Фильм

Фильм Мама Рома

Mamma Roma (1962, Италия), IMDb: 7.8

7.1
7.8
Предоставлено пользователем: Игорь
1/4

Анна Маньяни в драме Пьера Паоло Пазолини

Несбывшиеся надежды, одиночество и жестокость — это все, чем живет главная героиня фильма.

СтранаИталия
ЖанрыДрама
Продолжительность1 час 50 минут
Дата выхода30 августа 1962
Возрастное ограничение16+
7

Бывшая проститутка, которую кличут мама Рома (Анна Маньяни), после того, как ей не удается расстроить свадьбу своего экс-сутенера (Франко Читти), уезжает в Рим, чтобы начать новую жизнь. У нее на руках к тому времени уже 16-летний Этторе (Этторе Гарафоло), который переезжает вместе с ней и погружается в мир местных улиц, заводя знакомство с хулиганами и проститутками, в одну из которых он влюбляется и начинает продавать вещи из дома, чтобы купить ей подарки. Сама же мама Рома открывает овощную лавочку и в курсе, как тяжело достаются трудовые деньги, и уж тем более она ничего хорошего в романе сына и проститутки не видит – слишком знакома для нее эта дорожка и куда она приводит. Она мечтает найти ему работу, но тот ничего не умеет, да и не хочет ничему учиться. Мощное постнеореалистическое высказывание Пазолини о том, что Росселини ошибался.

В картине «Рим – открытый город» детишки, в которых Роберто Росселлини видел будущее своей страны, смотрели на казнь, и в глазах их зарождалось нечто такое, что должно было сделать их жизнь какой-то правильной. А в глазах самого режиссера теплилась надежда, мол, ничего, отстроимся, заживем. Пазолини, как сама мама Рома, подхватывает этот куплет и бросает в ответ, мол, отстроиться-то отстроились, а вот зажили ли – не похоже, что-то. Между двумя этими картинами на самом деле действительно идет большой диалог, и это даже если не считать, что Анна Маньяни сыграла и там и там. Пазолини, в свойственной ему манере, надежды более старшего поколения не разделяет и примерно в тех же условиях (за минусом фашизма и немцев) показывает, что люди довольно грубы, циничны и безнадежны.

Стилистически же фильм наследует не только и не столько Росселлини, сколько более раннему фильму «Аккатоне». Тут есть и Франко Читти, который вновь играет сутенера, и несколько более второстепенных актеров. Есть и уличная шпана, и проституция. Вновь некоторые актеры – профессионалами не являются и играют феноменально ужасно. В качестве музыкального оформления использована музыка зубра классической музыки, только вместо Баха – Вивальди. Есть и рифмы с библейскими мотивами в их культурологическом изображении, прямо с первой (со свадебным столом) и до последней сцены. Присутствует даже мотоцикл, относительно длинные планы с бредущими по дороге героями, ведущими диалоги, которые вновь грубы и неотесанны настолько, что способны отпугнуть зрителя, как считали современники-прокатчики (долгое время фильм в США, к примеру, не подпускали к кинотеатрам). То есть Пазолини вновь взял в руки инструмент неореализма, но построил с помощью его чуть ли не противоположный по моральному настроению материал.

Что же касается стилистики постановки, то бросается в глаза, как необычайно много в фильме движущейся камеры. Она гуляет вместе с героями по новому городу, отстроенному после войны до неузнаваемости. Встречает всех тех странных людей, заглядывается на дома и переулки, выходит на прогулки как ночью, так и днем. Тут, конечно, можно несколько огорчиться, что Пазолини слишком много экранного времени уделяет Этторе, который шатается по городу и бездельничает. Порой это напоминает обычное любование пареньком, без особой функциональной нагрузки. И это имея такую мощную и экспрессивную актрису, как Анна Маньяни, в актерском составе фильма. Но у режиссера была своя цель сделать акцент именно на нем, и он ее добился, нравится кому-то это или нет.

Все больше и больше в творчестве Пазолини проявляются сильные религиозные мотивы. Это и уже упомянутая сцена со свадьбы, напоминающая визуально Тайную Вечерю. Есть что-то знакомое и в образе бывшей проститутки, начавшей новую жизнь, которая живет рядом с мальчиком, чьего отца мы не знаем, хотя никакой Вести он не несет. Кроме того, угадывается и политико-социальный символизм – известно, что Пазолини не очень жаловал послевоенных итальянских политиков, сравнивая их с фашистами. Но, что самое важное, «Мама Рома», при всем том, что тут действительно полно поводов для нападок со всех сторон, содержит тот самый поэтизм, утерянный поколением итальянских неореалистов первой волны.

8 января 2013
3

Как-то предсказуемо вышло. И про этот "крах ожиданий", собственно заложенный в посыле к зрителю, рассказано слишком уж ровно. Сама Мама Рома с доброй фигурой и отличной задницей, и действительно крикливая даже для итальянки. Её трагический бездельник сынок, как-то неожиданно ставший авторитетом в своей дворовой компании. Мерзкий сутенёр, мешающий жить, Рим с неожиданной стороны в виде спального района. Про неореализм уж говорить не буду, словечко это и вправду малость заезжено. Но сам фильм получился чисто проходным.

25 ноября 2012
Все отзывы
Читайте также
10 фильмов про отцов и детей — от режиссера Ивана И. Твердовского
10
фильмов про отцов и детей — от режиссера Ивана И. Твердовского
10 фильмов про отцов и детей — от режиссера Ивана И. Твердовского
Дойти до «Точки кипения»: рецензия на снятый одним кадром ресторанный триллер
Дойти до «Точки кипения»: рецензия на снятый одним кадром ресторанный триллер
Дойти до «Точки кипения»: рецензия на снятый одним кадром ресторанный триллер
Сериал «Домашнее поле»: спортивная драма о тренерке в мужской футбольной команде
Сериал «Домашнее поле»: спортивная драма о тренерке в мужской футбольной команде
Сериал «Домашнее поле»: спортивная драма о тренерке в мужской футбольной команде
Какие еще фильмы, помимо «1917», были сняты одним кадром (и даже одним дублем)
Какие еще фильмы, помимо «1917», были сняты одним кадром (и даже одним дублем)
Какие еще фильмы, помимо «1917», были сняты одним кадром (и даже одним дублем)
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость