Все развлечения Москвы

Все отзывы о фильме «Фицкарральдо» (ФРГ, Перу, 1982)

5.9
оценить
Отзывы по рейтингу пользователя
Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
512
7

У Херцога в основном два типа фильмов – про безумцев и про дикие джунгли. «Фицкарральдо», являющийся во многом осевым фильмом всего творчества – это картина о безумце посреди диких джунглей. Безумца зовут Брайан Суинни Фицджеральд (Клаус Кински), но имя его у жителей Латинской Америки, где он живет и работает, вызывает сложности, поэтому зовут его просто Фицкарральдо. Безумие его заключается в том, что он настолько восхищен оперой и Энрике Карузо, что решает построить оперный театр прямо в сердце амазонской сельвы, куда потом пригласит своего кумира, чтобы его магический голос прозвучал в столь далеком от западной цивилизации уголке. Но для того, чтобы получить для этого деньги, Фицкарральдо должен добраться на пароходе в страну каучука и диких враждебных индейцев, дорогу куда преграждает гора. Но и она не становится преградой для современного Сизифа. Героический и безумный фильм, в котором режиссер проделал все то же самое, что и его герой.

Самая известная картина Вернера Херцога, знаменитая в первую очередь тем, что во время ее съемок съемочная группа режиссера протащила через гору настоящий тяжеленный пароход, как это было сделано в самом фильме героем Клауса Кински. Впрочем, это не единственный сложный и интересный момент, сопутствовавший работе над фильмом. С самого начала было понятно, что снимать в перуанских джунглях будет сложно – там в это время шла война с Эквадором и повсюду торчали военные лагеря. Европейские и американские компании по добыче нефти в это же время творили бесчинство с местным населением. Плюс к этому были довольно натянутые отношения с перуанским правительством, вопреки тому, что с аборигенами договориться удалось. Да и европейская либеральная пресса тут же накинулась на Херцога с обвинениями по притеснению прав человека, а после премьеры фильма незнакомец ударил режиссера в живот. Причин для подобного отношения к гуманному и ничего не нарушившему Херцогу не было, но разве когда-то это кого-то останавливало.

Интересно, что изначально в фильме начинали сниматься Мик Джаггер, Джейсон Робертс, Клаудиа Кардинале – не менее сложные в общении и работе люди. Правда, Джаггер, игравший друга Фицкарральдо, вынужден был уехать на гастроли, о чем режиссер неоднократно жалел и со слезами на глазах вырезал его персонажа из фильма, а Робертс, игравший Фицкаральдо, вообще заболел посредине фильма и улетел домой, поэтому Херцог хотел сыграть главную роль сам, но потом передумал и взял в джунгли Кински, вопреки тем приключениям и скандалам, что сопровождали съемки фильма «Агирре, гнев Божий». Клаус, будучи изначально воодушевленным шансом сняться в таком фильме, когда дело дошло до перетаскивания парохода через гору, принялся за свое, чем осложнил съемки, и без того проблемные – люди сходили с ума, жгли дома, индейцы периодически нападали на группу и, конечно, пароход.

В этом эпизоде, который можно было бы снят на студии, и заключается весь творческий принцип Вернера Херцога, стремящегося к максимальному реализму в кадре. Впрочем, представить себе, чтобы в начале 80-х на какой-либо из студий можно было бы снять такое, довольно сложно – мало того, что масштаб и эпичность подобного мероприятия просто нереально воссоздать в студии, так еще ни один звукорежиссер не в состоянии подобрать те невероятные звуки, ту атмосферу, что окружает медленно движущийся сквозь душные джунгли, полные опасностей, скрипящий, чадящий пароход. Так или иначе, результат получился настолько достоверный, что жалкие попытки американских развлекательных компаний по созданию пластиковых, блестящих, выхолощенных приключенческих фильмов о джунглях Амазонки выглядят на фоне «Фицкарральдо» невероятно нелепо.

В целом фильм вновь рассказывает о бесплодных попытках человека бросить вызов природе, но именно в этот раз эти попытки, пусть и вновь бесплодные, вызывают настоящую бурю восторга за одну только попытку совершить подобное безумие. Каннская награда, удостоенная Херцога за лучшую режиссерскую работу – лишь малая толика того, чего на самом деле стоит подобный подвиг режиссера, подвиг художника, подвиг человека. И теперь, когда видишь, как корабль Фицкарральдо взбирается на вершину горы, хочется вместе с теми зрителями, что первыми увидели эту картину, вскрикнуть «ура, он это сделал, все-таки!». Потому, что знаешь, что все это по-настоящему.

1
0
26 мая 2012
Фото amodeo
отзывы:
62
оценок:
65
рейтинг:
56
7

Главный герой (Клаус Кински) - фанатик оперы, в частности, Энрико Карузо. У него есть мечта, он хочет построить свой собственный оперный театр и пригласить туда кумира. Герой мне напомнил первопроходцев, покорителей целины, которые ради идеи оставляли спокойную жизнь и отправлялись преодолевать трудности. Разница в том, что первопроходцы действовали во имя общей цели, а Фицкарральдо преследовал свой фанатичный интерес. Для площадки под строительство он выбирает дальний надел земли, приобретая концессию, надеясь окупить затраты производством каучука. К этой земле есть только один путь - переправить корабль по суше от одной реки к другой. Само действие переправки выглядит фантастично. Огромный пароход посреди леса, на полозьях и лебедках, поднимающийся в гору под звук скрежета металла и треска дерева и канатов. И, конечно, под аккомпанемент Карузо. Фильм крайне натуралистичен. Он входит в плеяду историй Херцога, происходящих в латинской америке, в джунглях. Здесь же вы увидите мир индейцев с характерной верой в духов. Фильм повествует о целеустремленности человека, имеющего в голове любовь к собственному делу. Местами это превращается в слепую одержимость, жесткость и упрямство, но приводит к цели. Его мечта сбылась, но не так, как он себе это представлял. Бойтесь своих желаний, они сбываются. Но порой не так, как мы планируем.
Смотреть можно

0
0
24 октября 2011
Фото Константин Филиппов
отзывы:
22
оценок:
177
рейтинг:
18
9

Фильм о свободе, свершающихся мечтах и страсти. Все это под голос Карузо и ветер джунглей Амазонки! Незабываемое впечатление.

0
0
19 февраля 2011
Фото Александр Романика
отзывы:
17
оценок:
208
рейтинг:
12
7

Одна из самых безумных и масштабных картин замечательного немецкого режиссера и сценариста Вернера Херцога, где он уже в который раз вырывается за пределы обычного для большинства мира, направляя свой взор на человеческое безумие на фоне потаенных уголков дикой природы. На этот раз главные героем стал Брайан Фицджеральд, которого индейцы называли Фицкарральдо. Фанат оперы, он, ради постройки собственного театра, отправляется в малоизведанные джунгли для поиска каучуковой плантации.

Не случайно «Фицкарральдо» считается тематическим продолжением еще одной ленты Херцога - «Агирре, гнев Божий», в схожей манере раскрывающей проблему человеческого безумия среди живого мира. Неизведанные, потаенные уголки души и такие же малоизученные места девственной природы. Через своих героев Херцог заглядывает в самую глубь человеческого сознания, с каждым новым поворотом реки проникая все дальше и дальше, стирая при этом все обычные рамки подобного познания.

Но данная картина и весьма существенно отличается от «Агирре, гнев Божий». Если в первой ленте показана словно отрицательная сторона человеческого безумия, когда главный герой ради мифических богатств прямо движется к смерти, то в «Фицкарральдо» Херцог рисует уже обратную сторону — то самое безумие рождает искусство, потрясающее и величественное, способное заставить целое племя работать в совершенно диких условиях без какой-либо видимой выгоды для них, заставить человека на немыслимые и казалось бы сразу обреченные на провал поступки.

Эта тяга к подобного рода поступках для Херцога жива еще только в безумцах вроде Агирре или Фицкарральдо и нетронутых цивилизацией племенах. Остальной же мир давно умер для Херцога, лишь еще еле держась на ногах после смертельного ранения, как выразилась жена главного героя об одном из плантаторов. Там победила рациональность, когда практически все фильмы Херцога о победе иррационального. Поэтому и никто не может понять Фицкарральдо, мотивы его поступков. Он, как и многие другие герои картин Херцога, последний романтик эпохи, безжалостной по отношению к нему.

0
0
21 января 2012
Фото Николай Шелепов
отзывы:
6
оценок:
5
рейтинг:
5
9

Что было бы, если бы люди не снимали кино? Пришлось бы мумифицировать столько людей! Фараоны, пусть они нас простят, выглядели одинаково, так что достаточно было сохранить одного из них, и дело с концом! Но мы, текущие люди, все такие разнообразные! Да и меняемся мы сейчас быстрее, чем в прошлом. Возьмите лицо хипстера. Или сисадмина. Что? Были раньше такие лица? Ясно, что нет. Меняется и покрой, и это важно, фараона ведь тоже хоронили в костюме, не голым. Но все это ничто, так, глупости, по сравнению со взглядом. В кино мы видим, что у человека находится внутри, что у него там имеется живое, а этого не предоставит ни одна гробница. Хотели бы вы заглянуть в душу Наполеону, через его глаза, через его живой голос? Но Наполеон – это так, избитый пример, банальщина. Серьезные, настроенные искать глубоко искатели стремились бы на встречу с сознанием, у которого в принципе другие доминанты: лес, змеи, охота, духи, мифы – вот что интересно. Так что спасибо Херцогу-документалисту за сверхэксперимент: не снимать антропологию с этнографией, а сделать вместе с индейцами прошлого общее дело и поймать их естественное ко всему отношение в камеру. И прежде всего – их естественное отношение к своей актерской игре.

0
0
24 октября 2017
Фото S.A.D.
отзывы:
6
оценок:
3
рейтинг:
3
9

Может, Херцог и был отчасти шизоидом, сдвинутым на страсти к красивым кадрам, но эти красивые кадры стоят того! Корабль, плывущий по Амазонке, с голосом Карузо на форштевне, это сила. Никакой это не символ, здесь прямое противостояние стихий, которое всегда цепляет само по себе, визуально, а не через мыслительный аппарат. Сила против силы. Абстрактное противостояние (что, конечно, никакое не противостояние) не всегда имеет вещественное выражение, вроде противостояния стихий воды и огня, и тогда его трудно выразить. Прямая линия реки против тайны берега, тайны невидимого? Сознательное против бессознательного? Тональ против Нагваля? Разница потенциалов, невозможное, содержится во всем, но почти никогда не является человеку в концентрированном виде. Мы, люди, стремимся взбить сливки из всего, что движется, и действительно, удивительные "кадры" мира человеку дано создавать самому, по наитию, правда не часто. В этом, наверное, и суть страсти Херцога к документалистике. Сюжет забудется, а вид корабля, "плывущего" через гору, в памяти останется. И не просто останется, а что-то там зацепит внутри, бытийное и в свою очередь невыразимое.

0
0
5 сентября 2017
Фото Светлана Гуторова
отзывы:
5
оценок:
4
рейтинг:
2
9

Сверхусилие – граница, которую пересекают персонажи, собирая энергию (туда) или теряя ее (обратно). Жизнь людей бедна и пресна без предельного напряжения сил. Большой индеец-матрос понял и принял плавание только тогда, когда убедился в том, что сверхзадача существует. Он шел за ней к белым людям, и он ее нашел. И расплылся в улыбке.

0
0
24 октября 2017
Фото Олег Сусов
отзывы:
7
оценок:
5
рейтинг:
1
9

Лица красивых людей еще ничего не значат. Они могут обмануть. Сколько пустышек встречается нам на пути, мы, слава богу, даже не догадываемся. Сейчас они раскрывают себя пластическими операциями, оказывая нам минимальную, но все же помощь в саморазоблачении. Да здравствует Клаудиа Кардинале! Здесь, в роли Молли, она показалась высохшей алкоголичкой, но, вероятно, все же, это дело одного только бессовестного Времени. А южным людям, как многие обращали внимание, свойственно сморщиться раньше, словно кисть винограда превратить в изюм. Однако все такое неважно, если вы по-прежнему готовы смотреть Ей в глаза. Не предавайте свое чувство, смотрите любимой женщине в душу! Все главное – там. Невозможно выразить словами то, что нас намертво цепляет в человеке, когда мы влюбляемся hic et nunc, и, если видим нечасто, как в кино, то навсегда. Можно вспомнить только конкретный фильм, или даже того меньше – сцену, и пережить свое чувство вновь. Клаудиа Кардиналев в Once Upon The Time In The West – женщина во плоти, на грани идеала, и с идеальной линией губ. Ее аспект силы, там, дан режиссером как формула, из которой на 70 процентов состоит человеческий организм. Без этой, по этой формуле, материи не сможет существовать жизнь на планете. Но это все так, слова, которые, повторимся, ничего так и не выразят. Выразить я могу только свое намерение не предавать свои чувства перед лицом высохшего тела. Так мужья любят своих жен, и так любить эту женщину мое право. Я глубоко видел ее в ее прайме. И пусть никто не ревнует: это каждый раз всего несколько секунд кинозрения.

