Фильм

Фильм Человек, которого не было

The Man Who Wasn't There, США, Великобритания, 2001
Человек, которого не было – афиша
Предоставлено пользователем: eh alisa
1/5

Фильм братьев Коэн про провинциального парикмахера, желающего разбогатеть

1949 год, Калифорния. Провинциальный парикмахер Эд Крейн узнает, что жена изменяет ему с галантерейщиком Большим Дэйвом. Внезапно Эду выпадает возможность разбогатеть на зарождающемся бизнесе химической чистки одежды, и, чтобы обзавестись капиталом, он решает шантажировать Большого Дэйва.

СтранаСША, Великобритания
Продолжительность1 час 56 минут
Дата выхода26 октября 2001
Возрастное ограничение16+
Самые ожидаемые события
Режиссеры фильма «Человек, которого не было»
Рецензия «Афиши» на фильм «Человек, которого не было»

Эд Крэйн (Торнтон) был тихим американцем. В 1949 году в Санта-Розе, штат Калифорния, трудяге, без любви женатому на сестре хозяина (Макдорманд), это было проще простого. "Да, я работал в парикмахерской, но я никогда не считал себя парикмахером". Эд никем себя не считал. Он вообще себя не чувствовал. И тут заезжий коммивояжер в парике, явный жулик, посулил ему луч света. Нужно только вложить $10 000 в новое изобретение, "крупнейшее со времен Генри Форда", - химчистку. И Эда осенило: пускай платит менеджер жены (Гандольфини), который с ней наверняка спит. Эд сочинил анонимку. Так шантаж за вымогательством, труп за трупом - действие стало тихо подбираться к электрическому стулу.

А мы опять не знали, как реагировать. Смеяться или плакать. Хоть и навеянный прозой Джеймса М.Кейна ("Почтальон всегда звонит дважды"), блестящий нуар Коэнов, справедливо разделивших с Дэвидом Линчем каннский приз за лучшую режиссуру, - безошибочная комедия, с фирменными штампами братьев на всех возможных местах. И фосфоресцирующая черно-белая камера Роджера Дикинса (который снимал в цвете, а печатал на ч/б) какая-то уж слишком светящаяся: все так ярко, что напоминает либо страну Оз, либо психушку. И взрытое скорбными впадинами лицо Билли Боба Торнтона какое-то уж слишком кукольное и глупое - помесь Бориса Карлоффа с Владимиром Молчановым. И все события, неуклонно влекущие его вниз, какие-то уж слишком абсурдные: ясно, что судьба - индейка, но не до такой же степени.

Но вот Эд оказывается в зале суда на процессе жены, судимой за совершенное им преступление, и, глядя в его опустошенные, оживленные только страхом глаза, теряешь улыбку и понимаешь, что тут все, кто погибнет, погибнут по ошибке, и все расплатятся за чужие грехи. А мы будем делить с героем его бессилие и жалеть себя. И еще с благодарностью понимаешь, что почтальон всегда звонит дважды, и бывает, второй раз громче первого.

11 ноября 2001
7

Братьям Коэнам всегда удавалось меня удивить. Их фильмы всегда наполнены сарказмом, реалистичностью и мыслью о том, что даже незначительное действие или мысль могут запросто перевернуть с ног на голову всю твою жизнь. Именно об этом картина «Человек, которого не было». Конец 40-х, обесцвеченная пленка, рассказ о жизни обычного парикмахера Эда, который беспристрастно наблюдает за романом жены с другим мужчиной и ничего не делает. Хотя, когда в его голове зарождается идея, он идет на рисковое дело, что приводит к целой дорожке из трупов, тянущейся к нему.

В некоторых моментах фабула перекликается с предыдущими работами братьев, но это и неудивительно. С таким-то багажом удачных картин сложно избежать параллелей или повторений. Однако исправили это братья-режиссеры хорошо подобранным актерским составом и обманчивым вступлением. Я даже поначалу подумал, что перед нами будет типичный драматический фильм, но не тут-то было. Да, фабула простовата в сравнении с некоторыми предыдущими картинами, но от этого смотрится не хуже, ни капли. С каждым сюжетным поворотом все больше липнешь к экрану в ожидании разрешения ситуации. А еще в голове звучит только один вопрос – сможет ли Эд выпутаться и провернуть задуманное?

Вернувшись к актерскому составу замечу, что Били Боб Торнтон отлично справился с поставленной задачей. Порой так и хотелось его встряхнуть, чтобы с лица наконец-то исчезла гримаса с застывшим отчаянием. Тем не менее, он просто изумительно жестикулировал, а его мимика на все 100% соответствовала происходящему. К большому удивлению, супруга старшего Коэна – Фрэнсис МакДорманд – выглядела ничуть не хуже. На ее счет были у меня сомнения, которые она быстро развеяла. Просто в восторге!

28 января 2013
5

Блестящая операторская работа, потрясающая игра актеров и...СКУ-КО-ТА. Некоторые фильмы Коэнов просто обожаю, но этот...Торнтон, конечно, глубокий актер, но, наверно, кроме его крупных планов с сигаретой, видимо, в фильме должно быть что-нибудь еще. Что-то, что заставит посмотреть это неторопливое грустное кино до конца. Лично я смог посмотреть его только частями за 3 раза, первые два засыпая на очередной затяжке Торнтона. Йоханссон несколько оживляет всю эту псевдоглубокомысленную нудятину, но ее настолько мало, что общую картину она все равно не меняет.

6 июля 2009
7

Длинная соната Бетховена.Жизненная проза в поэзии.Великолепная роль Торнтона и не менее великолепный образ музы в исполнении Йоханссон.Здесь нет черного юмора,присущего братьям Коэн,здесь нет динамики,присущей Коэнам,здесь-драма."Человек,которого не было"-это история многих людей,которые живут незаметной жизнью,дышат тем же воздухом,но не выдыхают его.Парикмахер Эд-воплощение равнодушия,безразличия и потерянности.Он стрижет людей,стряхивает им на голову пепел и думает о том,почему волосы растут.Если бы его не было в этом мире-никто бы и не заметил.Но он здесь.И пытаясь что-то изменить вытворяет вот такой замысел,не задумываясь о последствиях.А последствия ужасны."Не так страшны убийцы,как те,с чьего равнодушного согласия совершаются эти убийства".И как же символична концовка,когда Эд садится в тоже кресло,над которым он стоял всю свою жизнь.И тот же "молчаливый" взгляд в сторону стрижек,причесок,волос.
Неплохая драма,завоевавшая множество наград,заслуживает от меня 4 балла из 5.

6 апреля 2009
Все отзывы
Британский оператор. Начинал с документальных фильмов, на которых получил бесценный опыт: во время девятимесячного кругосветного путешествия на яхте научился экономить пленку и заранее решать, как будет вестись съемка, а попав под минометный огонь на партизанской войне в Эфиопии, научился работать в военно-полевых условиях. С 1990-х годов работает в Америке, часто с одними и теми же режиссерами — например, после «Бартона Финка» началось его многолетнее и плодотворное сотрудничество с братьями Коэн (они сошлись на любви к теням, контрастному освещению, широкоугольной оптике, оригинальным «восьмеркам» и цифровой цветокоррекции). Впервые на «Оскар» номинировался благодаря «Побегу из Шоушенка», после чего претендовал на золотую статуэтку Киноакадемии бессчетное количество раз, но всегда умудрялся проиграть — даже когда соревновался сам собой (в 2008 году был дважды номинирован за «Старикам тут не место» и «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса»). Но в итоге он всё-таки получил заветную статуэтку за «Бегущего по лезвию 2049». Командор ордена Британской империи и первый оператор, удостоившийся этой награды.
Читайте также
Сериал «Актрисы» Федора Бондарчука: нарциссический гимн актерской профессии
Сериал «Актрисы» Федора Бондарчука: нарциссический гимн актерской профессии
Сериал «Актрисы» Федора Бондарчука: нарциссический гимн актерской профессии
Все фильмы и мультфильмы про Бэтмена
Все фильмы и мультфильмы про Бэтмена
Все фильмы и мультфильмы про Бэтмена
11 российских музыкантов, которые снялись в кино
11
российских музыкантов, которые снялись в кино
11 российских музыкантов, которые снялись в кино
До «Ампира V»: какие произведения Виктора Пелевина уже экранизировали
До «Ампира V»: какие произведения Виктора Пелевина уже экранизировали
До «Ампира V»: какие произведения Виктора Пелевина уже экранизировали
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость