Билли — врожденный фантазер. Чтобы очаровать женщин и скрыть от них свои слабости, герою приходится постоянно врать. Формально начиная там же, где и другие товарищи по британской «новой волне», — то есть с героя, недовольного правилами косных родителей и тупого начальства, — Шлезингер в «Лжеце» отпевает поколение, буквально на пальцах объясняя, что для общественных перемен, может, и есть причины, но нет никаких предпосылок.
Мелодрама, Трагикомедия |
Джон Шлезингер |
15 августа 1963 |
1 час 38 минут |
У несбывшегося сценариста Билли (Кортни) голова в облаках: в северной Англии начала 60-х он — непутевый клерк, а в стране Амброзия, которая есть плод его богатого воображения, — король и полководец. Однако не только фантазии мешают жить Билли. Настоящую западню готовит ему половой вопрос: на счету ловеласа-недотепы две помолвки и одна влюбленность. Единственный выход — бежать.
Формально начиная там же, где и другие товарищи по британской «новой волне», — то есть с героя, недовольного правилами косных родителей и тупого начальства, — Шлезингер в «Лжеце» отпевает поколение, буквально на пальцах объясняя, что для общественных перемен, может, и есть причины, но нет никаких предпосылок. Бесплодные мечтатели, невнятные нюни, самовлюбленные краснобаи — других новых героев у него для Британии нет. Главным испытанием для Билли оказывается встреча с девушкой его мечты Лиз в исполнении Джули Кристи — вот уж кто легок на подъем и способен перевернуть мир. Но нет, даже с ней он не сможет уехать в манящий Лондон. Останется с мамой хоронить бабушку, ждать наследства, жить по старинному укладу. Занятно, что две звезды «Билли-лжеца» в будущем фактически повторят судьбу своих героев: Кристи, для которой роль Лиз стала первой большой работой в кино, вскоре отправится покорять Голливуд, а Том Кортни лишь изредка будет появляться на экране, предпочтя большому кино театральные подмостки родной Британии.
"Вечный мальчишка" Том Кортни, как и в фильме "Одиночество бегуна на длинную дистанцию", не убедил. Тот Билли-лжец, который задуман авторами фильма, всё же должен быть внешне чуть более запоминающимся и "не от мира сего", и одновременно в гораздо меньшей степени "парнем из соседнего двора". Том Кортни же вполне мог исполнить роль чисто комедийного Билли-лжеца. Но покуда повествование совершенно не задумывалось, как комедия, цельного ощущения не возникло. При всём-том не сильно ощутима британскость фильма, что порадовало, а также чувствуется приятный шестидесятнический настрой в целом. И с одной стороны вроде бы приятно, что главный герой за время фильма так и не повзрослел, с другой же стороны от фильма всё равно осталось чувство недоумения, а также непроработанности типажа.
Поставленная по тонкой и сатиричной книге Уотерхауса одна из первых картин Джона Шлезингера повествует о сложной судьбе непростого паренька по имени Билли (Том Куртни), который живет в самом обычном городке, работает в скучном похоронном бюро и спасается от «неизбежной серости экзистенции» в выдуманном мире страны Амброзия, где он и глава государства, и бравый генерал, и рядовой солдат, и лихой барабанщик и даже экзотический мавр, шагающий на марше. В реальности, конечно, все обстоит несколько печальней. Проблема в том, что Билли любит приврать, иначе тоска смертная ведь, правда? Он встречается с несколькими девушками, но не от того, что ловелас, а так сложилось. Он врет начальству и сослуживцам про свою семью. Он врет семье про свою работу. Он врет всем, всегда и везде. Нет, он не какой-то злобный сукин сын, просто по другому не прожить. Единственный выход – бежать в Лондон вместе с девушкой, которую он действительно любит, Лиз (Джули Кристи). Поезд отходит в полночь, Билли. Смотри, не опоздай.
Золотой фонд британского кино прошлого века и один из излюбленных пунктов для советских кинокритиков, так любивших обмусоливать косточки разлагающемуся капитализму, хотя на самом деле фильм скорее предвосхищает эпоху «ревущих 60-х» в Лондоне и является скорее культурологическим протестом против захолустья провинции, чем каким-то политическим высказыванием или социальной сатирой.
По сути, первый большой фильм Шлезингера, который принес ему большую популярность не только в Британии. Да, у него был довольно симпатичный и местами сильный «Такая вот любовь», но в основном о нем заговорили после «Билли лжеца». И, понятное дело, тут же отнесли к разряду социальных драм «новой волны», хотя фильм вновь довольно аккуратно обходит острые политические и социальные углы, очертания которых тут видны, но лишь для того, чтобы создать правильную декорацию для истории о человеке, который мечтает стать писателем, но начать писать никак не может, так как не в силах решить, как же назвать автора – Билли Фишер, Уильям Фишер, Уилльям Б. Фишер...
Интересен фильм и актерскими работами. На главную роль назначили Тома Куртни, уже блеснувшего недавно сильной ролью в «Одиночестве бегуна на длинную дистанцию». Причем по «Билли лжецу» была театральная пьеса, и очень популярная, главную роль в которой играл Альберт Финни, но роль в киноверсии отдали Куртни. Роль Лиз – взбалмошной девушки с легкими мыслями и не очень тяжелым поведением – досталась молодой Джули Кристи, которой светит вскоре феноменальная слава в британском, а потом и американском кино.
Но наиболее интересны и достойны внимания, если говорить о постановочном мастерстве, сцены фантазий Билли, созданные со всем размахом и подробностями. Их в фильме много, они короткие, но если это марш, то с огромной массовкой, солдатами и дворцами. Если это солдаты, то стрельба и взрывы как в военном кино. Один сам факт таких подробностей и внимания к казалось бы второстепенным сценам вызывает уважение и восхищение.
Что интересно, на следующий год, в СССР выйдет картина «Женитьба Бальзаминова», которая стилистически, тематически и постановочно будет напоминать о картине «Билли лжец» Шлезингера, несмотря на то, что поставлена по мотивам творчества Островского.