Фильм

Фильм Ярость

Fury (1936, США), IMDb: 7.9

Предоставлено пользователем: Илья Воронцов
1/3
СтранаСША
РежиссерФриц Ланг
Продолжительность1 час 32 минуты
Дата выхода4 июня 1936
Возрастное ограничение14+
7

Первый американский фильм Фрица Ланга, в котором он рассказывает пронзительную историю двух влюбленных Джо (Спенсер Трейси) и Кэтрин (Сильвия Сидни), которые вынуждены расстаться для того, чтобы заработать денег на собственную свадьбу. Кэтрин уезжает в другой штат, где работает учительницей и копит деньги, Джо со своими братьями открывает небольшую заправку в конце улицы, которая тоже постепенно начинает приносить доход. Он даже заводит песика и покупает автомобиль. Иными словами, к свадьбе все готово, спустя год после расставания. И вот Джо отправляется в путь к своей невесте, чтобы встретиться с ней, наконец. Однако по пути он проезжает мимо небольшого городка Стэнд, где его арестовывают по подозрению в похищении. Уликами против него служит тот факт, что он подходит под описание, у него в кармане оказываются соленые орешки, да одна из банкнот, разыскиваемых полицией. Для обвинения этого не достаточно, но оказывается в самый раз для жителей городка, которые берут штурмом участок и заживо сжигают Джо. Однако тот выживает и решает всем отомстить, посчитав, что обвинение в штурме официального заведения – слишком малое наказание для двух десятков местных жителей.

Первый американский фильм Фрица Ланга и первый фильм в его так называемой «социальной» трилогии, которой он стартует свою карьеру на новой родине. В принципе, эти три фильма – «Ярость», «Жизнь дается только раз» и «Ты и я» объединены весьма условно и общего у них - разве что желание покритиковать современное общество, да Сильвия Сидни, которая не только снялась в главной роли, но и настояла на том, чтобы Ланг был режиссером этих картин, которые, к слову, делались на разных студиях. «Ярость», к примеру, снималась на MGM. Как следствие наличия Сильвии Сидни в фильмах режиссера, в его творчестве появляется новая роль сильной женщины в романтических отношениях, которые ранее режиссер не то, чтобы избегал, а просто не снимал, а если и снимал, то не делал на этом акцент. Но, новая страна, новые правила и без любовной истории в голливудском кино не обойтись.

Впрочем, даже при этом, Ланг несколько переворачивает нарративный принцип, принятый для американского кино того времени, когда основная сюжетная линия разрешается примерно в один такт с романтической историей. В «Ярости» же Ланг и вовсе начинает с того, что показывает пик близости двух влюбленных, стоящих перед витриной свадебного магазина. Вообще, эта первая сцена удивительно талантливо, точно и емко вводит в действие сразу множество деталей, которые будут использованы во время всей истории. Одним движением камеры и двумя фразами диалога, Ланг дает понять, что Джо и Кэтрин планируют пожениться, что в их жизни будет переезд, что Джо любит орешки, в конце концов, что приведет его к трагическим обстоятельствам чуть позже. Плюс к этому, Ланг не в первый и не в последний раз и в фильме, и в своем творчестве, поднимает тему «кино в кино». Жующий орешки и стоящий перед витриной Джо будто смотрит кино, в котором видит свои мечты, в которых они с Кэтрин поженились и купили дом.

Этот прием с витриной оказался довольно действующим – в обществе потребления процесс наблюдения за мечтой за стеклом близок каждому из зрителей, а Лангу было очень важно, чтобы зритель фильма смог оказаться как можно ближе в первых сценах к главным героям. Он даже принципиально не снимает с высоких ракурсов, что часто делал во время своей более известной части творчества в Германии, но тут этого делать не стоило потому, что отдалило бы зрителя от героев, ведь в американском кинематографе действует принцип идентификации зрителя и персонажей, что они видят на экране. И чем ближе зритель и персонаж, тем большее родство зритель испытывает и тем больше получает эмоций во время просмотра, что является одним из факторов успешности фильма.

Кроме всего прочего, в первых сценах фильма Ланг затрагивает и социально-экономический аспект, важный для страны в то время, переживавшей не самые лучшие времена. Становится ясна причина, почему уезжает Кэтлин – она нашла работу в другом штате и едет туда, чтобы накопить на свадьбу, что становится причиной разлуки, которая и приводит в трагедии, рассматриваемой в фильме, тесно увязывая все аспекты социальной жизни того времени воедино. Плюс, в тех или иных сценах зритель видит и разорванный плащ, и кольцо, и те самые орешки. Все это сыграет важную роль позже, а пока, влюбленные видят друг друга в последний раз, на этот раз разделенные стеклом.

Несколько идиллических сцен спустя, Джо отправится в путь на машине, которая приведет его в городок Стэнд, а зрителя к ощущению, что он смотрит зеркальное отражение драматургических приемов картины «Город ищет убийцу». И там и тут обвиняемый был самым обычным человеком, только вот в «М» убийца успешно скрывался, потому что был обычным человеком, а здесь – обычного человека обвиняют в преступлении исключительно потому, что он – обычный человек, то есть любит орешки и подходит под описание, под которое попадают миллионы американцев. Таким образом, образ протагониста американского периода творчества Ланга и его германского, разительно различаются. Если в Германии Ланг снимал фильмы про экстраординарные личности, то тут на первый план выходили люди из народа, подчеркнуто безликие и такие же, как все.

Еще одной параллелью с «М» является цепочка сцен, в которых слухи распространяются по городу, только, в отличие от огромных медиа просторов немецких мегаполисов, слухи по американской глубинке распространяются посредством общения людей – в парикмахерских, на кухнях и дворах, магазинах и рынках, барах. И вновь толпа не верит властям и представителям правопорядка, но, в отличие от «М», превращается в оружие возмездия совершенно иного толка. Ланг четко понимает, что самосуд и попытка решить проблему своими силами – это палка о двух концах и может привести к довольно ужасным последствиям. Схожи и схемы, интонации, манеры общения между представителями толпы и теми, кто должен защищать закон и обвиняемого. Конечно, можно было бы провести параллели и прийти к выводам, что Ланг был невысокого мнения об американском обществе, но это было бы не совсем справедливо.

К ужасам, которые может прийти неуправляемая, разогретая алкоголем и неутоленной жаждой возмездия, толпа, Ланг добавляет еще и политическую составляющую, критикуя выборную систему демократии. На просьбу выслать солдат национальной гвардии ради защиты Джо, представители власти в просьбе отказывают, объясняя, что не хотят терять репутацию в год выборов – «люди не любят, когда видят войска, это задевает их гордость». Впрочем, это не снимает ответственности и с самих жителей города, которые превращают расправу над невинным человеком в развлечение и с криком «давайте повеселимся», отправляются к полицейскому участку. Люди творят кошмарные, непростительные вещи и, при этом, довольны собой.

В середине фильм делает сюжетный твист, переворачивая как повествование, так и моральную составляющую, выставляя совершенно другие акценты, меняя протагониста и вектор возмездия, а также уровень реальности. Из жестокого и трагического фильма о деструктивной природе больших групп людей, «Ярость» превращается в нечто новое, пережив катарсис и основой кризис почти ровнёхонько посередине повествования, когда Джо, которого вроде бы сожгли, возвращается домой, изменившийся пусть не столько внешне, сколько внутренне. «Знаете, где я провел время? В кино. Смотрел, как меня сжигают заживо, может быть десять или двадцать раз». Как и в «Лиллиом» - единственном французском фильме Ланга – режиссер применяет функцию фильма в фильме для того, чтобы восстановить истинную сущность, документальность, последовательность событий.

Городок, который не зря называется «Стэнд» - в честь первых огромных кинотеатров в Нью-Йорке. Его жители, будто зрители в кино, наслаждаются видами горящего здания и погибающего человека. Они едят горячие сосиски, улыбаются и поднимают детишек повыше, чтобы те могли лучше рассмотреть лицо в окне, объятом пламенем. В этот момент личность и устои Джо ломаются, и он превращается в нового человека, больше похожего на те суперличности, о которых Ланг снимал в Германии. На сцене, вместо простого американца, доброго и безобидного, появляется некто, сравнимый по силе и жестокости с доктором Мабузе, который в фильме «Завещание доктора Мабузе» так же обретает силу последством смерти, или Хаги. При этом, в момент трансформации Джо, Ланг возвращается и к своим излюбленным приемам – актер смотрит в камеру во время рассказа, добавляя своим взглядом выразительности и обретая внутреннюю силу.

Но, это не Германия, это не студия UFA, и Ланг чуть ли не вынужден создавать несколько иную, более социальную и проблематичную ситуацию, в которую втягивает уже много пережившего Джо, на этот раз вынужденного терзаться сомнениями – то ли пустить на эшафот почти пару дюжин человек, то ли появиться перед людьми и спасти не только их, но и свою душу, терзающуюся между раем и адом, миром живых и миром мертвых. И, конечно, повторимся еще раз – это Голливуд и вновь приехавшему режиссеру на подобные трюки никто пойти не даст. Фильм обязательно вернется в необходимое требованиями того времени русло. Лишь годы спустя, жанр недорогих ужастиков возьмет историю за основу и снимет историю человека, которого жители городка сожгли заживо, но он вернулся, рассерженный, обгорелый и в шляпе. Но, это будет уже совсем другая история.

22 октября 2012
Все отзывы
Читайте также
Помимо «Мира Дикого Запада»: семидесятническая фантастика и антиутопии, к которым еще не успели сделать ремейки
Помимо «Мира Дикого Запада»: семидесятническая фантастика и антиутопии, к которым еще не успели сделать ремейки
Помимо «Мира Дикого Запада»: семидесятническая фантастика и антиутопии, к которым еще не успели сделать ремейки
10 лучших романтических аниме
10
лучших романтических аниме
10 лучших романтических аниме
Лучшие российские комедии
Лучшие российские комедии
Лучшие российские комедии
10 возвышенных хорроров, опередивших свое время
10
возвышенных хорроров, опередивших свое время
10 возвышенных хорроров, опередивших свое время
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость