Киноафиша Москвы

Фильм «Воскресенье за городом»

Un dimanche à la campagne (1984, Франция)

0
Кино: «Воскресенье за городом»
  • 18+ 1 час 30 минут
  • жанр
    Драма
  • Дата выхода:

Один из лучших фильмов Тавернье

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Алексей Васильев
отзывы:
924
оценок:
214
рейтинг:
1752
9

«Я поняла: когда счастье уходит из твоей жизни, предпринимать что-либо, чтобы его вернуть, бесполезно. Нужно просто жить без этого чувства, делая вид, что ничего не случилось, и на всякий случай оставить окно открытым в надежде, что счастье вернется вновь», — говорит 40-летняя героиня Джейн Биркин в фильме «Ностальгия по папочке». Постановщик «Ностальгии», француз Бертран Тавернье, не самый знаменитый в мире режиссер. Он слишком тонок и чужд художественного скандала, чтобы быть звездой. Фильмы Тавернье нацелены на личный опыт отдельно взятого зрителя, поэтому Тавернье любят немногие. Но те, кто любит, любят насмерть.

Тавернье специализируется на возрастных кризисах. В «Ностальгии» — это возраст, когда твои родители становятся старыми и ты осознаешь, что скоро останешься один на один с судьбой. Тактика Тавернье-режиссера такова: замереть и прислушаться к жизни, пока из щебетания лета — он любит снимать лето — не выкристаллизуется повторяющийся мотив. Сконцентрироваться на нем, прослушать все его обертоны, вычленить из видимой безмятежности драму мотива и объяснить, как себя вести, когда жизнь приобретает черты подобной драмы.

В ровном, как шум прибоя, творчестве Тавернье есть много хороших фильмов, два шедевра: «Ностальгия по папочке» (1990) и «Преступный репортаж» (1979), и одна недосягаемая вершина — «Воскресенье за городом» (1984).

В «Воскресенье» Тавернье подобрался к последнему кризису: главному герою, мсье Ладмиралю, 76 лет, и, по всей видимости, он скоро умрет. Дело происходит в начале века. Ладмираль — художник-импрессионист, принимающий в загородном доме своих взрослых детей на традиционном воскресном обеде. Тавернье наблюдает преклонный возраст, возраст созерцания, — так же наблюдал закаты в фильме Манкевича «Что скажут люди» герой Кэри Гранта, говоривший: «Приход ночи неизбежен, но как же отчаянно борется день, цепляясь за линию горизонта, с боем отдавая каждую секунду, заставляя солнце окрашивать облака во все более небывалые краски. День проиграет эту битву, но назавтра все повторится вновь». Под взглядом Ладмираля живопись Моне оживает в трепетной картинке солнечного пленэра, из-за кадра ей вторит музыка композитора-импрессиониста Габриеля Форе. Мир, уже ускользнувший из ослабевших рук, но еще не сгинувший с глаз, лежит, как идиллия, в которой ты бессилен что-либо изменить. Человек, не способный ни повлиять на судьбу другого, ни совладать со своей, смотрит жизнь как полотно. Он ясно видит бесплодность усилий близких ему людей, каждый из которых безуспешно стремится вписаться в собственную схему несуществующего счастья. Он постигает эту бесплодность как непременное условие красоты.

Отзывы пользователей о фильме «Воскресенье за городом»

Фото Raija
отзывы:
66
оценок:
976
рейтинг:
25
9

Красивый и грустный фильм. Кто-то наклеит на него ярлык "фестивальное кино" и останется равнодушным. Между тем, фильм снят с большой любовью. Это заметно, в первую очередь, по операторской работе. Экран все время заливает прекрасный свет, облагораживающий лица актеров, - зритель будто оказывается внутри полотна, написанного Ренуаром. Кстати, к биографии великого импрессиониста фильм отношения не имеет, что бы ни писали в аннотации. В центре сюжета - жизнь посредственного художника, не гения, как и большинство из нас. Еще один персонаж, трогающий за душу, - дочь художника Ирэн (удачная работа Сабин Азема). Ее жизнь проходит в тщетной погоне за воплощением того, о чем мечталось, и все же, несмотря на страдания, которые ей приносят эти несбывшиеся надежды, она на свой манер счастлива.

Один день из жизни человека, всего один день. Французы - мастера показывать величие жизни в ее самых незначительных моментах.

Фото Sarah
отзывы:
297
оценок:
237
рейтинг:
235

Такой трогательный фильм. Очень летний: сразу хочется на дачу, ходить в белом и не думать о работе, засыпать после обеда в беседке и просыпаться к вечернему кофе, ощущая бисеринки пота на тёплом загоревшем лбу. Прямо вкус солнца на губах чувствуешь.

Очень красивые пейзажи. Впервые осознала, что вся цифровая обработка кадров природы, делающаяся сейчас, это то ли от режиссёрской, то ли от операторской бесталанности - "Воскресенье" безо всякого налёта цифры это ярко показывает. И как хочется побывать в том месте, где такая натура! Даже если бы в этом фильме совсем не было сюжета, а был разрозненный набор кадров, смотреть было бы приятно - такое удовольствие для глаз. Хотелось каждый кадр запомнить, мысленно обрамить и унести с собой домой. Не только виды природы - чего стоит кадр со стоящей в оконном проёме, выходящем из тёмной комнаты на солнце, Ирен. Просто физически ощущаешь прохладу комнаты и жаркую истому летней лужайки.

И красивые виды великолепно оттеняют одиночество героев. Одинок старик-отец, давно похоронивший жену. Взрослый нелюбимый сын часто его навещает не по любви, а из приличия, но старик хочет видеть дочь, а она всё более отдаляется от него, увлечённая собственным магазином и бесконечной чередой любовников.
Одинок сын, Гонзак, женившийся на женщине, которая вышла за него, лишь бы не служить в конторе, и искренне страдающий, оттого что отец явно предпочитает ему дочь. Гонзак приезжает каждую неделю, но старик забывает о нём, лишь только Ирен появляется на пару часов.
Одинока Ирен, каждый день проживающая как последний и вспоминающая ласково-укоряющие слова матери "Ты слишком многого от жизни хочешь". Она богата, известна своим магазином одежды, но несчастлива, срываясь по первому звонку любовника, оставляя отца, с которым обещала поужинать.
Но несмотря на то, что это очевидно драма, "Воскресенье" оставляет такое сладкое послевкусие... Никакой горечи, только желание ещё раз насладиться этими пейзажами, созерцательным отношением режиссёра к персонажам.

Об атмосфере в этом фильме надо сказать особо: в конце просмотра посмотрев в афишу, с удивлением вспомнила, что съёмки происходили не в 1905 году, одновременно с действием фильма, а в 1984. Такое погружение в эпоху - большая редкость и несомненная заслуга.

Галерея

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить