Фильм

Фильм Безумный Пьеро

Pierrot le fou (1965, Франция, Италия), IMDb: 7.5

Безумный Пьеро – афиша
© предоставлено пресс-службой кинотеатра «Пионер»
1/10

Драма Жан-Люка Годара про обеспеченного буржуа, сбежавшего от жены в обществе опасной мафиозной красотки

Самый дорогой и даже снискавший коммерческий успех фильм Годара. Цветная картина бегства парочки, неспособной жить ни в обществе, ни — как выяснится — вне него, изобилует морскими и лесными пейзажами, веселенькими нарядами и автомобилями, живописно перепачканным малярской краской лицом Бельмондо и музыкальными номерами, предвосхитившими «Девушек из Рошфора» (это еще и мюзикл!). Вся бесшабашность 60-х сконцентрирована в «Пьеро»: закинешься такой кинотаблеткой — вмиг все прояснится и перестанешь ныть. Да, ну и где вы еще услышите поющего Бельмондо?

СтранаФранция, Италия
РежиссерЖан-Люк Годар
Продолжительность1 час 50 минут
Дата выхода28 августа 1965
Возрастное ограничение16+
Полнометражный дебют Годара «На последнем дыхании» стал не только манифестом французской «новой волны», но и первой в истории синефильской картиной — когда фильм мыслится как форма кинокритики. Годар разыгрывал сценки из американских фильмов посреди улиц, снимая их ручной камерой; несовпадение приемов и фактуры приводило к тому, что синтаксис киноязыка проступал выпукло, а сами ленты Годара превращались в «сеансы магии с последующим разоблачением». Лучший способ пройти курс по мастерству режиссуры — это просмотреть подряд «Жить своей жизнью», «Карабинеров», «Презрение», «Безумного Пьеро», «Мужское-женское» и «Уикенд». Названием его фильма 1964 года «Банда аутсайдеров» Тарантино окрестил свой кинопроизводственный лейбл. Годару — теоретику и практику — мы обязаны тем, что продукты жанрового кино обрели статус объектов высокого искусства. В 1968 году Годар был среди тех, кто сорвал Каннский фестиваль, повиснув на экранном занавесе и не дав ему открыться.

Рецензия «Афиши» на фильм «Безумный Пьеро»

Крупнобюджетный Годар

Шанс увидеть на большом экране самый дорогой и даже снискавший коммерческий успех фильм Годара — а он стоит того. Цветная картина бегства парочки, неспособной жить ни в обществе, ни — как выяснится — вне него, изобилует морскими и лесными пейзажами, веселенькими нарядами и автомобилями, живописно перепачканным малярской краской лицом Бельмондо и музыкальными номерами, предвосхитившими «Девушек из Рошфора» (это еще и мюзикл!). Вся бесшабашность 60-х сконцентрирована в «Пьеро»: закинешься такой кинотаблеткой — вмиг все прояснится и перестанешь ныть. Да, ну и где вы еще услышите поющего Бельмондо?

22 июня 2010
7

Ярко, особенно отреставрированная версия.

Смазано, бессмысленно, нарочито бессюжетно.

Ритм дерганый, достаточно замедленные буколистические сцены сбиваются на политические памфлеты (как же без них у Годара) или на гангстерскую перестрелку.

Оформление закадровыми голосами похоже на аналогичное в фильмах современника Алена Рене.

Персонажи выдернуты из реальности - без прошлого, без будущего и с достаточно невнятным настоящим.

Короче Годар заигрался в Годара.

Можно понять и признать этапность, шедевральность фильма, но при беспристрастном просмотре приходится прилагать известные усилия...

16 января 2011
7

Женатый на богатой итальянке Фердинанд Грифон (Жан-Пьер Бельмондо) умирает со скуки. Ему опостылело все, что происходит, а точнее не происходит, в его повседневной жизни. Одни и те же знакомые, обеспеченные деньки, социальные ритуалы, что происходят день ото дня — все это сводит его с ума. Но и бросить обеспеченную и обеспечивающую его подругу он не может, ибо жить на что-то надо, да и лень на самом деле. Но вот один из серых будничных дней расцветает новыми красками — в его жизни появляется сиделка их детей Марианна (Анна Карина). Появляется не первый раз в ее жизни и воспоминания о прошлом подталкивают его к безумным действиям — они бросают все и убегают вместе прямиком в криминальные круги, с которыми у Марианны сохранились отношения. Они угоняют машину, в которой оказывается чемодан с деньгами (понятное дело в багажнике), убегают на необитаемый остров от всех. От всех, но не от себя, как некоторое время спустя понимают они. Но скучная и оседлая жизнь не для них и Марианна со своим Безумным Пьеро возвращаются.

По большому счету этот культовый фильм Годара является ни чем иным, как переосмыслением режиссером своего первого фильма, рассказывающем примерно о том же — о бунте против обыденности, попытке убежать от общества, и единственным выходом из сражения с обществом. Даже в главной роли играет Бельмондо, а Сиберг заменила ее более лучшая по версии Годара версия — Анна Карина. В фильме даже мелькает личность Ковакса, если кому-то недостаточно ключей к понимаю параллели.

Фильм Годар снял очень быстро, чуть ли не в рекордные сроки. Еще одна картина с «девушкой и пистолетом», говорили многие. Зачем, мол, повторение уже пройденного. Но все не так просто, как кажется на первый взгляд. «Безумный Пьеро» - это революционная, радикальная версия «На последнем дыхании», где главный герой не является изначально криминальным бунтарем, он обычный француз, буржуа в полном смысле этого рода, и если «На последнем дыхании» был бунтом, юношеским задором, за который старшие могли лишь потрепать по голове со словами «ну-ну...», то «Безумный Пьеро» стал манифестом, руководством к действию. «Давай, буржуа, бросай свою жизнь, берись за ружье, выходи на улицы!». Теперь бунтарем не рождались, бунтарем становились.

Интересно также, как сменилась ассоциация криминальной среды. В первом фильме Годара она была единственной отдушиной, пусть и опасной, обреченной. Сейчас же тонкими намеками Годар показывает, что это легитимная система общества, с которой можно и нужно бороться и вполне по силам побеждать, как это смог сделать «Пьеро», даже смерть которого становится памятником – главный герой достиг высшей точки в пике своей войны с прогнившей системой и погибает, обрекая ее на вечное поражение – нельзя проиграть, если ты уже мертв.

Социум в фильме резко разделен на две категории – бунтари и манекены. Первые вырвались из удушающих объятий обыденности, вторые не способны на мысли и их образ жизни навязан средствами массовой информации, рекламой и правительством, погрязшем в коррупции, насилии и цинизме. Но из первой категории перейти во вторую можно даже таким ленивым персонажам, как Фердинанд. Нужно просто найти свой импульс, свою Марианну.

Таким образом рассматривать фильм в контексте сюжета или даже жанровой принадлежности не только глупо, но и бессмысленно. Да, формально это «гангстерский фильм», но не дай Бог показать вам «Безумного Пьеро» поклонникам этого жанра. Сценарий для Годара – это один из средств выражения идей, не более того, и уж точно не мотор фильма. Он готов уделять больше времени, внимания и экспериментов монтажу, доводя его до совершенства, вместо того, чтобы прорабатывать перипетии сюжета.

В «Безумном Пьеро» Годар по сути вообще прощается с кинематографическим явлением «новой волны», вызывая к жизни все достижения, приемы и темы. После этого у Годара начнется новый период, более сложного по форме и радикального по содержанию кино. Он начнет пробовать на вкус реальность и вымысел посредством магии слова и цитаты, пряча (а порой и не пряча) идею и манифест за словом, а не кадром. Он в открытую станет расчленять идею кинематографии как школы вообще и тыкать зрителя носом в несоответствии реальности за пределами кинотеатра и внутри него, однако ожидая от того как минимум выводов и действий. Так что если кто-то считает раннего Годара «бессмысленным» и беспробудно скучным, то со следующим этапом в его творчестве лучше вообще не знакомиться. Впрочем, Годар снимал фильмы не для того, чтобы они нравились.

25 июля 2011
9

Несомненно знаковый фильм, который явил сплав интересных приёмов и жанровых особенностей: наличие театрального реквизита, как составляющей у многих сцен. закадровую перекличку голосов главных героев, читающих ли книгу, или просто высказывающих свои мысли вслух для зрителя, неожиданные музыкальные номера, смесь роад-муви, криминальной драмы, авторского кино в зрительском смысле слова. А сама история взаимоотношений главных героев идёт над всем этим, при всём не уклоняясь ни в чувственность, ни в дружбу, и скорее похоже на игру детей. Немного капризная, но обаятельнейшая Анна Карина, и суховатый, в основном флегматичный Бельмондо, герой которого постоянно пишет несуществующую книгу. В некоторых случаях рассказанная история, выглядит трагикомически, но иногда её накрывает и волна надрывного реализма. В итоге "Пьеро" получился своеобразным фильмом-кристаллом, ярким и многогранным.

21 августа 2015
Все отзывы
Читайте также
Профессионал: 15 фильмов, по которым мы будем помнить Жана-Поля Бельмондо
Профессионал: 15 фильмов, по которым мы будем помнить Жана-Поля Бельмондо
Профессионал: 15 фильмов, по которым мы будем помнить Жана-Поля Бельмондо
Почему «Падение Трои» лучше «Игры престолов»: разбираем страшно недооцененный и жутко актуальный фэнтези-сериал
Почему «Падение Трои» лучше «Игры престолов»: разбираем страшно недооцененный и жутко актуальный фэнтези-сериал
Почему «Падение Трои» лучше «Игры престолов»: разбираем страшно недооцененный и жутко актуальный фэнтези-сериал
Кинопремьеры недели: «Реальные упыри», «Ширли-мырли», трилогия «Неудержимые» и «Развод в стиле кунг-фу»
Кинопремьеры недели: «Реальные упыри», «Ширли-мырли», трилогия «Неудержимые» и «Развод в стиле кунг-фу»
Кинопремьеры недели: «Реальные упыри», «Ширли-мырли», трилогия «Неудержимые» и «Развод в стиле кунг-фу»
10 фильмов студии А24, которые (снова) можно посмотреть в кино
10
фильмов студии А24, которые (снова) можно посмотреть в кино
10 фильмов студии А24, которые (снова) можно посмотреть в кино
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость