Москва

Все отзывы о фильме Снял кого-нибудь?

Minnâ-yatteruka! (1994, Япония), IMDb: 6.2

6.1
оценить
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Михаил Брашинский
Фото Михаил Брашинский
отзывы: 503
оценки: 77
рейтинг: 859

В последний день июля в серии "Кино без границ" начинает выходить весь Китано. Не по порядку, но без перебоев. Сначала его режиссерский дебют, отвязанная криминальная драма "Жестокий полицейский" (1989). Потом грустная гангстерская "Сонатина" (1993). Следом взрывная, феерическая "Точка кипения" (1991) о бейсболе. Затем идиллические, абсолютно негангстерские "Сцены у моря" (1991) о виндсерфинге. Наконец, ранее недоступные "Ребята возвращаются" (1996) и "Снял кого-нибудь?" (1994), тоже без всякой якудзы. Еще обещают несколько актерских работ, которые он подписывает прозвищем Бит. Новый "Брат" на подходе. Вместе с уже имеющимися "Фейерверком" и "Кикуджиро" мы получаем полное собрание сочинений. Вот - по количеству фильмов - девять резонов, почему его просто необходимо иметь на своей видеополке.

1. У Китано абсолютный режиссерский слух. Когда в начале "Жестокого полицейского" не терпящий отлагательств коп Азума идет по пешеходному мосту, минут пять, на камеру, под японизированного Эрика Сати, понимаешь: шутки кончились.

2. Никто не снимает сейчас кино чище, чем Китано. Это кино жестов и взглядов. Слова ему не нужны. Оно на две трети состоит из пауз. В них пространство раскрывает всю абсурдность происходящего, но люди не замечают этого.

3. Китано - это Япония, какой мы ее еще никогда не видели. У Японии есть злачный низ (якудза, школьное садомазо) и благородный верх (самурайский кодекс, чайная церемония). И нет середины. Китано первым связал низ с верхом в своих непристойных самурайских трагедиях о неизбежной судьбе с глушителем американского производства.

4. Китано - отличный комик. Не только по первой профессии. Не только в комедиях. Полумертвый солнечный луч высвечивает из темноты контуры мужского лица. Мужчина крайне сосредоточен; кажется, он готовится к прыжку. Потом дверь распахнется, и мы поймем, что он сидел на горшке. Так начинается самый хамский фильм Китано "Точка кипения".

5. Насилие Китано. Никаких гор трупов, никакого балета пуль. Палочкой для лапши в глаз. Бейсбольной битой по горлу. Мордой в унитаз. По-дурацки, скомканно. Дико страшно. Очень смешно. Тарантино не зря называет его учителем.

6. Китано - красивый мужчина. Смотреть на его евразийское лицо не менее приятно, чем на Богарта или Делона. Теперь, когда это лицо наполовину парализовано из-за мотоциклетной аварии, - еще приятнее. Больше харизмы.

7. Китано - это настоящее мужское кино. Мужчины понимают его без слов. Женщины узнают про ахиллесовы пяты. Жизнью мужчин управляет неписаный Код. Их желания несущественны. Уклониться от Кода - значит потерять честь. Мы все хотели бы уметь держать пулю, как он.

8. Китано постоянно ускользает. Когда он шутит, а когда говорит всерьез - совершенно непонятно. Он не хочет быть пригвожден. Поэтому он разный. Снимает кино для всей семьи: малышам - "Кикуджиро", потом для старшенького - "Снял кого-нибудь?", а уж ночью, для родительских тайных радостей, - "Жестокий полицейский".

9. Китано знает толк в смерти. Он виделся с ней на своем мотоцикле и не был ей чужим до этого. Настоящий самурай не думает ни о чем, кроме нее, поэтому смерть не может застичь его врасплох. Когда все кончено, только и можно жить. Но это уже после собрания сочинений.

2
0
...
25 июля 2001
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото неловкие столкновения с объективной реальностью
Фото неловкие столкновения с объективной реальностью
5
Комедия непостижимых положений

Асао (Данкан) - фатальный лузер. Без денег, интересов, личной и общественной жизни. Вбив себе в голову, что верх крутизны - переспать с незнакомкой в кабриолете, он будет биться за свою мечту. Но мир многогранен, а путь к цели тернист. На кинопробах Асао встретится некто Иосиф Сталин; в логове якудза обнаружится криминальный босс в одних трусах (женских); из проезжающих машин вываливаются окровавленные люди и предлагают "позаботиться об их деньгах"; законы гравитации попираются; поют искусственные канарейки – да что там, много кто поёт. Всё выходит ниоткуда и туда же возвращается. Однажды к Асао подойдёт учёный из "Ассоциации невидимых людей". А почему бы и нет.

"Снял кого-нибудь?" превосходен в пересказе. Это пятый фильм Такеши Китано - режиссёра, периодически отходившего от любимых якудза, но никогда не отходившего в такой манере (и это после неторопливой "Сонатины") - в общем, нужно быть абсолютно безразличным к своей репутации. Абсурдистское варьете, раздробленное на бессчётные репризы, находится за гранью не только добра и зла, но и за гранью смешного и несмешного. Высота полёта юмора в "Снял кого-нибудь?" в полной мере отражена синопсисом. Охальные скетчи за гранью фола связаны idée fixe главного героя - но эклектично украшенный тарантас сюжета куда только ни заносит. Иногда скетчи убийственные, как в "Аэроплане!", иногда невыносимые, как в "Нереальном блокбастере" и других обмылках режиссёров Фридберга и Зельцера. Порой из горы навоза, которым фигурально и не только поливает публику режиссёр, выглядывают пародии на узнаваемые за пределами Японии образы: тут и кроненберговская "Муха", и "Охотники за привидениями", и Майкл Джексон. Выглядывают, впрочем, редко и не настолько основательно, чтобы навоз не втянул их обратно. Тарантас тем не менее продолжает путь.

Зная основание безумия, несколько облегчаешь зрительскую участь: всё это для Китано не просто так, и в осмысленности комедии всё-таки не откажешь. В конце концов, и знаменитый "Такешиз" можно расценить отрывистым бредом, а не рефлексией о творческом пути, если не быть способным отличить "Фейерверк" от "Затоичи". До того как дебютировать в кино, Китано прославился на японском ТВ как комик-нонконформист - и "Снял кого-нибудь?", конечно, пастиш самому себе времён молодости. Полтора часа глупостей и различных ужимок скреплены не формально, но идейно: все скетчи о том, как идиотично наше целеполагание; о том, что неудачник скорее проникнется пением искусственной канарейки, чем признает тот факт, что кабриолета у него нет и не будет, и что его мечта в целом - уродливая перверсия. И главное: если неудачника пять раз на дню калечит равнодушный фатум - это лишь следствие, а причина - что прохожих он неизменно провожает завистливой мыслью. "Снял кого-нибудь?" превосходен в пересказе. Можно ли его смотреть? Разумеется - да; разумеется - нет.

0
0
...
1 января 2013