Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.9

Фильм
Пепел и алмаз

Popiół i diament, Польша, 1958
Партизанский шедевр Анджея Вайды

8 мая 1945 года антисоветский партизан Мацек Хелмицкий должен убить старого партийного босса, то есть только начать войну, которая для всех остальных закончилась.

  • Пепел и алмаз – афиша
  • Пепел и алмаз – афиша
  • Пепел и алмаз – афиша
  • Пепел и алмаз – афиша
  • Пепел и алмаз – афиша
Мелодрама, Военный
12+
Анджей Вайда
3 октября 1958
1 сентября 1965
1 час 46 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Анджея Вайды

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

9
Михаил Брашинский
503 отзыва, 511 оценка, рейтинг 1026
1 мая 2006

8 мая 1945 года антисоветский партизан Мацек Хельмицкий (Цыбульский) должен убить старого партийного босса, то есть только начать войну, которая для всех остальных закончилась.

Своим мифом фильм Вайды, во многом за 40 лет устаревший, целиком обязан Цыбульскому. Вайда заставлял своего любимца открыто подражать Джеймсу Дину, но только в смерти Цыбульский, в 39 лет сорвавшийся с подножки идущего поезда, обрел статус «польского Дина», беспутного путешественника, тонкокожего бунтовщика без причины и невозмутимо-насмешливого стиляги, который навсегда останется молодым (Дин погиб в 24). Как и Дин, Цыбульский нес в себе смерть с самого начала. Весь фильм Мацек ежился и сутулился, будто у него болел живот от предчувствия пули, и ответ на вопрос «Зачем мы им нужны?» — у него был один: «Чтобы умирать». Хотя по сюжету идет 1945 год, обаятельный хулиган Цыбульского — в черной ­рубашке, спортивной куртке, узких джинсах и темных очках, которые Вайда назвал своим главным вкладом в киноискусство, — целиком принадлежит современности. Когда фильм снимался — 1958-му. Сегодня — нам. «Почему ты носишь темные очки?» — спрашивала Мацека его девушка. «В память о неразделенной любви к родине», — отвечал он. Кто из нас не подумывал о походе в ближайшую оптику.

5
0

Отзывы

9
Андрей Александрович
213 отзыва, 1024 оценки, рейтинг 519
16 ноября 2013

Вторая мировая война, начало которой Анджей Вайда встретил подростком, на всю жизнь оставила в его памяти и трудах свой отпечаток. Разорванная на части, пылающая Польша, где все смешались в диком танце — армия Крайова, армия Людова — да каких там армий только не было, от украинских повстанцев до банд дезертиров. Извечная польская молодежь — от фильма к фильму одно бесконечное «потерянное поколение», что в девятнадцатом, что в двадцатом веке — всякий раз расплачивающиеся по счетам полузабытых прадедов, растративших независимость во взаимных дрязгах и усобицах, разменявшие ее на золото и титулы трех, разделивших прежнее большое государство, держав. Ирония судьбы — но именно военные воспоминания, искореженные детство и юность, дали миру режиссера, всю свою жизнь возвращающегося к воспоминаниям молодости, пытающегося допеть бесконечную песню, заполняющего ее пустые, пока, строфы с каждым десятилетием — в меру возможностей и конкретной политической ситуации.

Чудо, что «Пепел и алмаз» вообще появился на свет. Что помогло этому — остатки кредита доверия от властей за свою первую, «идеологически выдержанную» ленту «Поколение» — тоже затрагивающую военную тему — только с позиций коммунистического подполья? Или внезапный каннский успех мрачно-символического «Канала»? Или может где-то в партийно-министерских коридорах приоткрылась форточка и ветер свободы на миг развеял затхлый идеологизированный воздух? Факт в том, что в конце пятидесятых в социалистической Польше вышел фильм о бойцах армии Крайовой, польского сопротивления, управлявшегося лондонскими эмигрантами. И пускай, для верности, в фильме присутствует коммунист, представитель новой, «народной Польши» — товарищ Щука, убить которого и должен главный герой Мачек, от этого не становятся менее заметными и ясными все многочисленные вторые, третьи планы, фиги в кармане по отношению к режиму, которые пан Анджей в изобилии разбросал по фильму.

Сюжет прост и его можно свести к одному предложению. Два польских подпольщика должны убить коммунистического функционера. Остальное символы, воспоминания, образы, поражающие своей яркостью. Слезы сердца автора, излитые на пленке, плачь об ушедшей Польше, прощание со старой эпохой, отголоски и отрывки прошедшей войны. В этом и печальная, почти финальная сцена полонеза в полутемном ресторане в канун девятого мая сорок пятого года — когда персонажи-маски уходят в темноту под «Прощание с Родиной», освобождая место для игр нового мира, и опрокинутое распятие в разрушенном храме, где происходит одна из центральных сцен, и краткий, безнадежный роман на одну ночь и белые простыни на финальных кадрах, в крови убитого Мачека предстающие национальным флагом. И сам Мачек, яркий, быстрый, но потерянный, брошенный — умирающий в конце, как загнанный зверь, где-то на свалке — печальный мемориал идеалистам-подпольщикам и их судьбе. Тем, кто прошел катакомбы «Канала» и выжил там, но потом погиб от пули — немецкой, советской или своей, польской. Безумцам, идеалистам, рассчитывающим, что можно построить свободное государство в тисках сверхдержав. Впрочем, так же бесславно и бесследно уйдет и поколение современников фильма, затаившись по дальним углам и эмиграциям на пару десятков лет «подморозки», с тем, правда, чтобы выйти на улицы и смести-таки режим в «Человеке из железа».

Черные солнцезащитные очки, джинсы, современная куртка Мачека, его поведение и жестикуляция, весь нетипичный для военной поры вид ясны для зрителя. Юноша, заброшенный из конца пятидесятых на вечность и дюжину лет назад, в безвременье весны сорок пятого. Да, Мачек — боец Сопротивления, но, одновременно, он и современник зрителя, сосед его, друг, Джеймс Дин с варшавской улицы. Такой же, как и зритель, запутавшийся в мирах и идеологиях, обычный парень. С помощью всего пары деталей режиссер осовременивает и делает ближе героя полузабытой уже, для молодежи, эпохи.

Мачек, правда под другими именами, не раз еще предстанет перед зрителем в фильмах Вайды, от костюмированного исторического «Пепла», до мрачно-сюрреалистичной «Свадьбы» или печально-опустошенных «Барышень из Вилько». И пускай теперь его будет играть не рано ушедший из жизни Цибульский, а Даниэль Ольбрыхский — персонажи останутся те же. Генералы без армий, люди, родившиеся вне эпохи и надежд, доживающие без толку свое время.

«Пепел и алмаз» — завершающий фильм в военной трилогии Вайды. По крайней мере задумывался таким. После сразу вышла «Летна», чуть позже «Пейзаж после битвы», «Корчак», «Страстная неделя». На деле закрыть все темы и смыслы, не обрывая героев на полуслове, удалось только в наши дни в фильмах «Перстенек с орлом в короне» и «Катыни» — только сейчас без идеологических приседаний и пауз режиссер смог высказаться ясно и четно о том, кто есть враг, кто предатель, а кто просто заплутавший в послевоенном мороке бедняга.

0
0
5
Melodika
480 отзывов, 537 оценок, рейтинг 643
9 сентября 2010

Люблю я кино тех времен, люблю я надрывные сюжеты, люблю я грязь и подвалы, но...поперек горла встала игра актеров - вот честно, давно мне так приторно сладко не было от наигранности. Именно в этом преуспел главный герой фильма. Бедненький так мучился, так мучился, и с заданием справился и сам помер.
В общемировом контексте хорошо показан разлад мыслей людей, которые встали на распутье дорог и потери смысла существования. Пройдя войну они не понимали что делать с миром - поучительно.

Вобщем на любителя, уж простите.

0
0
9
msg39
4 отзыва, 10 оценок, рейтинг 0
6 февраля 2010

Об этой киноповести сказано столько, что, вроде, добавить нечего. И пусть хорошие отзывы о картине победят мерзость, дрянь и проч., которые до сих пор живы, к сожалению. Фильм живет; живой Збигнев Цибульски и Анджей Вайда, Эва Кшижевска и Адам Павликовски. Вечно!

0
0

Подборки Афиши
Все