Киноафиша Москвы

Фильм «Влюбленные женщины»

Women in Love (1969, Великобритания)

4.4
Кино: «Влюбленные женщины»
Кино: «Влюбленные женщины»

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Алексей Васильев
отзывы:
924
оценок:
214
рейтинг:
1756
9

10-е годы ХХ века, индустриальное захолустье. Две дочки учителя труда алкают свободы и кружат голову двум завидным женихам.

Общий план прихожей. Стучит отцовский молоток. Стук не прервется на время ругани: не дело, мол, девице тешиться скульптурой. Не прервет­ся, даже когда Гудрун (Джексон) захлопнет дверь снаружи навсегда. Камера останется там, где стояла. Первый кадр фильма — плоский и неподвижный, как гравюра. Но как за тишиной рассвета день заполняется пением птиц, так фильм наводняется кручеными образами модерна. Песенка про «мыльные пузыри, которые, долетев до неба, тают, как мечты»; танец Саломеи, исполняемый Глендой Джексон («Оскар» за лучшую женскую роль) на лужайке перед живым быком; сцена греко-римской борьбы двух женихов нагишом у камина (Рид и Бейтс — первые звезды, сыгравшие с пенисами наружу). По­ка экран, как день в разгаре, не загазуется выхлопами изощренных излишеств: трансвеститская игра в русскую императрицу и Чайковского; ужим­ки накрашенного художника-гея на альпийском курорте; сплетенные тела любовников-утопленников. В финале «Женщины» столь же недвижны, как и в прологе: Гудрун вслед за свободой достигла пресыщения, и теперь секс и искусство для нее — такая же паутина, как некогда угрюмый отчий дом. Забавно, что урокам «Женщин» не внял в первую очередь сам режиссер, Кен Расселл: его кинофантазии раз от разу будут становиться все несдержанней («Томми», «Листомания»), пока к концу 70-х он вовсе не выпадет из кинобомонда.

0

Отзывы пользователей о фильме «Влюбленные женщины»

Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
505
5

Фильм, полный скрытых, а порой и открытых, сексуальных подтекстов и сложности взаимоотношения полов в начале прошлого века. Две сестры скульптор Гудрун (Гленда Джексон) и учительница Урсула (Дженни Линден), которые прожили всю жизнь неразлучно, так же неразлучно встретили и начали встречаться с двумя молодыми людьми – Рупертом (Алан Бейтс) и Джеральдом (Оливер Рид). Пары вскоре доходят до высшей точки отношения. Одни – Руперт и Урсулла – женятся, Джеральд спит с Гудрун. Но отношения строятся через фарватер непонимания по реке, полной подводных камней. Мужчина ищет в отношениях сексуальную составляющую, женщина хочет услышать, что любима. Кто-то чувствует недопонимание. Мужчины, тем временем, тоже сближаются и даже устраивают борьбу в обнаженном виде, что утверждает фильм в рейтинге «X» и делает его первой лентой, в которой мужчины появляются на экране полностью обнаженными.

Конечно же, фильм не совсем о взаимоотношениях полов, точней, о них, но не только о противоположных полах. Кен к тому времени начал работать с новыми продюсерами, один из которых и написал сценарий к фильму. Зовут его Ларри Краммер, вскоре он станет известным писателем и активистом борьбы за свободу гомосексуальных отношений. Причем фильм мог снять Стэнли Кубрик или Джек Клейтон, но студия утвердила кандидатуру Кена Расселла. Режиссер книгу не читал, а когда ему предоставили материал для фильма, сказал, что тот ему сильно не понравился – большая часть была претенциозна, и в нем не было никакого движения, а лишь хождение по кругу вокруг идеи о «разлучены, но едины», которая подана под тем или иным соусом несколько раз. Краммер, надо отдать должное, к критике прислушался, и окончательный вариант сценария Расселла удовлетворил.

Впрочем, нельзя сказать, что Расселл постоянно командовал Краммером, скорее было наоборот. Постоянно, на начальных стадиях работы над фильмом, Краммер присваивал фильм себе, говоря об этом повсюду. И только, когда дело дошло до непосредственно съемок, Расселл указал, что именно он тут режиссер и все должны ему подчиняться. Многие рассматривали книгу, которая легла в основу экранизации, как некий куртуазный балет, где персонажи, будто в танце, кружат вокруг друг друга, то приближаясь, то меняясь парой. Чуть позже Расселл смеялся, мол, надо было все сделать в виде мюзикла. Хуже бы, кстати, точно не стало.

Будучи большим поклонником британской природы и географии, Кен Расселл воспользовался этим фильмом как поводом поездить по стране в поисках наиболее живописных и интересных уголков и замков. Остановились на Дербишире, графстве, в котором родился автор книги. На главную роль Кен Расселл позвал Майкла Кейна, с которым сдружился еще во время фильма «Мозг ценой в миллиард долларов». Тот, впрочем, отказался, испугавшись необходимости сниматься голышом, да притом еще и бороться с другим голым мужчиной. У Кейна были очень строгие принципы относительно подобных вещей. Его заменил, и заменил превосходно, Оливер Рид. Да и Алан Бейтс потрясающе вписался в роль. Актер, к тому же, обожал оригинальную книгу, поэтому просто мечтал сняться в этой картине. С женскими ролями, правда, прошло не так идеально. Дженни Линден, которая играла Урсулу, выглядела порой слишком миловидно и молодо для своего персонажа. А пока нашли Гленду Джексон на роль умной и нестандартно красивой Гудрун, пришлось повозиться.

Кстати, занимательно, что Гленда Джексон была одной из первых артисток Британии, которая раздевалась на сцене. Это было в одном небольшом театре. В принципе, это было делать в стране запрещено, однако театр был совсем небольшой, хотя и пользовался определенной популярностью. Впрочем, Кен Расселл, который в этом фильме тоже стал пионером обнажения, правда, особей мужского пола, о ее артистическом опыте подобного рода не знал, его очаровал тот контраст, который возникал, когда ее эльфийское личико попадало на фон из железных прутьев или ножа. Что же касательно наготы в фильме о подавленной гомосексуальности, нашлось место и для сцен с Джексон. Расселл потом откровенно удивлялся непредсказуемости ее красоты – порой она выглядела голой некрасиво, а порой – неотразимо.

В качестве музыкальной темы для фильма, режиссер нашел какую-то песню 20-х годов о разбитых мечтах, искусстве и неразделенной любви. В целом она очень помогала создать атмосферу послевоенного мира, полного разрушенных иллюзий и страхе разваливающейся реальности. Кроме того, Расселл целенаправленно вел стилистику фильма в заводи мюзикла. Конечно, шутка про то, что нужно было именно так и снять весь фильм, так шуткой и осталась, однако многие сцены напоминают скорее хореографические номера, чем обычные сцены. Таким образом, фильм формирует почти канонический фильм Кена Расселла того периода. И оказывается, конечно же, скандальной работой, к чему тоже нужно уже привыкать, имея дело с творчеством Расселла.

0
Фото kinomedved.livejournal.com
отзывы:
946
оценок:
965
рейтинг:
159
1

Очень ярко красочная и здорово снятая экранизация Лоуренса, а впрочем, столь же и скучная. То ли сам роман невеликих достоинств, то ли Расселлу негде здесь было по-настоящему разыграться с музыкой (он здесь только режиссер, а сценарист и продюсер – какой-то другой тип), но безупречная картинка окутана какою-то тоскливой семантикой. И это при том, что половина диалогов – все-таки прекрасная литература (всё ж Лоуренс, классик), а сюжет – не более избитый, чем у английских романистов девятнадцатого века. Хороши и актеры, как Оливер Рид – английский Михалков, – так и Алан Бейтс. Да и актрисы хорошие, правда, совсем некрасивые (может, в этом всё дело?). Киноклассика второго эшелона по литературной классике второго эшелона – вот, значит, как. То есть дело попросту в контексте, видимо, – в том, в котором «Барри Линдон» Теккерея-Кубрика и «Тэсс» Харди-Поланского априори числятся выше.

0

Галерея