наружу. Более того, выползают они, прихватив с собой и не менее сильно подавленный инстинкт насилия – профессор довольно скоро оказывается убийцей, пусть и, отчасти, по странному стечению обстоятельств. Убийство, правда, совершено идеально, труп спрятан там, где не бросит ни на кого тень, да и нет никакой связи между Уэнли и убитым, который оказывается довольно состоятельным мужем той красотки, что встретил профессор. Однако, не все так гладко, расследовать преступление ставят давнего друга Уэнли, а ситуация резко обостряется появлением шантажиста. Петля вокруг шеи обычного и безобидного профессора затягивается с ужасающей скоростью.
Интересно, но именно этот фильм стал самым известным и востребованным из всего, что снял в том десятилетии в США Фритц Ланг, несмотря на то, что на его счет также ряд других, не менее важных, интересных, сильных как с позиции сюжета, морали, так и постановки, картин. Может быть тому причиной тот факт, что «Женщина в окне» скорее наследует постановочным и сценарным традициям голливудского кинематографа, чем немецкому экспрессионизму, что достаточно характерно для фильмов-нуар того периода. Плюс к этому нужно добавить тот факт, что фильм буквально насыщен диалогами, удачно сопровождающих события картины. Не в последнюю очередь тому причиной и весьма психологичная роль, блистательно исполненная Эдвардом Робинсоном, а также неспешная и последовательная цепочка довольно странных событий, легко объясняющая в конце собственно природу «кошмара».
Вообще, фильм предлагает очень интересную мораль зрителю, являясь с одной стороны классическим представителем голливудской системы того времени, удовлетворяющей весьма важному на тот момент Кодексу Хейса, а с другой, предоставляя интересную возможность понаблюдать за тем, как самый обычный гражданин оказывается сначала наказанным за проявление своих скрытых желаний, а потом, наисчастливейшим образом, его избегает. И финальная сцена, когда девушка, одетая столь же вызывающе, что и та, в начале картины, отражается в витрине и просит у профессора Уэнли огоньку для сигареты, а тот в ужасе убегает от нее, говорит именно о том, что потаенные желания загнаны в еще более глубокое подземелье. Подобный же дуализм прослеживается и в отношении одновременной сюрреалистичности и реальности, где, казалось бы вполне обычные и логичные события предстают в том виде и последовательности, в какой они были бы в болезненном кошмаре. «Реальность – это страшный сон», будто бы говорит Ланг, тем самым несколько снижая уровень оптимистичности хэппи-энда.
В этом отношении фильм можно даже воспринимать как нравоучение на тему того, как может быть плохо поддаться собственным инстинктам и зажить странной и опасной жизнью вне семьи и работы. Но в целом, картина, конечно, скорее о тонкой грани между аморальностью и уважаемым положением в обществе, и о том, как мало по сути надо для того, чтобы эту грань переступить – всего одно отражение женщины в витрине. Лангу настолько понравилась эта идея, что он решил развить ее в следующем своем фильме «Улица греха», появившемся на следующий год и в котором тоже снялся Эдвард Робинсон.
Напоследок хочется отметить, как здорово и изящно снята одна из последних сцен фильма, когда профессор Уэнли, принимает яд, камера делает наезд на него, потом отъезжает и мы видим, что он сидит в клубе и, естественно, в другом костюме. Вся прелесть в том, что снята она без единой склейки! Робинсона одели в два костюма, один из которых был накладным, после того, как камера начинает делать крупный план, декораторы судорожно меняют декорации, быстренько вытраивая обстановку клуба, в то время как помощник оператора срывает с Робинсона верхний костюм и отъезжающая камера показывает нам совершенно нового профессора в новой обстановке. Такая вот магия кино от Фритца Ланга.

5 октября 2010
Все отзывы
Читайте также
Помимо «Мира Дикого Запада»: семидесятническая фантастика и антиутопии, к которым еще не успели сделать ремейки
Помимо «Мира Дикого Запада»: семидесятническая фантастика и антиутопии, к которым еще не успели сделать ремейки
Помимо «Мира Дикого Запада»: семидесятническая фантастика и антиутопии, к которым еще не успели сделать ремейки
10 лучших романтических аниме
10
лучших романтических аниме
10 лучших романтических аниме
Лучшие российские комедии
Лучшие российские комедии
Лучшие российские комедии
10 возвышенных хорроров, опередивших свое время
10
возвышенных хорроров, опередивших свое время
10 возвышенных хорроров, опередивших свое время
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость