Москва
6.9

Фильм
Никто не хотел умирать

СССР, Литва, 1966
Драма Витаутаса Жалакявичуса про жизнь послевоенной Литвы

Четверо сыновей убитого председателя сельсовета клянутся отомстить бандитам за смерть отца. История из жизни послевоенной Литвы, где утвердилась советская власть, но в лесах еще действовали отряды «зеленых братьев», сопротивлявшихся новому режиму.

  • Никто не хотел умирать – афиша
  • Никто не хотел умирать – афиша
  • Никто не хотел умирать – афиша
  • Никто не хотел умирать – афиша
  • Никто не хотел умирать – афиша
Драма
16+
Витаутас Жалакявичюс
2 января 1966
1 час 40 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Витаутаса Жалакявичюса

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

9
Михаил Трофименков
82 отзыва, 82 оценки, рейтинг 278
12 мая 2007

В охваченной гражданской войной Литве 1945 года четверо сыновей старого Локиса (Адомайтис, Будрайтис, Масюлис, Оя), пятого за год председателя сельсовета, убитого «лесными братьями» из банды Домового (Бабкаускас), пинками загоняют на смертоносную должность угрюмого Вайткуса (Банионис), мечтающего об одном: выжить.

Если бы Бергман снимал вестерны, он снял бы «Никто не хотел умирать». Лениво притворявшийся романтиком историко-революционной темы, Жалакявичюс был на самом деле единственным в СССР практиком «кинематографа жестокости», определяющей ход мироздания. Отдаленные раскаты перестрелки страшнее прямого огневого контакта. «Ты не знаешь, какая боль», — шепчет смертельно раненный Домовой. «Не знаю», — чеканит мститель Локис. Это не цинизм, это языческая логика мира, в котором свергаются старые боги и восходят на престол новые. Классовую войну Жалакявичюс снял как войну религиозную, трагедию смены веры. Здесь не просто душат ребенка — случайного свидетеля, а приносят в жертву в сени безразличного придорожного креста. И Локис — «медведь» — не просто фамилия: братья-мстители, врывающиеся в деревню на грузовике, как на огненной колеснице, — лишь на время принявшие человеческий облик лесные духи, пришедшие свергнуть бесплодного Домового и горячими свинцовыми струями оплодотворить мир.

4
0

Отзывы

9
pavel pavel
89 отзывов, 208 оценок, рейтинг 112
9 августа 2017

Предлагаю сравнить последние кадры фильма Никто не хотел умирать и первые кадры фильма Тарантино Омерзительная восьмерка.
Совпадение (включая музыку!!!) настолько поразительное, что невольно задумываешься о природе и силе влияния в искусстве, как говорится "через годы и расстояния".
Незаслуженно забытый (видимо, из-за его совковой сюжетной наполненности) фильм Жалакявичуса - несомненно одно из высших эстетических кинодостижений. Интересно, что примитивность совкового сюжета фильма даже играет ему на пользу - не отвлекает от погружения в своего рода брейгелевскую атмосферу.
Короче, когда настоящему киноману совсем нечего делать - сиди и смотри это кино.

2
0
9
Евгений Шмуклер
105 отзывов, 298 оценок, рейтинг 216
6 декабря 2016
Жизнь не терпит простоты или — с чего начинается классика.

Контекст

Чёрно-белый фильм Витаутаса Жалакявичюса по его собственному сценарию, вышел на экраны в 1965 году, то-есть через год после окончания хрущёвской Оттепели. Фильм рассказывает о событиях, разворачивающихся в литовскрй деревне, в которой Лесные Братья убили председателя сельсовета, уже пятого подряд, после того как у могилы отца встречаются четверо его непохожих друг на друга сыновей.

Почерк

Фильм открывается ночными кадрами, старый Локис (медведь) что-то пишет при свете свечи. Задумывается, курит трубку. Потом ему в лоб попадает пуля. Смерть Локиса показана в духе немого кино с преувеличенной и ненатуральной выразительностью. Это будет повторяться в фильме ещё не раз. То, как выстроен кадр, как использованы свет и тень сразу вызывает ассоциации с изначально трагическим шведским кино. По мере развития сюжета эти ассоциации только крепнут. Очень много в фильме значат паузы и умолчания, а мы помним, что это скандинавы — чемпионы по молчанию со смыслом. Вообще в фильме много тщательно выстроенных, "красивых кадров", один из первых показывает лежащего в поле Локиса и упавшую рядом с ним его жену — мать братьев. Всё это несколько театрально.

Орфография

Собственно братья — основные двигатели сюжета на стороне условного добра, их роли исполняют Бруно Оя (эстонец), Альгимантас Масюлис, Юозас Будрайтис и Регимантас Адомайтис (литовцы). Четыре совершенно разных характера. Старший, Бронюс — богатырь, вроде Ильи Муромца, правильный и благородный, Миколас — школьный учитель, добрый и тонкий интеллигент, Донатас — эмоционально неуравновешенный, взрывной, легко переходящий к агрессии и Йонас — самый молодой, сомневающийся, влюблённый. Из них только бешеный Донатас совершает поступок неблагородный, он сбирается в лесу расстрелять безоружного убийцу их отца. Это ему не удаётся и разбойник от него скрывается, но грех совершён, и именно Донатас из всех братьев погибает в финальной битве как раз от рук упущенного им злодея, причём сам злодей тут же падает рядом, подкошенной пулей одного из братьев. Совершённый Донатасом грех в литературе образует состав преступления, по статье "трагическая вина". Хороший, вызывающий сопереживание зрителя, персонаж, отягощённый трагической виной, обречён на расплату, скорее всего погибель, тоже трагическую. Таким образом не только изобразительная сторона, но и сюжет фильма имеет черты классического искусства.

Аллюзии

В фильме присутствует очень напряжённая сцена, в которой члены семьи собираются в доме, где ожидают нападения сил зла. Оно воспринимается как неминуемое наступление Смерти, невидимой и потому вдвойне страшной. Эта сцена ожидания навеяла подозрение, - нет ли тут влияния фильма "Семь самураев", который вышел на экраны в Японии аж за 11 лет до этого, и который Жалакявичюс наверняка успел посмотреть? Тут мы кстати вспоминаем, что действие "Семи самураев" разворачивается в японской деревне, оставшейся без своего Даймё - хозяина. Литовская деревня, в которой никто не хотел умирать, тоже "осталась без хозяина", учитывая, что у Советской власти нет достаточно сил, чтобы защитить крестьян от Лесных Братьев. Жители японской деревни знают, что на них нападут за полгода до того как это случится. Они отправляют посыльных, которые приводят самураев, и те занимаются воинской подготовкой крестьян. Аналогично этому в начале фильма младший из братьев Локисов отправляется собирать остальных по разным местам, а потом, когда братья Локисы решают остаться в деревне чтбы бороться с Лесными Братьями, старший раздаёт крестьянам винтовки и учит ими пользоваться. Таким образом, сходство с "Семи самураями" подтверждается особенностями сюжета.

Этнография

Старший из братьев - Бронюс, становится вождём сопротивления. На смертельно опасное место председателя сельсовета почти насильно сажают Вайткуса, "малахольного" сына немого сапожника. Этот Вайткус провел год в лесу вместе с Лесными Братьями, но вернулся домой и получил амнистию. Как потом выясняется, Лесные Братья продолжают считать его своим человеком. Важное место в сюжете занимает любовь между мужчиной и женщиной, как и положено в классике. Вообще, женские образы тут даны очень сильно. Мощный и правильный Бронюс обращается к крестьянам с пламенной речью, в которой он призывает их взять в руки оружие и защитить "свой порядок". Крестьяне, которые перед этим играли в карты и пили, слушают его молча. Фильм, как мы помним, вышел когда оттепель закончилась и многое здесь прямо произнести было нельзя. Но в этой сцене можно понять, что тот порядок, который призывает защитить Бронюс для его молчаливых слушателей - не "свой". И может быть, - приходит мысль, - "свой порядок" отстаивают против Советов как раз те, с кем Бронюс призывает вступить в смертельный бой.

Здесь кстати вспоминается изложение раннего периода русской истории, в книге Акунина "История российскоого государства". Славяне пришли из степей в лесную страну, населённую угро-финнами, которые по преимуществу жили охотой и рыбалкой. И они вытеснили их дальше на север, потому что местные жители не держались за землю, но чувствовали себя в лесу как дома, в то время как пришельцы этот лес выжигали под пашни и пастбища. Аналогично этому советская власть в Литве сталкивается с народом, привыкшим жить совсем "не по-русски", однако местные жители не уходят без боя, хотя, в какой-то момент и встают на сторону сильного. Как говорит один из крестьян "литовец не любит рисковать".

Трудности перевода

Зло в фильме, как уже было сказано, невидимо. Хотя застрелившие ночью старого Локиса появляются в кадре, но остаются до поры безликими. Жители деревни получают угрожающие записки, подписанные Домовым, как это имя звучит в русском дубляже. И это, пожалуй, довольно существенная неточность перевода, скрывающая важный смысл. По-литовски это имя Айтва́рас — совсем не домовой, а дух огня, "в литовской мифологии летучий дух в виде огненного змея, дракона, а иногда чёрной вороны, цапли, чёрного или огненного петуха, реже кошки.... ....Айтварас может отнять у жадного деньги и ценности, а щедрого человека, наоборот, одарить несметными богатствами. Например, беднякам, которые отдают ему последний кусок хлеба, он всю домашнюю утварь превращает в золото. И наоборот, у тех, кто набивает лишь свои карманы, деньги превращаются в навоз." (Wikipedia). Образ главного злодея раскрывается в двух диалогах. И это один из самых сильных и сложных образов в фильме.

Влияние

Почему же фильм с такими явными чертами архаики даже для 1965 года, стоит смотреть? Вероятно потому, что он был создан "одним духом". Между режиссёром и актёрами, как отмечал Адомайтис, было полное взаимопонимание, они делали фильм о жизни, которая каждого из них так или иначе коснулась.«Это, пожалуй, единственная моя роль, где мне всё было ясно с самого начала, — говорил Регимантас. — Впрочем, всем всё было ясно, режиссёру в особенности. Мы все через эти годы прошли в той или иной степени.»

Этот фильм оказал значительное влияние на советское кино. Его мотивы угадываются то тут, то там, например в фильме "Тени исчезают в полдень", его влияние можно предположить в "Проверке на дорогах", который, будучи снят через пять лет, уже является фильмом совсем другой эпохи, с гораздо более жестоким реализмом. В этом фильме главный герой — сдавшийся в плен партизанам власовец, которого партизаны воспринимают как предателя, переметнувшегося на сторону врага, что напоминает Вайткуса. И наверняка есть связь с вышедшим через семь лет фильмом "А зори здесь тихие", где тоже никто не хотел умирать.

1
0
9
Александр Вальцев
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 2
26 октября 2009

"Никто не хотел умирать"-мой самый любимый фильм и больше добавить к этому не могу ! Ещё в 1981 году мне запомнился фильм ,снятый по сценарию Витаутаса Жалакявичюса "Чёртово семя" о литовсом сироте-конюхе,ставшем хозяином хутора:какой ценой он этого добился.Все события продуманы автором настолько правдиво и честно,что я смотрел и сопереживал до последнего кадра за главного героя.Почему в "Афише" в список режиссёра не включены и его сценарии, по которым сняли фильмы ?

1
0

Подборки Афиши
Все