Москва
6.9

Фильм
Забриски-Пойнт

Zabriskie Point, США, 1970
Великая мелодрама Микеланджело Антониони

Конец 60-х годов в США — время молодежных волнений, хиппи и свободной любви. Студент Марк подозревается в убийстве полисмена. В местечке Забриски-Пойнт он знакомится с Дарией, наследницей крупного бизнесмена, у них начинается роман. Однако Марка убивают при попытке угона самолета.

  • Забриски-Пойнт – афиша
  • Забриски-Пойнт – афиша
  • Забриски-Пойнт – а�фиша
  • Забриски-Пойнт – афиша
  • Забриски-Пойнт – афиша
Мелодрама
16+
Микеланджело Антониони
9 февраля 1970
1 час 53 минуты
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Микеланджело Антониони

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

9
Алексей Васильев
908 отзывов, 923 оценки, рейтинг 1625
11 мая 2007

Наслушавшись марксистских тезисов на собрании революционных студентов, 20-летний Марк (Фречетт) от бедра своих стройных, обтянутых в голубую джинсу ног отчаливает на хайвей, по которому навстречу их совместному приключению мчит на хозяйском «кадиллаке» его не в пример более обуржуазившаяся ровесница, секретарша Дария (Холприн).

Получив после успеха «Фотоувеличения» ангажемент от студии MGM, Антониони отправился в охваченную студенческими волнениями Америку и освидетельствовал на кинопленке страну сознания, расширенного ЛСД. Единственный раз в жизни он обратился к широкоэкранному формату — тот понадобился, чтобы передать мегаломанское состояние, в котором пребывало это пространство. Гигантские билборды — шире горного плато. Красные буквы Coca-Cola — каждая размером с человека. Лозунги студентов — больше чем жизнь. Групповой секс сотни молодых людей — больше чем любовь. Посреди — вытянутые фигуры героев; на крупных планах линия ее ног, бесконечность которой подчеркнута мини-юбкой, — как линия горизонта; разлет его глаз, продолговатость которых подчеркнута прямой челкой, — как размах крыльев кондора. «Забриски-Пойнт» — это карта поверхностей, каждая из которых — приоткрытые для поцелуя губы, уходящий от погони «кадиллак» или ландшафт бескрайней пустыни — уравнена в масштабах пристальным вниманием камеры. В Америке-69 Антониони воспел форму, постижение которой и есть путь к познанию сути.

6
0

Отзывы

5
scenarist
50 отзывов, 120 оценок, рейтинг 349
9 июля 2008

Сразу скажу, что фильм что называется "культовый", а значит на большого любителя. В целом, это - типичный фильм-настроение: в нем не так важны сюжетная линия и герои, зато первостепенна атмосфера, создаваемая необычной операторской работой, странным поведением персонажей, незаурядным музыкальным наполнением и т.д.
По идейному наполнению близок "Беспечному ездоку", а по стилистике чем-то напоминает более позднего Джармуша. Иначе говоря, чтобы фильм воспринимать с неподдельным интересом нужно быть таким же обкуренным, как при просмотре "Мертвеца".

3
0
9
Igor Sinelnikoff
413 отзыва, 450 оценок, рейтинг 400
23 августа 2010

«Забриски Пойнт» один из самых впечатляющих фильмов. Антониони умел снимать простые, доходчивые с первого взгляда истории, обладающие такой нескончаемой глубиной, что диву даешься, какой властью обладает камера, если ее правильно использовать. Используя собственные приемы, Антониони добивается удивительного эффекта, который многие считают излишней интеллектуальностью. Можно сказать, что «Забриски Пойнт» — это история о двух людях: девушке, сочувствующей движению хиппи и молодом революционере, который угнал частный самолет и застрелил полицейского. Они встретились в Долине Смерти, провели несколько незабываемых часов, а потом расстались навсегда. Марка, при попытке вернуть самолет хозяину, застрелили полицейские. Но если вглядеться чуть глубже, сопоставляя мелочи, исторический контекст и видеоряд, то каждый в зависимости от уровня образования, способности прочувствовать и просто человеческих качеств увидит нечто большее, чем голый сюжет.

