Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7.5

Фильм
Свидетель обвинения

Witness for the Prosecution, США, 1957
Экранизация пьесы Агаты Кристи

Экранизация пьесы Агаты Кристи про знаменитого лондонского адвоката, который берется спасти от виселицы человека, подозреваемого в убийстве состоятельной вдовы.

  • Свидетель обвинения – афиша
  • Свидетель обвинения – афиша
  • Свидетель обвинения – афиша
  • Свидетель обвинения – афиша
  • Свидетель обвинения – �афиша
Детектив, Драма, Криминальный
14+
Билли Уайлдер
17 декабря 1957
1 час 56 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Билли Уайлдера

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

?
Алексей Васильев
908 отзывов, 923 оценки, рейтинг 1625
18 февраля 2001

"Леди и джентльмены! Убедительная просьба: рассказывая другим о нашей картине, не раскрывать сюрпризов сюжета и тайну развязки", - объявляет дикторский голос на финальных титрах. "Свидетель обвинения" остается эталоном ловушки для зрителя, и раскрывать тайны этого детектива (в принципе, рассказать, что этот фильм детектив, - уже небольшое предательство) станет, конечно, только человек бессовестный. "Свидетель" обманчив, как впечатление, которое на нас пытаются произвести незнакомые люди. Как сама жизнь. А началось все с яхты, которой не было. О ней мечтал 22-летний англичанин. Он позволил себе проговориться о мечте за семейным обедом. Тетя молодого человека очень хорошо знала человеческую природу и понимала, что мечты, о которых говорят с такими горящими глазами, обязательно должны сбываться. Тетю звали Агата Кристи; она была главным авторитетом в мире детективного романа. Вернувшись домой, Кристи позвонила издателю журнала, которому давно пообещала рассказ, да от лени пряталась от его визитов и звонков, и поставила условие: завтра ей выписывают гонорар, на который можно приобрести яхту. Он поставил встречное условие: рассказ должен быть у него тоже завтра. Кристи провела бессонную ночь, и в результате пари появился "Свидетель обвинения". Рассказ так понравился, что Кристи сделала из него пьесу, которая вошла в историю как основа одного из самых посещаемых спектаклей в истории театра. Экранизацией пьесы занимался Билли Уайлдер. Его имя многие могут не знать. Зато все знают "Сансет-бульвар", "Квартиру" и "В джазе только девушки". Высшее достоинство режиссера - сделать вид, что его как бы нет. В этом плане Уайлдер - антипод Хичкока, который строил творчество как учебник по кинорежиссуре и использовал актеров как движущиеся картонные мишени в своем тире. Уайлдер, напротив, густо подчеркивает выразительность Лоутона и Дитрих: болтать об актерах и получать удовольствие от их игры - более распространенный способ отношения зрителя к кино, чем разбор монтажа фильма. Конечно, у Уайлдера масса приемов, но он умело их маскирует: зритель должен думать не о фильме, а о том, что этот фильм сообщает, то есть поверить в реальность происходящего. Это еще одна обманка "Свидетеля обвинения". Мир есть ложь, но своими художественными обманами Уайлдер боролся за традиционную культуру. Как и мастера перевоплощения Дитрих с Лоутоном, гуманисты и антифашисты. Как и Кристи, сооружавшая тревожные загадки, чтобы бесконечно срывать с них покров и восстанавливать право частной собственности. Их фильм-обманка - кодекс здравого смысла, воплощением которого может служить, например, фраза все той же Кристи: "Чтобы иметь счастливую семью, необходимо в первую очередь знать, что каждый мужчина ежедневно нуждается в большом количестве хорошо приготовленного мяса".

0
0

Отзывы

9
M_Thompson
1370 отзывов, 1411 оценка, рейтинг 586
5 марта 2016

Один из самых лучших детективных фильмов в истории кинематографе. Экранизация театральной постановки Агаты Кристи. Больной сердцем адвокат сэр Уилфрид Робартс (Чарльз Лоутон) берется за достаточно сложное дело. К нему прибегает молодой человек по имени Леонард Воул (Тайрон Пауэр). Он попал в неприятную ситуацию. Пожилая женщина, с которой он какое-то время встречался с известными намерениями, найдена убитой. Все подозрение падает на него – его видели последним, да и все ее наследство по завещанию переходит к нему. Несмотря на то, что доказать его невиновность будет очень сложно, сэр Робартс за дело берется. Ключевым моментом в его защите становится умная и находчивая жена недотепы Леонарда Воула Кристина (Марлен Дитрих). Она – единственная, кто может подтвердить невиновность мужа, ибо она видела его дома во время убийства. Однако, внезапно оказывается, что она вообще-то не та, за кого она себя выдает и когда появляется в здании суда, то совсем с неожиданной стороны – в качестве свидетеля обвинения.

В 1953 года Агата Кристи решила поставить на театральных подмостках пьесу, созданную на основе одного ее малоизвестного тогда рассказа. Постановка стала мощным хитом как в Британии, так и по ту сторону океана – на Бродвее. Год спустя независимые продюсеры Эдвард Смолл и Артур Хорнблю купили за какие-то огромные деньги права на экранизацию. В качестве режиссера был тут же выбран Билли Уайлдер – Хорнблю очень хорошо его знал и доверял ему. Впрочем, и сам Уайлдер жаждал этого проекта, как еще один шанс посотрудничать с Артуром Хорнблю с одной стороны, и как большой поклонник творчества Агаты Кристи с другой. Опять же, в жанре детективов он не был новичком, кто-то может увидеть сюжетные параллели между этой историей и давним хитом Уайлдера «Бульвар Сансет» - молодой повеса ухлестывает за сошедшей в тираж богачкой и метит в ее единственные наследники.

Надо отметить сразу, что Уайлдера мало интересовала механика разрешения главной тайны картины, хотя для сохранения интриги были созданы беспрецедентные меры безопасности – не только актеры подписывали документы о неразглашении финала, но и зрители предпросмотров и первых сеансов. Однако, при всем этом, Уайлдер сосредоточился скорее на развитии персонажей. Чтобы уж совсем без спойлеров – у него получилось в этом плане настолько блестяще, что предугадать кто кем окажется в конце действительно сложно – не один персонаж сбрасывает маску. Кроме того, чтобы оживить повествование и сделать его более теплым и близким рядовому зрителю, Уайлдер сделал несколько ключевых изменений – он придумал болезнь барристера и ввел в сюжет его медсестру, которую сыграла настоящая жена Чарльза Лоутона. Плюс несколько флэшбеков из германского прошлого героини Дитрих.

Причем эти флэшбеки стали чуть ли не самой дорогой частью постановки. На одну только сцену в кабаре было потрачено баснословное количество бюджетных денег и огромное количество массовки. С не меньшим обстоятельством подошли и к декорациям Олд Бэйли. Придраться к с нуля выстроенной реплике просто невозможно. Разве что Марлен Дитрих была не очень довольна – оригинал был гораздо грязнее и старее. Кстати, Дитрих тут вновь пошла на то, что ни для кого, кроме своего старого друга Уайлдера, не делала – сыграла рожденную в Германии женщину с сомнительной моральной основой. Говорят, что Дитрих была влюблена в Уайлдера, и жутко ревновала к его жене. Она во время съемок жила у них дома и постоянно смеялась над тем, как они по вечерам скучно сидят у телевизора.

Помощником сценариста тут выступил некто Гарри Курниц, который напишет через несколько лет сценарий для Уилли Уайлера. Но с Уайлдером он отказался снова работать – слишком непростые условия. Так Билли Уайлдер все еще продолжал искать своего со-сценариста. Сам же режиссер несколько неожиданно для знакомых с его почерком начал обильно использовать длинные планы, но для того, чтобы оживить статичные сцены в здании суда, он постоянно перемещал камеру, так что, никакого ощущения театрального духа тут не остается. Актеров, сыгравших членов жюри, наняли на один день, а потом снятые с ними кусочки новый монтажер Дэниэл Манделл, который проработает с Уайлдером, вклеил в нужные моменты по всей продолжительности картины.

В прокате фильм совершил головокружительный прыжок к сумасшедшим сборам. Несмотря на то, что американцы в принципе не очень любят ходить на процессуальные худаниты по произведениям британских писателей, на этот раз интрига была настолько велика, что народ просто хлынул в кинотеатры, и их не остановили даже просочившиеся в массы спойлеры. Картина была удостоена шестью номинациями на Оскар. Не получила только Марлен Дитрих, ко всеобщему, включая ее, удивлению. На самом деле тому была пара причин – мало кто верил, что она действительно сделала сама свой акцент, а не была задублирована, и, что тоже важно, чтобы избежать спойлеров, Уайлдер попросил не номинировать ее. Актриса была просто в шоке. Тем временем, Агата Кристи, увидев фильм, заявила, что это – одна из лучших экранизаций ее произведений, что она видела.

0
0

Подборки Афиши
Все