Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7.4

Фильм
Алиса в городах

Alice in den Städten, Германия, 1974
Четвертый фильм Вима Виндерса — роуд-муви про фотографа и девочку, путешествующих по Америке

Черно-белый фильм Вима Вендерса, в котором анемичный фотожурналист Филипп (Рюдигер Фоглер) вместе с брошенной на него девочкой Алисой (Иелла Роттлендер) колесит по городам Рурского бассейна в поисках ее бабушки. Как это нередко бывает в роуд-муви, странствия сблизят их — но в ходе этой поездки повзрослеет не столько девочка, сколько мужчина, который, заботясь о ребенке, сам перестает быть ребенком.

  • Алиса в городах – афиша
  • Алиса в городах – афиша
  • Алиса в городах – афиша
  • Алиса в городах – афиша
Драма
14+
Вим Вендерс
17 мая 1974
1 час 50 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Вима Вендерса

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

9
Михаил Брашинский
503 отзыва, 511 оценка, рейтинг 1026
2 мая 2007

Анемичный журналист Филипп (Фоглер), щелкающий бесконечные поляроиды, вместо того чтобы писать статью об Америке, застревает в нью-йоркском аэропорту с брошенной на него десятилетней Алисой (Роттландер) и вынужден колесить по Европе в поисках ее, возможно, несуществующей бабушки.

В своем четвертом по счету фильме Вендерс наконец находит себя в неспешном роуд-муви, сюжет которого — само движение сквозь монотонный, облупленный пейзаж. На дороге впервые — коронный вендерсовский герой, сторонний наблюдатель, лениво фиксирующий жизнь фотоаппаратом, но не умеющий установить с ней какие-либо другие связи, путешественник, утративший что-то важное, но не помнящий, что именно. Настроение — вяловатая безысходность похмельного утра, когда пространство кажется таким растянутым, а прохожие — такими одинокими. Композиция — ночное шоссе, бензозаправка с красно-синим неоном, и где-то на краю кадра — одинокий водитель, стоя допивающий остывший кофе из пластмассового стаканчика. Поляроид — идеальная модель для такого кино: в нем и маниакальная озабоченность Вендерса средствами коммуникации, и сомнение в природе образов («они никогда не показывают того, что ты видел»), и отношение к кино как к серии прощальных открыток: «Не ищите меня. Привет». Осатанев от шуршания шин по асфальту, Филипп заваливается в мотель. Но и снится ему только дорога. Потому что ничего, кроме дороги, и нет.

1
0

Отзывы

9
Dmitry Scherbakov
36 отзывов, 43 оценки, рейтинг 30
15 декабря 2016

с годами должно быть этот фильм только лучше: как подумаешь, что это вполне реальная история, которая происходило с этим парнем и девочкой в 70х , так сразу как-то прям растрогаешься неожиданно. Понятно, что герои вымышленные, но постоянно думаешь, а что потом с этой девчонкой стало, что с этим журналистом, счастливы ли они были?
Заново открываю для себя Вендерса...

2
0
9
Igor Sinelnikoff
413 отзыва, 450 оценок, рейтинг 400
28 июля 2010

«Алиса в городах» фильм раннего Вендерса, еще не избалованного фестивальными призами, рефлексирующего, интеллигентного, и простого до щеми в сердце. Удивительно, как в течение карьеры изменился его подход. Даже не верится, что «Ложное движение», «Алису в городах», «Токио-Га» и «Отель миллион долларов» снял один человек. Ранний Вендерс в поисках творческого метода, его темы сродни духовным исканиям экзистенциалистов. Его герои — это потерянные во времени и пространстве странники, ищущие ответы. Битники, хиппи, Керуак, Камю, Сартр и Кафка давно стали изысканной классикой. Ранний Вендерс в их лиге.

«Алиса в городах» первый фильм в своеобразной трилогии, по серо-зеленому изображению андеграундная лента, предвещающая поток меланхолии, Уорхоловской мерзопакости и боли в глазах, на деле это фильм, который по определению вписывается в понятие шедевр. С нами снова Рюдигер Фоллер, извечный писатель и путешественник в поисках самого себя. Вновь несчастлив, вновь по пути он встречает неких людей, обещающих что к концу поездки все станет на свои места. На этот раз зовут его Филипп Винтер. Судьба закинула его в Америку, где он по контракту должен написать рассказ о своем путешествии, вместо этого на стол издателю сыплются десятки поляроидных снимков — все, что сделал Филипп за четыре недели. В попытке уловить мгновение, ускользающее в неведомое, он теряет возможность заработка и его отправляют на родину в Германию. Только вот разницы для Филиппа никакой. И Америка и весь мир видятся ему одним и тем же ландшафтом: города, дороги, проселки — все это декорации прикрывающие пустоту. В Аэропорту Филипп знакомится с женщиной, помогая купить билет до Амстердама. Проводит ночь в одном номере, а на утро остается с ее дочерью, Алисой. Мать сбежала в поисках своего счастья. Теперь в этом пустом мире Филипп не один.

Нью-Йорк, Амстердам, Вурпенталь, городки Рурской области… Упорно делая вид, что они ищут бабушку Алисы, герои мчатся по дорогам к чему-то другому. Может к взаимопониманию, а может каждый к своим ответам. Города и правда кажутся лишь декорациями, опоясывающими две личности. Я не знаю, почему ставлю этому фильму десятку. Таких историй масса, жанр роуд-муви истаскан донельзя, людей, их анатомию и душу за многотысячелетнюю историю препарировали всем кому ни лень, от Аристотеля до Кутзее. Вендерс делает это искренне, без помощи штампов, рассказывая какую-то ну очень простую историю, не оставляя право на вопросы. Почем девочка мало плачет, когда мама не прилетела в Амстердам? Она всего лишь ребенок, а все дети любят приключения, и разве это не приключение съездить с интересным человеком с которым свела судьба в городок с волшебным название Вурпенталь? Почему Филипп не сразу сдает ребенка в полицию? На орбите появился человек, еще не испорченный, очень искренний и милый. Филипп бессемейный, возможно Алиса пробудила в нем отцовские чувства, а может он хотел сделать все сам, да и как метко заметила Алиса дел у него больше никаких. К томе и для него это приключение, а приключения любят все, так жизнь кажется более осмысленной и интересной. Люди, с которыми они встречаются, добрые ли это дяди полицейские, таксисты, или женщины присутствуют в их мире постольку постольку от них избавиться никак нельзя, и Вендерсу даже не интересно наблюдать за ними. Да кто они такие, чтобы вмешиваться во взаимопроникновение душ одиноко тридцатилетнего мужчины и маленькой девочки. Внешне, что обретет для себя герой в конце путешествия — это тема для ненаписанного рассказа и масса фотографий, внутренне — это целая революция. И если вынужденное знакомство для Филиппа — это революция, смена ориентиров и душевное заполнение, то какие же сильные эмоции испытает Алиса? Наверно, спустя десять лет ее воспоминания станут размытыми, девочка перемахнет за восемнадцать и станет совсем другим человеком, и еще много чего, повлияет на становление ее личности. С Филиппом же этот опыт останется навсегда, как причастие от ангела.

Это всего четвертый фильм Вима Вендерса, иные за всю жизнь не снимаю таких сильных лент. Они не рискуют с качеством картинки, боятся незатейливых истории, наполняя сценарии надрывами и девиациями. «Алису в городах» надо видеть, чтобы понять в чем вся соль. Она не потребует от вас слишком сложной душевной организации, всего капельку терпения, пока сюжет не наберет обороты. Тогда и вы поставите

1
0
9
M_Thompson
1370 отзывов, 1411 оценка, рейтинг 586
8 декабря 2013

Филип Винтер (Рудигер Феглер) – немецкий писатель и журналист, который должен написать что-то об Америке, но у него это никак не выходит. То ли не приходит должное настроение, толи писательский кризис, то ли тема ему не так интересна. Однажды ему собственные потуги надоедают, и он решает вернуться в Германию. В аэропорту Филип знакомится с интересной немецкой парой, женщиной и девочкой по имени Алиса (Йелла Роттляндер), которая тоже возвращается в Германию. Земляки довольно быстро сходятся и дружат на почве обстоятельств – ни у кого особо нет денег, а вместе как-то проще становится. Лиза (Лиза Кройцер), мать Алисы, просит Филипа ненадолго присмотреть за девочкой и исчезает в неизвестном направлении. Вынужденный присмотр превращается в нечто более длительно и близкое – мужчина и девочка становятся крепкими друзьями и, прилетев в Европу, отправляются в путешествие по разным городам. У друзей есть один путь, хотя и разные цели. Алиса хочет найти свою бабушку, которая живет где-то в одном из европейских городов, а Филип хочет обрести утерянную музу писательства, которая лежит где-то на одной из дорог, потерянная и злая.

По большому счету, это – первая часть неофициальной трилогии, в которую вошли также фильмы «Ложное движение» и «С течением времени», объединенные не событийно или персонажно, а скорее стилистически и жанрово. Во всех трех фильмах герои отправляются в бесконечное путешествие в надежде найти решения своих внутренних проблем, все три фильма – это роуд-муви в самом каноническом виде. Многие считают именно этот фильм – некоторым обличением современного общества, цивилизации потребления и все такое прочее. Но это, все же, не совсем верно. Снятый в годы зарождения Европейского Союза, шедевр Вендерса стал в некотором роде пусть и не гимном или манифестом, а иллюстрацией или репортажем новой эпохи, эпохи открытых границ, единого рынка, единого вектора движения в будущее. Будущее, скажем, не во всем простое, не во всем идеальное, как все реальное в этом мире. Но будущее полное возможностей и пространства.

Как противовес Европе – красивая, шикарная Америка, которая вызывает восхищение, но которая утомляет даже видавших виды журналистов, вроде Филипа Винтера, который в этой среде буквально задыхается или только в Европе может вернуть себя. Но, конечно, Европа всегда отличалась свои особенностями, некоторые из них – скажем так, не самые приятные. Например, забастовка в аэропорту вынуждает его лететь в другой аэропорт, вместо родного Мюнхена. Тут, впрочем, тоже не совсем ясно – к родине Филип особого трепета не испытывает, признается в любви Америке (хотя и вынужден оттуда бежать), поэтому в Германию ехать из Амстердама не спешит, предпочитая помочь Алисе найти свою бабушку. Забавна и эволюция его душевного состояния. Будучи в творческом кризисе в Америке, он выбирает возвращение в Европу, как средство борьбы с ней, как возможность все взвесить и успокоиться, а на деле отправляется в полное приключений путешествие с маленькой девочкой, порой выносящей ему мозг настолько, что ни о каком спокойствии речи и нет. Главное, что это – именно то, что ему нужно, как оказывается.

Интересно порассуждать, что объединяет двух попутчиков. Он – уставший взрослый, который запутался в себе и которому не хочется уже ничего. Она – обычная девочка, ребенок, полный энергии и иллюзий. Казалось бы, они – оторваны от общества, к которому привыкли, и стараются объединиться, чтобы эту проблему решить и вернуться в устоявшийся мир, но по факту получается ровно наоборот. Единственный способ для них стать счастливыми – от своего окружения избавиться. У них идеальный союз, если посмотреть. Они хотят, пусть и подсознательно, побыть в одиночестве, но пребывание в одиночестве – угнетает и вводит в депрессию. Поэтому они есть друг у друга, но в ни к чему не обязывающей форме. Их общение, начавшееся на недопонимании и в некотором смысле с конфликта, постепенно вырастает в нечто совершенно новое и восхитительное. Это не система «папа-дочь», не «брат-сестра» и уж, прости Господи, ни о каких чувствах романтического характера тут нет. Это настоящие попутчики, пилот и со-пилот. То, что нужно для путешествия.

Интересен фильм и с технической точки зрения. В качестве оператора тут поработал Робби Мюллер – один из ключевых операторов европейского авторского кинематографа того времени. Сам темп фильма – как почти всегда у Вендерса гипнотичен, будто проносящаяся мимо дорога, неспешная, бесконечная, и вот вы уже на месте и в душе легкое разочарование, что этот путь уже завершен. Плюс к этому, фильм замечательно описывает идеальное состояние Вима Ведерса как автора. Говорить о самом сюжете тут решительно невозможно, он не то, чтобы отсутствует, он скорее в какой опциональной форме. Вендерсу интереснее снимать, чем рассказывать. Как следствие – фильм обретает именно динамическую энергию, которая вырабатывается с каждой минутой, с каждым кадром. Фильм обладает магией движения, весь смысл которой заключается именно в этом ритме. Если нажмете на паузу – вся красота моментально пропадет.

1
1
5
scheet
618 отзывов, 619 оценок, рейтинг 102
4 марта 2011

Несмотря на чёрно-белость зрелища, вполне авторского и неспешного стиля режиссёра, а также отстутствия каких-либо убойных моментов сюжета, меланхоличный темп "Алисы" задан верно. Перемещаясь по городам и весям вместе с двумя главными героями подмечаешь особую похожесть, а впоследствии и сложившуюся привязанность между ними. Как бывает в случае неожиданно свалившегося на голову взрослого, маленького ребёнка, обошлось без показа каких-либо жанровых крайностей, типа комедийные(как пример "Игрушка"), или мелодраматических(как "Идеальный мир"). А исполнитель главной роли Рюдигер Фоглер вообще отработал роль на уровне Марлона Брандо, так как стиль получился схож, и во взгляде есть что-то общее.

0
0
7
Татьяна Редкова
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
10 августа 2010

Более медленного роуд-муви придумать, кажется, невозможно. Однако ловишь себя на мысли, что Европа 70-х - родной дом для нас, московских хипстеров нулевых.
По сюжету молодой фотограф в брюках и ветровках моего папы времен рождения меня - встречается с молодой мамой, которую режиссер очень зря выводит из игры так рано: и играет она прилично, и внешне, по-моему, дает фору главным красавицам Германии. Мама путешествует с дочкой - очаровательной неглупой врединой, которая близка к вхождению в пубертатный период.
Мамаша неожиданно оказывается безответственной, бросает дочь на попечение случайного попутчика, а сама улетает мириться со своим мифическим бойфрендом.
Фотограф, не расстающийся с Полароидом, колесит с того момента по Европе в тщетных попытках найти кого-то, кому можно сбагрить девочку. Однако понятно, что и девочке, и ему, такое стечение обстоятельств скорее приятно. Компании друг друга они рады, и совершенно очевидно одно: без этого приключения в их жизни на данный момент не было бы и вовсе ничего.
Фильм настолько ни о чем, что даже заставляет задуматься. Лично я думала о том, что не всегда мы понимаем, какими подарками судьбы могут оказаться рухнувшие на нашу голову досадные неприятности. И о том, какими глупыми и скучными могут быть эти 31-летние фотографы, которые не могут развлечь маленькую девочку. Ну ей-богу, раз уж решил везти её к неведомой бабушке (бабушка существует, и даже живет недалеко, вот только девочка ни фамилии её, ни адреса не помнит)... и если уж решился на маленькое мошенничество с финансами, - так хоть по циркам-зоопаркам ребенка води, заодно и сам тоску развеешь, о своей бестолковой жизни поймешь что-нибудь. Но нет: уставился на ребенка с улыбкой и смотрит. Вот и всё развлечение.
В общем, времена меняются, границы между странами все еще существуют, а путешествующие 31-летние фотографы остаются прежними.

0
0

Подборки Афиши
Все