Настоящие, а не названные революции в искусстве происходят нечасто. Можно сказать, что все нынешние художественные формы были плодом определенного переворота, гениальной идеи, озарившей чью-то светлую голову. Кино, изначально придуманное как движущиеся картинки, спустя несколько десятилетий было объявлено «важнейшим из искусств», а американский картограф Роберт Флаэрти по стечению обстоятельств стал одним из родоначальников документального жанра, и его именем называют фестивали даже в России.
«Нанук с Севера» по сегодняшним меркам очень простая черно-белая немая хроника жизни Западных эскимосов, за созданием которой стоял колоссальный труд и подлинное горение автора, мечтавшего запечатлеть борьбу за существование маленького северного народа. Едва ли не впервые люди своими глазами могли увидеть, как живут те, до кого не добралась цивилизация даже в виде автострад. Роберт Флаэрти провел фактически полевое этнографическое исследование, фиксируя годичный цикл быта эскимосов на тысячи и тысячи футов пленки, проживая с ними и минуты радости, когда после голодных месяцев удается охота на гигантского моржа, и минут горестей, когда пронзительный холод насмерть сковывает обессиленных собак. История создания этой ленты сама по себе является человеческим подвигом.
1920-ые годы. Не изобретено даже звуковое кино. Определенную сложность при просмотре неанглоязычным зрителям составят кадры длинного текста, поясняющие происходящие далее события. Закадровый голос зачастую обязателен для документалистики, тем более, когда в фокусе реалии абсолютно другой культура. Даже в XXI веке «Нанук с Севера» для многих может стать источником интереснейших сведений: как построить окошко в иглу, как зимуют тюлени под восьмифутовым слоем льда, и как пять человек и один пес могут уместиться в узенький каяк.
Осознание, что есть люди, не знающие, что такое тепло и питающиеся сырой пищей в условиях полярной ночи раздвигает границы понятия выживаемости и приспособляемости. К тому же, цивилизация стремительными шагами разрушает первобытные общины, особенно такие самобытные и популярные, как эскимосские, и не постановочные съемки тех времен, когда аборигены Крайнего Севера лишь раз в полгода видели «белого человека» — это неоценимая возможность окунуться в другой мир другого времени.
«Здесь, полностью зависимые от животных, единственного источника пропитания, живут самые жизнерадостные люди на земле – бесстрашные, симпатичные, неунывающие эскимосы». Прекрасный, с любовью сделанный фильм о семье канадских эскимосов, много раз попадавший в сферу внимания этнографов и культурологов и положивший начало влиятельной в западном мире дисциплине – визуальной антропологии.
«Нанук так и не понял, почему я устроил всю эту шумиху вокруг него».
Роберт Флаэрти был фанатом своего дела (один из островов Гудзонского залива даже назван в его честь), эту картину он создал с наивностью первооткрывателя, попавшего под дикое очарование находки. Главный герой под его любовным взглядом сияет, как драгоценный камень. Нанук отчасти животное (он и похож на мехового зверя, когда, извиваясь, кидается в нору за песцом); он – главный в животной стае, семью он укладывает на пол лодки, а для собак строит отдельное иглу. Отчасти он герой - есть в Нануке, бросающемся на утлой лодочке в холодные воды Атлантического океана, и величие. А главное, Нанук – это воплощение той мечты, разгадку которой увидел в эскимосах Аксель у Кустурицы – мечты о человеке на своем месте.