0
0
31 октября 2017
Фото Кирилл Соль
отзывы:
5
оценок:
4
рейтинг:
0
9

Херцог в "Фицкарральдо" дал урок всем без исключения деятелям кино. Ведь фильм рождается не благодаря сюжетной схеме, мастерству режиссера или деньгам продюсера. Настоящее кино движется самой силой жизни, которая заключена в людях, определивших себя его создателями. Херцог, как может быть никто, находится выше киношной тусовки, и остается только догадываться, какое впечатление его работа (в самом что ни на есть трудовом смысле этого слова), должна была произвести на слет стрекочущих эстетов каких-нибудь высоких Канн. Как и любой честный человек, Херцог стоит в стороне, опершись на черенок от лопаты, которой он роет землю и копает в себя. Очень старая женщина с узловатыми пальцами и сморщенным лицом смотрит на меня, и все мое "знание мира" сходит на нет; в ее глазах – законченная, тотальная прострация, она уже почти вернулась в ту точку, из которой вышла работать, работать без конца, 93 года назад, но кто ей тут судья?! Я, привыкший мысленно ругать людей за неимение собственного намерения, за рабство в общественных схемах, но в эту минуту не способный осилить ее удивительный взгляд?! Направленный на меня, веселый, заинтересованный, очень живой, но совершенно не сфокусированный, он заполняет изнутри, проходит насквозь, словно и он, и она, и я, все мы свет; я не могу этого выдержать и отвожу глаза. Тело человека будет закопано в землю; путь во времени и в пространстве будет завершен. Траектория движения корабля в фильме говорит о том, что не стоит питать иллюзий: история любого тела всегда имеет кольцевую композицию. Но если мне, не дай бог, захочется похвастать количеством собранного жизненного опыта (уподобившись примитивным толстопузым богачам), я лучше вспомню безумного Фицкарральдо, упертого Херцога и высохшую старушку 93 лет, как эпизод не снятого мною самим фильма. Она прилежно, по заданию внучки, едва слушающейся рукой рисует на белом листе бумаги новый домик: соединяя расставленные для нее точки одну за другой. Сила жить встроена ведь и в меня: действуй, Лохматый, действуй, в этом все дело! В имени Фицкарральдо – буквы "р" столько, сколько каждый способен унести.

0
0
25 октября 2017
Фото Филипп Вюнш
отзывы:
5
оценок:
4
рейтинг:
0
9

Вы представляете себе такую женщину, как Молли, в нашем обществе? Рядом с собой? Жалеете, что представить не можете? То-то и оно. Бескорыстие, безусловно, еще найдется, а вот веселое и легкое бескорыстие – вряд ли. Фильмы – как доски с объявлениями о розыске, но розыске внутри себя. Женщины – ищите себя такими! Чистый и прямой персонаж, без которого все действие фильма ни за что не будет таким же чистым и прямым. Мужская идея вечно цепляется каким-нибудь своим заусенцем за ткань жизни или повествования. Вот-вот и сейчас... конечно, и здесь мы зацепились и падаем. Мысль должна лететь как птица, и этот Фицкарральдо мог поднабраться этой способности у своей подруги. "– Белый отстает! – Он должен знать, что летать быстро легче, чем летать медленно! – крикнула гусыня, даже не обернувшись. Мартин пытался сильнее и чаще взмахивать крыльями, но усталые крылья отяжелели и тянули его вниз. – Акка! Акка Кебнекайсе! – опять закричали гуси. – Что вам нужно? – отозвалась старая гусыня. – Белый не может лететь так высоко! – Он должен знать, что летать высоко легче, чем летать низко! – ответила Акка. Бедный Мартин напряг последние силы. Но крылья у него совсем ослабели и едва держали его. – Акка Кебнекайсе! Акка! Белый падает! – Кто не может летать, как мы, пусть сидит дома! Скажите это белому! – крикнула Акка, не замедляя полета". Черт возьми, мужчины должны соответствовать таким женщинам, если они с ними каким-то образом познакомились.

0
0
22 октября 2017
Фото Владимир Поплавский
отзывы:
4
оценок:
4
рейтинг:
0
9

Вы хотите понять индейцев? Только честно, это вам действительно необходимо? Или вам вполне достаточно будет сделать вид, прийти к соглашению внутри себя, что вы их поняли? Примените к картине спокойненько, за обсуждением в кругу друзей, пару-тройку сильных мыслей. Они возбудят вашу способность мыслить, но не дадут вам право понимать. Так будет справедливее. Чтобы понимать, нужно ведь будет пожить с этими людьми. Или пожить так, как они. Допустим, вы сказали, что прямо сейчас готовы отправиться в сей мир: суровый, неведомый, полный зверья. С чего вы начнете? Наверное, всего полезнее будет начать с того, что вы задрипанный европейский умишко, которому диалектика нужна только для спора с себе подобными. Помните миф индейцев в фильме? Суть его в том, что они должны отправиться в путешествие, поскольку в их сознание пришла идея исчерпанности их собственного мира. (Чуть-чуть любви для понимания индейцев, вы не против?) Сдвинуться с мертвой точки. Сойти со своей затасканной орбиты. Решится на что-то, что выше тебя, больше и находится впереди или выше, смотря чем смотреть. И как, спрашивается, они могут это сделать без коренного сдвига, без уничтожающего все обходимое воздействия? Для европейского человека сверхусилие входит в зону конкретного усилия. Мы мыслим прагматически. Если усилие заключено в том, чтобы перетащить корабль через гору, то и сверхусилие содержится ровно в том же. У индейцев не обязательно сознание работает именно так. Сверхусилие – это может быть как раз выход за рамки конкретного. Действуя за пределами возможностей организма, мы получаем выход из этого организма. Мы сдвигаемся, и сдвигается все. Задача, требующая сверхусилий для племени, это подарок этому племени. Фицкарральдо, как белый, этого так и не понял. Хотя в его голове и так было мало места для понимания чего бы то ни было.

0
0
8 октября 2017
Фото Людмила Куликова
отзывы:
5
оценок:
4
рейтинг:
0
9

Насколько замысел принадлежит автору? Или хотя бы в какой момент он его начинает осознвать? Херцог всю жизнь снимал Кински, которого и любил, и ценил, и ненавидел, чуть ли не психоаналитически (Когда Херцогу было 13 лет, его семья жила в одной квартире с психически неуравновешенным актёром Клаусом Кински, который позже исполнит роли в его главных фильмах). Однако выбрал на роль Фицкарральдо спокойного Робардса. Никогда. Ни за что Джейсон Робардс не передал бы идею фильма, как сделал это Клаус Кински. И заболел во время съемок. Но неужели Херцог не был запрограммирован на такое развитие событий с того самого момента, как решил снимать новый фильм, еще не зная даже, о чем он будет? Если хочешь уйти от себя, от судьбы, от доминирующего главного актера в своих фильмах, нужно начинать в жизни с чего-то другого, и совсем с другой стороны. Например с тай-цзи. Или с увлечения дайвингом. Но тогда фильм бы ни за что не получился таким классным.

0
0
7 октября 2017
Фото LadyinGreen
отзывы:
6
оценок:
5
рейтинг:
0
9

Мужик сказал - мужик сделал. Сначала прототип, потом герой в сценарии, и наконец режиссер. Ну и индейцы, конечно. Только для прототипа-ирландца они перетаскивали лодку весом 28 тонн, а для режиссера-немца - все 328, вот так. Вообще, кино уже давно не становится событием, поражающим воображение. А взбодрилась кинотусовка в Каннах нормально, наверное, в 82-м, когда такой корабль въехал прямо на тамошний банкет. Пусть тусовка знает свое место и немножко прижмется к стеночке.

0
0
7 сентября 2017