Некоторые радикально настроенные жители Соединенных Штатов, не то что бы не поняли «Забриски Пойнт», а поняли не совсем правильно, обвинив режиссера в подрывной деятельности против американского народа. По существу, если отбросить глобальную метафизику человеческой души и рассматривать фильм, как социально-политическое полотно, то Антониони и впрямь убедительно показывает агрессивную систему, с которой борются думающие студенты, вызывающие куда больше симпатий, чем аккуратные полицейские хотя бы потому, что не считают что «профессор социальной истории» пишется слишком сложно, и имеют представление, кто такой Карл Маркс. Запечатлев особую прослойку людей, взбунтовавшихся против системы, Антониони позволили себе вольность в чужой стране, где Ленина издревле считали аватаром Сатаны, а если еще добавить, что «Забриски-Пойнт» был показан во времена Холодной войны, то итальянский режиссер не мог быть воспринят иначе, чем интеллектуальный террорист.

Однако, главного героя Марка не интересует студенческая партия и коллектив как таковой. Он бунтарь, ищущий место в жизни и куда-бы приткнуться. Его определенно не устраивает, то положение в котором оказался мир, но вместо болтовни Марк предпочитает действовать. В подтверждение студенческих волнений, Антониони то и дело, в начале и конце фильма, переключает внимание зрителя на работу главной героини, секретарши на подработках, красотки Дарии. К самому сюжету, это никакого отношения не имеет, и подлинное значение кадров раскрывается лишь в конце. Дария, слыша о политике только по радио, живет себе и не обращает внимание на какую-то там Систему, хотя и живет в самом ее центре, среди людей, всецело подчиненных ей и ее создающую. Для нее абсолютно равнозначны новости «убили одного полицейского и вытоптали клумбу». Героиню нельзя назвать хиппи или битником, но легкость бытия присущая, протестному поколению ощущается в ней с самого начала, когда она пытается забрать книгу, которую оставила на крыше. Еще Дария изначально напомнила мне греческий образ богини в подобии зеленой туники и поджарыми крепкими ногами и руками. Когда она в мечтах видит взрыв отеля, где обосновались «корпоративные монстры», образ вступает в полную силу, демонстрируя не только бесконечный источник любви, оживляющий Долину Смерти, но и ярость, уничтожающую мелких людишек, посягнувших на природу.

Забриски Пойнт является заповедником в бескрайней выжженной солнцем пустыне. Гигантское дно высохших миллионы лет назад озер, приобретших космический вид. «Здесь все умерло» говорит Марк, и герои внезапно становятся хиппи, занимаясь любовью под палящими лучами. Постепенно пустыня оживляется, и мы видим уже не двоих людей ласкающих друг друга, а трех, четырех, а затем и массу пар, раскинутых по всему ландшафту. Чтобы понять, почему это не выглядит пошло, надо помнить, что хиппи никогда не рассматривали секс ради секса, это акт, символ Адама и Евы, животворящая сила, в которой нет ничего предосудительного. Совокупление есть единение душ, после которого смерть партнера есть процесс умирания и тебя самого. Оттого и Дария, осознав, что больше никогда не увидит человека, с которым провела всего лишь несколько часов, ломается и своим сознанием разрушает Систему. Ей не надо видеть, что полицейские это бездушные стражи системы, которые просто стреляют в человека, когда он тормозит самолет, словно, когда человек приземлился, то ему не требуется несколько минут, чтобы проехать по посадочной полосе. В новостях говорят, что машины поехали наперерез, хотя по факту это было бессмысленное убийство человека, который по непонятной причине вернул угнанный самолет. Причина эта значения имеет только для самого Марка и Дарии, полицейские как представители системы лишь ликвидируют угрозу, еще когда она себя не проявила.

Сцены в пустыне, занимающие всего треть-четверть фильма самоценности на мой взгляд не имеют, то есть, если бы я увидел короткометражку, состоящую только из них, то не сказал бы, что это было гениально. Но пустыню обрамляет сюжет до и после, превращая срединное действо в восхитительное чувство, как бриллиант, огранка которого подчеркивает и выделяет его красоту, ценность, стоимость, цены которой нет. В этом и феномен Антониони, он знает, как незаметными приемами превратить историю в шедевр, в какие цвета раскрасить самолет, чтобы он выглядел психоделично, как «древняя птица», вылетающая из древнего места. Антониони знает какую музыку использовать, чтобы она звучала современнее, чем в шестидесятые. Как, не обладая возможностью компьютерной графики, создавать потрясающие экшн-кадры, до которых современными фильмам со всем богатством возможностей еще тянуться и тянуться.

«Забриски Пойнт» можно анализировать бесконечно, разглагольствуя о бессмысленности студенческого бунта, ибо свержение элиты, приведет ее к замещению другой, и круг истории снова повториться и будут другие студенты, свергающие уже новую власть. О том как жаль, что сейчас студентов вообще ни хрена не интересует, и студенческий бунт в современной России попросту невозможен из-за царящего равнодушия и аполитичности. Можно порассуждать о том, что движение хиппи не было идеальным, но к сожалению сейчас нет никакого движения и люди ни к чему не стремятся, даже к «Миру». Еще я бы мог сказать, что тогда курение марихуаны было более оправданным, так как в это действие вкладывалась целая философия, а не просто способ словить кайф… Как видите, Антониони рождает целое море ассоциаций, и наверно потому он действительно интеллектуален. «Забриски Пойнт» больше чем умственное упражнение, это нетленный шедевр, действительно современный, кто бы что ни говорил.

2
0
9
Олег Подковыров
40 отзывов, 182 оценки, рейтинг 138
20 марта 2008

Забриски Поинт – это всего лишь место в Аризоне, высохшее мертвое озеро посреди бескрайней пустыни, растянувшееся на многие мили.
“Забриски Поинт” – первый и единственный фильм великого итальянского режиссера Микеланджело Антониони снятый им в Голливуде. Работая на фабрике грез, Антониони выбрал нетипичный образ Америки, которую часто изображают через штат Калифорния, с ее пальмами, пляжами, океаном и беззаботной жизнью. Этакий рай на земле. Или же через крупнейшие мегаполисы вроде Нью-Йорка или Вашингтона, и тогда Америка предстает могучей сверхдержавой. Режиссер же увидел США совершенно в ином свете.
Конец 60-х, время студенческих волнений, борьбы за свои права чернокожего населения, полицейский беспредел… История целого поколения революционеров, хиппи, бунтарей, рассказанная со свойственной Антониони монотонностью, вниманию к мельчайшим деталям и символам и глубоким философским смыслом.
Мир, разделенный на две части. На одной чаше весов – подрастающее поколение, “дети-цветы”, которых не устраивает жизнь в современном обществе, они не могут и не хотят жить по правилам, диктуемые этим обществом.
С другой стороны находятся те, кто, собственно, и представляет это общество – правительство, полиция, крупные бизнесмены, которых не волнует ничего, кроме финансового благополучия. Через призму этого конфликта режиссер показывает скопище язв и пороков старой Америки.
Главный герой Марк, студент университета, приходит на собрание членов революционного общества. С этого собрания начинается фильм. Начальные кадры стилизованны под документальную хронику. Взгляды, лица, жесты сняты крупным планам с разных ракурсов. Рука, которую кто-то поднимает, прося слова; другая, на что-то указывающая; лица юношей и девушек, белых и черных, внимательно слушающих ораторов и готовых в любую минуту высказаться. Эти кадры как - бы подчеркивают, что степень авторского участия в рассказываемой истории минимальна и ограничена ракурсом зрения кинообъектива.
Для Марка неприемлема эта дискуссия, “собрания не его стихия”. Он вообще не принадлежит ни к одной из сторон. Некоторые готовы лезть на баррикады и стрелять в полицейских, другие стараются укрыться в иной реальности с помощью наркотиков. Марк понимает, что надо бороться, но не знает как. Он даже покупает пистолет, но воспользоваться им не успевает. Во время очередных беспорядков у университета убивают полицейского. В убийстве обвиняют Марка, который может и хотел бы выстрелить, только кто-то опередил его. Да и не в его это натуре – убивать. Пытаясь скрыться от правосудия, он угоняет маленький частный самолет. Вот его специфический вызов обществу, попытка “улететь с этой земли”.
Противоположностью Марка является Дарья, работающая секретаршей в крупной фирме. Это явно не то, к чему она стремится, но, являясь своеобразным “приспособленцем”, она не бунтует, не вступает в конфликты с обществом, предпочитая прятаться в своем мирке с помощью марихуаны и музыки. Легкая интрижка с боссом, в результате которой она получает приглашение посетить загородную виллу начальника, куда и направляется на машине через пустыню. Именно в пустыне героям предстоит встретиться, и эта встреча изменит их жизнь.
Темы одиночества и отчуждения, основные в творчестве Антониони, здесь вспыхивают с новыми силами, благо антураж пустыни этому способствует. Режиссер использует общие планы, показывая огромные, безжизненные пейзажи, километры дорог, по которым едет маленькая машинка Дарьи. Бесконечная голубизна неба, в котором парит одинокий самолет Марка. Игра красок, песочно-серого и голубого. Музыка, в исполнении известнейших групп Pink Floyd и Grateful Dead прекрасно дополняет картину оторванности от мира, создаваемую режиссером.
Однако на первый план выходит мотив о зыбкости человеческого счастья. Сначала романтическая встреча, словно слияние неба с землей, внезапно вспыхнувшая страсть, чистое, искреннее чувство, возникающее в мертвой пустыне. Кадры с занимающимися любовью людьми, которых становится все больше и больше, аллегория, сравнение с миром животных, где все происходит по честному, где нет обмана и лжи. Да эти пары и сами похожи на львов и тигров в своих любовных играх. Затем расставание и трагический финал.
Наверное, им все-таки суждено было расстаться. Они слишком разные. Для Марка неприемлем мир иллюзорный, именно поэтому он отказывается от сигареты с травкой, а вот Дарья с удовольствием путешествует в страну грез. Однако Марк в состоянии изменить мировоззрение подруги, но лишь ценой своей жизни. Попытка вернуть самолет законным владельцам заканчивается трагедией. Марк погибает, бессмысленно, так и не успев ничего сделать. Хотя так ли ничего? Возможно, одна человеческая судьба стоит твоей жизни? Жертвенность – понятие очень близкое Антониони. Финал картины ясно дает понять, что смерть Марка хоть и является глупой и нелепой, но все же, в какой-то степени, оправданной. И взрыв загородного дома босса, происходящий в воображении Дарьи, подтверждает это. Взлетающий на воздух особняк, снятый с разных ракурсов несколькими камерами, являет собой уничтожение материального мира, с дарами цивилизации, заменившие духовность, любовь и сострадание. Взрываются холодильники, бытовые приборы, полки с книгами, пролетает мимо, медленно вращаясь, курица-гриль…. Остается только выжженная пустыня, как аллегорическое предупреждение о том будущем, что ждет современную рекламно-технологическую цивилизацию. Это один из самых ярких эмоциональных эпизодов, снятый, для усиления эффекта, рапидом.
Этот фильм, как и все работы Антаниони, может показаться скучным. Такое
бывает, когда смотришь на маленьком экране, когда не включается гипнотизирующая сила темпоритма (на большом экране ритм иной, он затягивает в себя). Фильм для созерцания и размышления. Если вы сможете почувствовать и понять это, то получите непередаваемое удовольствие.

3
1
9
arlanda_express
40 отзывов, 73 оценки, рейтинг 63
25 марта 2011

Страшно представить, на что был бы похож Забриски Пойнт, если бы главные роли в нем играло не ходячее мясо, прекрасные и безликие самоучки, а профессиональные актеры.
Впрочем, все равно гениально. Потому что мясо выбирать - тоже надо уметь.
И эти роли, пожалуй, лучшее, что случилось с ребятами за их бродячую хиппи-жизнь.

1
0
5
Евгений Азаренко
14 отзывов, 14 оценок, рейтинг 8
29 октября 2010

70-е в США. Студенческие волнения, желание свободы и всеобщий пофигизм на фоне первой волны потерянных в жизни. Среди них - наш главный герой. Участник волнений, жаждущий действий, а не речей, кои будут нам представлены в самом начале фильма. Как итог: участие в беспорядках и подозрение в убийстве полицейского. Что делать? Бежать. Как? Конечно, на самолете и с приключениями. С какими? Конечно, с эротическими. С печальным концом? С печальным концом на "речке Какбытонибыло".


Как бы на этом все. Вроде бы и рассказал подробно весь сюжет, но вроде как и нет, ибо по задумке режиссера я должен проникаться какими-то идеями, мыслями, образами и вообще воспринимать все крайне визуально, но... Не воспринимается почему-то. Даже эффектные (не компьютерные) взрывы совсем не хотят откладываться в памяти и пробуждать эмоции.

Про героев я совсем уж молчу. Странные поступки, оборванные мысли, "пустые" диалоги. Если так было на самом деле, то я не верю. Если так не было, то я удивляюсь режиссеру. Удивляюсь и спрашиваю: зачем это все? Куда я дел почти два часа своего времени и что в итоге я должен понять?

Конечно, можно самому поднатужиться и додумать. Может даже сам режиссер этого и хотел, но сдается мне на самом деле он просто взял и нарисовал бессмысленную мазню, с многозначительной миной на лице прилепив табличку "Тут есть смысл". А дальше уж сами... Но смысла-то и нет. Как нет и сюжета у этой недоделанной (?) лав (?) истории о потерянном (?) поколении (?) бунтарей (?).

Dixi.

Евгений Азаренко
http://evg-azarenko.livejournal.com/

1
0

Подборки Афиши
Все