Москва
6.9

Фильм
Вампир

Vampyr, Франция, Германия, 1932
Упражнение датского классика Дрейера в жанре фильма про вампиров

Когда остановившийся на ночлег в придорожной гостинице Аллан Грей (Джулиан Вест) уже отходит ко сну, в его комнату проникает старик — владелец соседнего замка — и умоляет о помощи в борьбе с вампиризмом. Лучше бы Грей оставался под одеялом. Непостижимо, как суровому протестантскому мистику Дрейеру удалось снять самую сюрреальную сказку в истории кино.

  • Вампир – афиша
  • Вампир – афиша
  • Вампир – афиша
  • Вампир – афиша
  • Вампир – афиша
Ужасы
16+
Карл Теодор Дрейер
6 мая 1932
1 час 23 минуты
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Карла Теодора Дрейера

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

9
Михаил Трофименков
82 отзыва, 82 оценки, рейтинг 278
5 мая 2007

Когда остановившийся на ночлег в придорожной гостинице Аллан Грей (Вест) уже отходит ко сну, в его комнату проникает старик — владелец соседнего замка — и умоляет о помощи в борьбе с вампиризмом. Лучше бы Грей оставался под одеялом.

Непостижимо, как суровому протестантскому мистику Дрейеру удалось снять самую сюрреальную сказку в истории кино. На экране словно оживают средневековые «пляски смерти». Старуха-вампирша кусает в ночном саду девушку. То ли смерть, то ли крестьянин с косой звонит в колокол. Рука скелета сжимает пузырек с ядом. Безумие достигает апогея, когда зритель видит вампира глазами героя, лежащего в тот момент в гробу. «Вампир» даже не фильм, а состояние между сном и явью, когда ни герой, ни зритель не могут с уверенностью сказать, грезят они или нет, живы или мертвы. Существует легенда, что в 1922 году Фридрих Мурнау снял в роли Носферату натурального упыря. Странно, что «Вампир», в главной роли в котором под псевдонимом Джулиан Вест снялся натуральный барон Николя де Гунзбург, такими легендами не окружен. Дрейер подозрительно уверенно ориентируется в лабиринтах кошмаров, и последовавший за «Вампиром» десятилетний перерыв в работе хочется объяснить не коммерческим провалом фильма, а страхом продюсеров: цапнет еще.

2
0

Отзывы

7
M_Thompson
1370 отзывов, 1411 оценка, рейтинг 586
31 июля 2013

Это сейчас хочется выть волком от очередного упоминания о новом фильме “про вампиров”. А почти сотню лет назад подобная тематика, скажем так, была не в тренде (если постараться забыть тот факт, что годом раньше был “Дракула” Тода Браунинга), поэтому любой фильм, особенно снятый таким гигантом режиссуры как Дрейер, достоин пристального интереса. Итак, сон Аллана Грея. Конечно же, поздний вечер или ранняя ночь. Молодой человек приезжает в небольшую, почти заброшенную деревушку, где происходят странные вещи, например - убивают одного старика, который недавно отдал Грею странный сверток с просьбой не открывать до его (старика, понятное дело) смерти. Почти сразу после этого находят тяжелобольную девушку со свежими укусами на шее непонятного происхождения. Грей внезапно вспоминает странную книгу, что была в свертке, и начинает ее читать, постепенно понимая, в какой переплет попал он, его знакомые и все человечество вообще. Ибо та книга называется “Вампиры” и человек, который ее написал, знал о тематике не понаслышке.

После того, как “Страсти Жанны Д’Арк” с треском провалились в прокате, вопреки теплым отзывам критиков, “Сосьете Женераль де Фильм” и Дрейер расстались со скандалом. Некоторое время спустя, режиссер нашел взаимопонимание с молодым голландским богатым молодым бароном по имени Николя Де Гунсбур, с которым и открыл новую кино-компанию, первым фильмом которой стал “Вампир”, поставленный по мотивам одного из мистических рассказов Шеридан Ле Фоню. В плане производства фильм стал этаким торжеством интернационализма - датский режиссер на деньги голландского инвестора во Франции снимает фильм на английском (впрочем, озвучивали и на французский с немецким) языке для германской премьеры в Берлине. Столь же интернациональный был и актерский состав. Интересен и выбор Дрейера, который, как известно, сам очень хотел снять эту историю, вопреки тому, что ни в мистику, ни в исторические фильмы, старался не втягиваться. Кстати, для работы над декорациями наняли Германа Ворма, который работал над “Кабинетом доктора Каллигари”.

Совсем нестандартным подходом для Дрейера и стал тот момент, что он практически не имел каких-то четко сформулированных принципов визуального ряда, которого хотел достичь в “Вампире”. У него было только видение общей атмосферы напряжения и кошмарного сна, которого он хотел достичь при помощи манипуляцией со светом (эффект “кьяроскуро”), монтажом и визуальными эффектами. И для этого ему и нужен был Ворм. Впрочем, его роль в достижении финального результата оказалась не такой важной, как ожидалось. Вообще этот эффект серого цвета, которым фильм бросается в глаза с первых сцен, появился совершенно случайно и является ни чем иным, как артифактом одной из “неудавшихся” пленок, которую просмотрели после первых дублей и поняли, что именно такое изображение для фильма и нужно. Дело в том, что во время съемок этого дубля, на линзы случайно попало ненужное освещение, которое слегка засветило пленку. Прием этот было решено повторить, чтобы весь фильм имел подобную стилистику.

Не менее хитро поступили и со звуковой дорожкой. Это был один из первых фильмов Дрейера, который он снял в звуке, но самих диалогов тут мало. Тому есть две причины - одна красивая, связанная с тем, что по задумке фильм как бы растворяется в дымке сна и лишние разговоры этому бы только мешали. Но есть другая, более банальная и практичная - фильм озвучивали на три языка одновременно, поэтому актеры говорили что-то такое, что потом одинаково выглядело бы в любой озвучке. Поэтому, чем меньше в фильме диалогов, тем лучше. Именно поэтому странный старичок оставляет именно записку со словами “шшш, молчи”, в которой объясняет, что нужно сделать и когда. Именно поэтому в фильме есть книга, которую можно читать за кадром. И именно поэтому сюжет выглядит таким дымчатым облаком, незаметно обволакивающим интригующую картинку. Так что нет ничего удивительного в том, что фильм получился настоящим сновидением. Конечно, не Бунюэль и не Дали, но что-то в той же области реальности. Или сюрреальности.

0
0

Подборки Афиши
Все