Фильм

Фильм Африканская королева

The African Queen (1951, США, Великобритания, Конго, Уганда), IMDb: 7.8

6.9
2 отзыва
7.8
Предоставлено пользователем: Olga
1/8

Хамфри Богарт и Кэтрин Хепберн не могут ужиться на корабле

В Экваториальной Африке в 1914 году миссионерка Роуз Сейер (Хепберн) вынуждает циника Чарли Оллната (Богарт), капитана суденышка «Африканская королева», затопить военный крейсер «Луиза», без которого немцам Первую мировую ни в жизнь не выиграть.

Режиссер
Продолжительность
1 час 45 минут
Дата выхода
26 декабря 1951
Возрастное ограничение
12+

Рецензия «Афиши» на фильм «Африканская королева»

9

В Экваториальной Африке в 1914 году миссионерка Роуз Сейер (Хепберн) вынуждает циника Чарли Оллната (Богарт), капитана суденышка «Африканская королева», затопить военный крейсер «Луиза», без которого немцам Первую мировую ни в жизнь не выиграть.

Африканские съемки фильма превратились в сущий кошмар (Клинт Иствуд снял о нем фильм «Белый охотник, черное сердце»): режиссер Джон Хьюстон («Мальтийский сокол»), плюнув на кино, отправился охотиться на слонов, потом все, включая Кэтрин Хепберн, переболели дизентерией (спаслись только Хьюстон и Богарт, даже зубы чистившие «Джонни Уокером») — но ничего этого на экране не видно. Есть только он и она — и химия между ними. Богарт («Оскар» за лучшую мужскую роль) и Хепберн (едва ли не в лучшей своей роли) вместе в первый и последний раз. Они обмениваются элементами так, что экран шипит и потрескивает, а немецкие снайперы сами откидываются от химического заражения. Идеально не подходящая друг другу пара — прожженный лоботряс и девственная вобла, приговоренные к замкнутому пространству лодки, — проходит все стадии отношений, от неприязни до любви, и доказывает, что для настоящего голливудского кино нужна прежде всего блестящая литература (сценарий кинокритика Джеймса Эйджи), а для настоящего секса в кино совершенно не нужно ни раздеваться, ни даже прикасаться друг к другу.

3 мая 2007
9

«100 лучших фильмов всех времён и народов» -
«Африканская королева» (США, 1951).

Здравствуйте.

Сегодня посмотрел очередную киноклассику старого Голливуда, под названием «Африканская королева».

Вообще, вы знаете, чем больше смотрю ленты, которым не менее 50 лет, тем интереснее и разнообразнее становится для меня мир кино. Новые фамилии актёров и актрис, увлекательные сюжеты, толковые режиссёры, затрагивающие душу композиторы… И всё это ни мало. А, если знакомство с каким-нибудь из них продолжается, то это вызывает только уважение…

Так случилось и здесь. Познакомившись в «Касабланке» с Хамфри Богартом, я не думал, что снова увижу его где-нибудь. Тот фильм являлся военной драмой и мне очень понравился. Но не надеялся я, что талантливый актёр - талантлив в разных образах. К счастью, я ошибся…

Первая Мировая война. Германская Восточная Африка. В простую деревню, где проповедует преподобный Сэмюэль Сейер (Роберт Морли), с помощью своей чопорной незамужней сестры Роуз (Кэтрин Хепберн), приходят немецкие войска и, сжигая хижины, уводят всё население. Расстроенный Сэмюэль, из-за своего слабого здоровья вскоре умирает. В этот миг, на своём паровом катере, с красивым названием «Африканская королева», возвращается простодушный капитан Чарли Оллнат (Хамфри Богарт), который помогал деревне в качестве почтальона и мелкого снабженца. Узнав, что всё сожжено он решает помочь бедной леди убежать. Однако у той созревает план не прятаться от немцев, а наоборот – противостоять им! Почесав затылок, моряк-пьяница с неохотой соглашается отвезти её в самое пекло врага. Да ещё через пороги, мелководье, водопады, джунгли, свистящие над головой пули…

Да… Вторая встреча с Хамфри Богартом оказалась не хуже первой. Кстати, оба главных героя были номинированы на «Оскар». Только… Богарт получил его, а Кэтрин была лишь номинирована. Но это не уменьшало её силы в кино. Мне понравилось, как чопорная женщина (которая на вид способна была держать лишь библию или молитвенник в руках), смогла управиться с катером, и была не каким-нибудь лишним балластом, а настоящим мужественным, находчивым и самоотверженным помощником…

Актёры «Африканской королевы» грамотно дополняли друг друга и красиво смотрелись вместе…
Признаюсь, что сначала мне не очень понравилась эта женщина Кэтрин Хепберн.
Что? Нет, не её игра. Она сама. Но потом… Я привык к ней и даже стал переживать за неё. Ну и, к середине фильма, зауважал. Умеет к себе располагать. Умеет. Интересная женщина. Хорошо сыграла свою роль. Видно, что такие люди отдают себя киноискусству без остатка. Видели бы вы, как она шестом лодку толкала! Это что-то…

Вот, пожалуй, и всё, что хотелось бы сказать про эту картину.

В заключении, добавлю вот, что…
Как известно, данный фильм – это роман знаменитого английского писателя, военного историка и голливудский сценариста - Сесила Скотта Форестера (1899-1966). Также он работал и над специальным сценарием для картины, вместе с помощником Джеймсом Энджи и режиссёром ленты Джоном Хьюстоном.
Хотя фамилии этих людей для меня не знакомы, что-то мне подсказывает, что я с ними ещё встречусь… Уж очень неплохо получаются у них приключения…

10 из 10.

Благодарю за внимание.

9 марта 2013
7

Легендарный и революционный фильм Хьюстона, снятый в невероятно сложных условиях, но и невероятно при этом красивый. Начало Первой мировой войны, какие-то совершенно дикие уголки Африки, куда добрались только представители христианской миссии Роуз Сейер (Кэтрин Хэпберн) и ее брата Сэмюэла (Роберт Морлей). Впрочем, есть еще один «белый» герой – бороздящий по просторам реки на маленьком кораблике «Африканская королева» пьющий и матерящийся как сапожник курьер Чарли Эллнат (Хамфри Богарт), который как раз и привозит преподобному и его сестре новость о том, что Германия и Англия находятся в состоянии войны, а немецкие войска на подходе, поэтому было бы разумно как-то оттуда убраться на подконтрольные английскому правительству территории. Однако к тому времени Сэмюэл умирает, так и не перенеся столь тяжелой новости, поэтому на лодке отправляются два столь непохожих человека – пуританка и скромняга Роуз и прокопченный и прожженный Сэмюэл. Роман между ними просто обязан вспыхнуть, но для этого им предстоит пройти через полосу яростной ненависти друг другу и выполнить военное задание, которое им придумает сама Роуз.

Еще в 40-е студия «Columbia» приобрела права на экранизацию романа Сессила Скотта Форрестера, но долгое время не могла найти подходящего режиссера, пока не остановилась на кандидатуре Джона Хьюстона. Тот поставил твердое требование – снято все должно быть в реальных условиях, точно так, как он делал это на съемках «Сокровища Сьерра Мадре», но на этот раз съемочной группе предстояло отправиться в девственные джунгли Центральной Африки и прокатиться по рекам и лесам Конго, Уганды и Заира. Более того, некоторые сцены, которые можно было снять дома в павильонах, все равно снимались в Турции. Пусть и не совсем дикая местность, но явно неприспособленная для подобного опыта. Проект был, как казалось многим, обречен на провал. Великий британский продюсер Александр Корда говорил руководителю проекта Сэму Шпигелю, что историю о «двух стариках на африканской реке» никто не будет смотреть. Никто не угадал, фильм стал большим коммерческим хитом.

Говорят, Джон Хьюстон отправился снимать в дебри Африки фильм ради того, чтобы поохотиться на слонов. На эту тему – да и вообще, о том, как снимался этот фильм – есть весьма занятный фильм Клинта Иствуда «Белый охотник, черное сердце», который дает примерное представление об условиях, в которых снимался фильм, но который вряд ли стоит воспринимать, как хронологию событий – слишком много художественного вымысла и условностей он себе позволяет. А вот дневник Кэтрин Хэпберн, который она достаточно точно назвала «Как я поехала в Африку с Хьюстоном и Богартом и чуть не сошла там с ума», пожалуй, что стоит.

Именно из этого дневника становится понятно, что старые друзья и соратники Богарт и Хьюстон пили не просыхая на протяжении всего процесса съемок. Те, впрочем, и не собирались этого отрицать, более того, они оправдывали собственное пьянство исключительно медицинскими целями. И правда, эта парочка была единственная в группе, которая не страдала от дизентерии. Впрочем, Хэпберн было все равно, и она постоянно ругалась с мужчинами по поводу их выпивки. То есть, ее пара с героем Богарта на экране на самом деле имела за собой настоящую историю. Кроме того, ей, как и всем остальным, пришлось перенести целое нашествие комаров и насекомых, опасность столкнуться со змеями на каждом шагу, изнуряющую духоту и жару, а также постоянно меняющуюся погоду, которая могла порой на несколько дней запихнуть людей по палаткам и не давать им высунуть носа.

Группа, которая отправилась снимать фильм, была очень маленькая, многим приходилось работать и не только по специальности. В основе состава центральное место занимали, конечно, звезды – Хэпберн и Богарт, которые удостоились за свою игру самых больших похвал и наград – актер получил свой единственный «Оскар» именно за этот фильм, а Кэтрин Хэпберн – очередную номинацию. Кстати, она совсем не знала, как и что ей нужно играть, пока Хьюстон не подсказал ей делать вид, что она – Элеонора Рузвельт, что и привело, по сути, к успеху. Джон Хьюстон вообще считался «актерским» режиссером и работать с ними умел лучше всех, наверное, в то время. Чудесной оказалась работа оператора Джека Кардиффа, который смог с пробирающей до мурашек точностью передать красоту джунглей и невероятную мощь реки. Уместна и музыка композитора Аллана Грея, который прежде работал с Пауэллом и Пресбургером. Единственное – порой можно было бы не заглушать так сильно натуралистические звуки джунглей.

Для самого режиссера фильм является хоть и наиболее простым, даже примитивным с точки зрения драматургии, а также наименее циничным по настроению, но и очень характерным для него в стилистическом плане. То, как он выстраивает кадр и мизансцену, какие хлесткие и сочные диалоги использует, какой выдерживает ровный темп событий и действий в фильме – все это его. Но было тут для самого автора и много нового – это первый цветной фильм в его фильмографии, первая комедия. Но было тут и то, чего Хьюстон добивался всю свою жизнь – это не первый фильм, который он снимал за пределами родины, но это фильм, которым он начал серию в целых 10 лет, в течении которой снимал кино по разным уголкам мира. И, наконец, самое главное – то, насколько у него получилось снять высочайшего качества продукт, находясь в невероятно тяжелых условиях, в которых не был до него, наверное, никто. Еще одно доказательство величия таланта Джона Хьюстона.

20 мая 2015
Все отзывы
Читайте также
80 фильмов, изменивших мир, которые можно посмотреть всей семьей
80
фильмов, изменивших мир, которые можно посмотреть всей семьей
2 апреля 2020
Круиз по джунглям и не только: какие приключенческие фильмы смотреть, помимо картины со Скалой и Эмили Блант?
Круиз по джунглям и не только: какие приключенческие фильмы смотреть, помимо картины со Скалой и Эмили Блант?
3 августа 2021
Главные фильмы о Первой мировой войне
Главные фильмы о Первой мировой войне
7 февраля 2020
Лучшие фильмы про путешествия
Лучшие фильмы про путешествия
20 июля 2015