Фильм

Фильм Строшек

Stroszek (1977, Германия), IMDb: 7.8

6.9
7.8
1/15

История опустившегося уличного музыканта Бруно Строшека, который, выйдя из берлинской тюрьмы, отправляется вместе со своей подругой-проституткой искать счастья в Америку. В роли Бруно Строшека — Бруно С., непрофессиональный актер, сыгравший Каспара Хаузера в фильме Вернера Херцога «Каждый за себя и Бог против всех».

СтранаГермания
ЖанрыДрама
Продолжительность1 час 47 минут
Дата выхода12 января 1977
Возрастное ограничение16+
7

«…Строшек, Бруно, 168 см., глаза коричневые. Сколько раз за два года я произносил это. Столько же раз они говорили о том, чтобы я перестал пить, что все мои беды от алкоголя. Но я все так же люблю пиво. И вот сегодня, покинув наконец место заключения, я пойду в бар, закажу бутылку…

…тогда, в баре, я снова встретил Еву. Она единственная, кто может понять меня. Мне хорошо с ней. Но она общается с плохими людьми, они бьют Еву, они бьют меня. Так было всегда – синяки, кровоподтеки, унижения. Я не знаю, чем она занимается, но это плохо. Вокруг плохие люди…

…у меня нет работы. Кто возьмет на работу человека с такой внешностью? К тому же, я немного странный, люблю говорить о себе в третьем лице, видимо сказалось детство, проведенное в интернатах. Я словно недоношенный ребенок. Изгой, вне времени и пространства. Все что я могу - бродить по мрачному, угнетающему Берлину и играть на акардионе…

…Ева предложила уехать. Покинуть этот ужасный, заснеженный город. Она сказала, что не оставит меня. Мы поедем туда, где сбываются мечты. Мы начнем все с начала. Я буду автослесарем, она официанткой. Мы заработаем много денег, купим дом и будем жить счастливо…

Мы поедем в Америку…
Поедем в Америку…
В Америку…»

13 мая 2009
7

Только что вышедший из очередной порции пребывания в кутузке уличный бродяга, музыкант и пьяница Бруно Строшек (Бруно С.) тут же отправляется в ближайший к дому бар, вопреки наставлениям, где встречает проститутку Эву (Эва Маттес), которую притесняют ее сутенеры. Подобрав бедолагу, сумасшедший "Дер Бруно", как он зовет себя, отправляется к себе домой, где его ждет его не менее сумасшедший сосед старичок Шайц (Клеменс Шайц). После того, как воинственно настроенные бандиты несколько раз бьют, громят и унижают троицу, те решают накопить денег и покинуть страну, благо в Америке Шайца ждет его племянник, который давно зовет дядюшку к себе в Висконсин. Однако, новая жизнь в стране больших возможностей не становится панацеей для всех троих. В ожидании какого-то финансового чуда Эва и Строшек покупают трейлер, устраиваются на работу, однако все это не дает им должного удовлетворения и вскоре Эва возвращается к тому, чем занималась еще в Берлине, что порождает за собой целую лавину трагических событий.

Как и в картине "Каждый сам за себя, а Бог против всех", "Строшек" держится в основном за счет феноменальной харизмы и бешеной внутренней энергетики Бруно С., непрофессионального актера, во многом повторяя сложные изгибы и углы биографии самого Бруно. Даже квартира, забитая всякими вещами - это та самая квартира, которую снял Бруно на деньги, заработанные на съемках своего предыдущего фильма и в которой он с тех пор живет. Фильм вообще появился из-за него. Дело в том, что Херцог пообещал Бруно снять его в главной роли в своем новом фильме "Войцек" и эта идея настолько понравилась Бруно, что когда режиссер передумал снимать его в своем фильме, тот настолько расстроился, что Херцогу пришлось за неделю написать сценарий для фильма, снятого специально для Бруно. Режиссер даже название сделал похожее на "Войцек" - "Строшек", фамилию, которую он использовал в честь своего одногруппника, давшему однажды списать Вернору, за что тот пообещал обессмертить его фамилию и использует уже второй раз со времен "Знаков жизни".

Многое в фильме, несмотря на то, что большинство сцен следует сценарию, исполнено именно на импровизации Бруно. Его сцены с музицированием или некоторые исповеди появлялись прямо во время съемок фильма. И остальные актеры, и режиссер, все прекрасно понимали, что это больше, чем просто фильм для него - это своего рода попытка психоанализа, лечебная терапия, и, естественно, не останавливали Бруно и из фильма это не вырезали, учитывая, что они добавляли событиям изрядно в достоверности, трогательности, пронзительности. Что примечательно - те вещи, что он играет в фильме, написаны им самим и режиссер даже пообещал ему вставить их в сюжет, ибо важность музыки в судьбе Бруно невероятно велика.

Печально, что подобное отношение к фильму не разделяла сама съемочная группа, члены которой не считали, что работают над чем-то серьезным. Режиссеру приходилось бороться с подобным настроем день ото дня, что осложняло и без того непростую ситуацию - в Нью-Йорке группа работала без разрешения и сняла все сцены за день, будучи несколько раз арестованной полицией, отпускали их только после того, как Херцог начинал рассказывать, что они - сумасшедшие немецкие студенты, снимающие фильм. А самый главный парадокс заключается в том, что единственный человек, кто не любил Бруно - это его главный по сюжету друг Клеменс Шайц, которого режиссер вытащил из списка статистов и снял в нескольких своих фильмах до этого.

По счастью, ни спонтанность природы самого фильма, ни удручающая обстановка во время съемок, ни относительно легкие проблемы не стали препятствием финального результата этого яркого, интересного и неожиданного фильма, разбитого по сути на две части и представляющая из себя две истории. В первой, которую обычный европейский автор бы ограничил тем, что герои не нашли бы денег и не уехали бы никуда. Во второй Херцог впервые в карьере позволяет себе конкретные критические высказывания в сторону определенных социальных и этических особенностей жизни капиталистического мира, что будет повторено разве что годы спустя в несколько иной по тематике и атмосфере ленте "Там, где скучают зеленые муравьи".

22 мая 2012
9

Опустошенная Америка была одной из излюбленных тем для многих режиссеров в 70-ые годы. Не обошел ее и весьма знаменитый в свое время немец Вернер Херцог, сделав свой второй проект с актером Бруно С. Его герой — только что отсидевший в тюрьме пьяница и безработный музыкант, отправляется вместе со своей подружкой и дедушкой-соседом начинать новую жизнь в Америке. Но вместо небоскребов он оказывается среди бескрайних пустош Висконсина.

Выбор пейзажа не случаен — Херцог делает ссылку на знаменитый фильм Терренса Малика «Пустоши», где главные герои также оказываются на краю жизни среди безжизненных пейзажей Америки. Природа вокруг прямо символизирует сущность эпохи, а конкретно — место человека в государственной системе. Бессмысленное существование с пустотой в душе, когда остается либо смириться, либо бежать — из Европы в Америку, в этакое мнимое последнее убежище, которое на деле оказывается даже еще хуже, чем покинутые места. И Строшек вынужден снова отправиться в путь, покинутый всеми, только уже без конкретной цели, навстречу неминуемой гибели. Героям Херцога не место в обычном мире.

28 января 2012
Все отзывы
Читайте также
После «Семи»: зарубежные и российские триллеры про маньяков на советском пространстве
После «Семи»: зарубежные и российские триллеры про маньяков на советском пространстве
После «Семи»: зарубежные и российские триллеры про маньяков на советском пространстве
Фантастический триллер «Клон»: Карен Гиллан из «Стражей Галактики» сражается сама с собой
Фантастический триллер «Клон»: Карен Гиллан из «Стражей Галактики» сражается сама с собой
Фантастический триллер «Клон»: Карен Гиллан из «Стражей Галактики» сражается сама с собой
Сериал «Amore More»: эротическая трагикомедия против полиамории
Сериал «Amore More»: эротическая трагикомедия против полиамории
Сериал «Amore More»: эротическая трагикомедия против полиамории
11 новых российских фильмов, снятых за пределами Садового кольца
11
новых российских фильмов, снятых за пределами Садового кольца
11 новых российских фильмов, снятых за пределами Садового кольца
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость