Фильм

Фильм Приговоренный к смерти бежал, или Дух веет, где хочет

Un condamné à mort s'est échappé ou Le vent souffle où il veut, Франция, 1956
Приговоренный к смерти бежал, или Дух веет, где хочет – афиша
Предоставлено пользователем: Артем Веремеенко
1/3

Вольная экранизация мемуаров бывшего военнопленного в исполнении Робера Брессона

СтранаФранция
Продолжительность1 час 39 минут
Дата выхода11 ноября 1956
Возрастное ограничение12+
Самые ожидаемые события
До того как стать режиссером, занимался живописью и писал сценарии. В лагере для военнопленных в 1940–1941 годах придумал идею первого полнометражного фильма, который смог поставить только в 1943 году: картина о преступлении и наказании в стенах женского монастыря получила название «Ангелы греха». Брессон вообще часто ставил в своих фильмах неразрешимые моральные дилеммы, предпочитая минимальные художественные средства для максимальной выразительности. Часто источником вдохновения для его визуально изобретательных фильмов становилась литература: например, произведения Федора Михайловича Достоевского. Он экранизировал его «Белые ночи» под названием «Четыре ночи мечтателя», а до этого — рассказ «Кроткая». Помимо этого, вольная интерпретация «Преступления и наказания» содержится в фильме «Карманник» — одной из самых значительных картин мирового кинематографа. За «Дневник сельского священник» Брессон получил три награды Венецианского фестиваля, за «Процесс Жанны д’Арк» — особый приз жюри Канн, а за «Приговоренный к смерти бежал, или Дух веет, где хочет» и «Деньги» — призы за режиссуру все тех же Канн.
7

Фильм, поставленный по реальным воспоминаниям участника французского Сопротивления в годы войны, арестованного и помещенного в тюрьму нацистами. Героя зовут Фонтен (Франсуа Летерье) и силе его тяге к свободе невозможно не восхищаться. Никто вокруг не верит в то, что из тюрьмы возможен побег, но Фонтена это не останавливает. Он терпеливо ждет, когда ему доверят железную ложку, которую он постепенно, день за днем, превращает в инструмент своего побега. Как следует ее наточив, он начинает целенаправленно распиливать доски двери, борясь с отчаянием и страхом – в любой момент его могут застукать. Терять ему, впрочем, нечего. За участие в сопротивлении нацистам, он приговорен к смертной казни. Равно как и многие его товарищи по несчастью, с которыми он периодически пересекается по утрам. Но вот в его камере оказывается молоденький немецкий солдат Йост, которого осудил военный трибунал и который, вроде бы, полностью разделяет любовь Фонтена к Франции. Однако, не подсадная ли это «утка»? У Фонтена непростой выбор – посвятить паренька в свой план и рискнуть своей жизнью или убить вероятно ни в чем не повинное, возможно даже совершенно невинное существо. Выбор нужно делать как можно быстрей.

Фильм, снятый пять лет спустя после шедевра «Дневник сельского священника», на деле выглядит еще боле сильным и монолитным фильмом, чем предыдущий успех Брессона, как автора. По сути, он во многом является идеальным «брессоновским» фильмом, в котором явно прослеживаются все идеи и приемы режиссера. Сама манера повествования, максимально интровертная и построенная на внутреннем монологе Фонтена, черпает вдохновение в мемуарах Андре Девиньи. Впрочем, о плене в нацистских тюрьмах Брессон знает и сам непонаслышке, будучи в течение года заключенным во время Второй мировой войны. Бежать ему, конечно, не приходилось, но этот экзистенциальный подвиг, который описал Девиньи в своей книге, не мог не тронуть его и как автора, и как человека.

Андре Девиньи был официальным консультантом фильма, Брессон даже оставил название его книги в качестве половины названия фильма. Однако, как понятно из второй половины, дословно режиссер снимать книгу не собирался. Его больше восхищала и интересовала духовная сторона истории, моральный выбор, оголенный экзистенциализм. Поэтому тем, кто мечтает посмотреть «еще один фильм про побег», лучше пересмотреть «Мотылька». Брессон снял фильм о духовном чуде. По сути, автор вообще практически ничего не говорит ни о том, как попал в лапы нацистов французский лейтенант, за что его осудили конкретно, ни о том, что он будет делать потом. Все это не только очевидно, но и совсем не важно ни для режиссера, ни для зрителя.

Персонаж Франсуа Летерье тоже во многом является классическим «брессоновским» персонажем. Он максимально отгараживается от всего, что тревожит и отвлекает от самого важного, напоминая других героев творчества Брессона. Впрочем, его сосредоточенность как раз вполне ожидаема и даже нормальна в данных обстоятельствах, что происходит далеко не во всех фильмах французского режиссера. Фонтен предстает этаким бетонным человеком с несгибаемой волей, который не собирается тратить силы ни на что. В нем нет ненависти или любви. Даже главный моральный вопрос фильма – убивать или не убивать молодого соседа – является во многом вопросом скорее практическим.

Образ Фонтена настолько важен для всей истории, что и повествование выстроено исключительно от первого лица, что сделать было не так просто, ведь в отличие от «сельского священника», у него нету даже дневника. Нарравтиная схема, которую тут применил Брессон, хотя и характерна для него самого, но далека от канонических кинематографических схем. Также мало похоже на привычные схемы и само построение многих сцен. Взять, к примеру, первую, с которой картина начинается, где Фонтена везут в машине и он пытается сбежать. Мало того, что вопреки всем правилам, у сцены нет вступительного плана, нет диалогов, нет вообще практически никакой информации о том, кого показывают. А несколько важных событий и вовсе спрятано на задний план. Да и во время всего фильма Брессон чуть ли не закрывает зрителя внутри головы главного героя, отбирая у него всю информацию, относительно того, что происходит за пределами, за исключением некоторых крох, что получает Фонтен во время утренних прогулок.

Тех же, кто интересуется историей и исторической достоверностью, этой лентой заинтересовать не получится. Брессона больше интересует формализм, чем реакция на политические и социальные течения и анализ. Еще одним, пусть и не таким уж уникальным, моментом творческого облика автора является тенденция использовать непрофессиональных актеров. Конечно, до него это делали многие, но у Брессона на то была собственная идея, замысел. Он не хотел работать с профессионалами, так как пытался заменить индивидуальность некой моделью, через которую, минимизируя роль таланта актера, он старался повысить другие кинематографические уровни. Это гармонирует с замыслом Брессона по смещению событий за пределы кадра. Как результат – зритель зачастую должен внимательно прислушиваться или додумывать, складывая воедино увиденные сцены. А что может отвлечь больше, чем играющий в кадре актер? Таким образом, Франсуа Летерье появился в фильме. Да, он в кино человек далеко не последний, если смотреть на его профиль сегодня, но как актер он практически нигде после этого и не снялся (кроме «Стависски» Рене), а уж на тот момент и вовсе был фигурой совершенно никому не известной.

Сложно сказать, откуда у Брессона эта страсть к расширению сцены действия за пределы кадра. Возможно это как-то сочетается с тем, что он пережил в годы войны и поэтому «Приговоренный к смерти бежал» является столь ярким и сильным фильмом. И в фильме много весьма ключевых моментов и даже персонажей практически никогда в кадр не попадают. Ни сцена избиения Фонтена, ни его сосед по камере, с которым он переписывается и учит маршам. Все это вынесено за скобки визуального ряда, но играет важную роль. Конечно, понимая все это, можно прийти к выводу, что и профессиональные актеры не так-то уж стремились сняться в подобном сорте работ. Мало кому понравится отказываться от привычных способов игры и амбиций ради какой-то кинематографичности. Это только мы с вами понимаем, что таким образом великий французский режиссер двигал кинематограф от инструмента рассказа истории к статусу величайшего из искусств.

25 мая 2013
Все отзывы
Читайте также
Лучшие фильмы про тюрьму
Лучшие фильмы про тюрьму
Лучшие фильмы про тюрьму
20 захватывающих корейских дорам
20
захватывающих корейских дорам
20 захватывающих корейских дорам
Онлайн-премьеры недели: «Наследники», «Шершни», «И снова здравствуйте!»
Онлайн-премьеры недели: «Наследники», «Шершни», «И снова здравствуйте!»
Онлайн-премьеры недели: «Наследники», «Шершни», «И снова здравствуйте!»
Кинопремьеры недели: «Джон Уик-4», «Три мушкетера» и «Четыреста ударов»
Кинопремьеры недели: «Джон Уик-4», «Три мушкетера» и «Четыреста ударов»
Кинопремьеры недели: «Джон Уик-4», «Три мушкетера» и «Четыреста ударов»
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость