Киноафиша Москвы

Фильм «Большой вальс»

The Great Waltz (1938, США)

4.7
Кино: «Большой вальс»

Музыкально-биографический фильм об Иоганне Штраусе. 1844 год. Вена. Молодого служащего Иоганна Штрауса уволили из банка, так как тот в рабочее время сочинял вальсы. Тогда Штраус организовал оркестр, и вскоре Вена стала столицей вальса.

Режиссеры фильма «Большой вальс»

Отзывы пользователей о фильме «Большой вальс»

Фото Artur Sumarokov
отзывы:
716
оценок:
2571
рейтинг:
913
9

Маэстро венских лесов

В смутном предвоенном 40-м году, после кровавой вакханалии массовых репрессий 37-38 гг., на киноэкранах всего Советского Союза засверкал немыслимыми оттенками черно-белых цветов фильм «Большой вальс», вышедший, по совершенно злой иронии судьбы, в жутком 1938 году и уже успевший стать как многократным номинантом, так и обладателем премии Американской киноакадемии — Оскар, по праву награжденный за лучшую операторскую работу, ибо действительно не было равных ему в год выхода в прокат с точки зрения своего эстетического аудиовизуального совершенства.

Добропорядочному обществу строителей коммунизма, пережившем подряд две революции, принудительно-добровольную коллективизацию, восстановление народного хозяйства и умело прокрученное для вящей убедительности и устрашения ради через кровавое репрессивное колесо, изнывающее в некоторых своих регионах от голода и тяжкого труда на благо партии и ее усатого босса Джугашвили, просто необходимо было нечто яркое, блистающее и, желательно, воодушевляющее и не отягощенное тлетворной буржуазной западной идеологией, которая в любом своем виде, даже тщательно завуалированном, законспирированном, законсервированном и покрытом пеной эвфемизмов, представляла для правящего режима опасность социального разочарования и возможные попытки к бегству народа, которому по определению запрещено было убегать куда-либо, кроме как по сложной траектории осенних марафонов.

Обществу нужны были хлеб и зрелища и так называемые «союзнические» фильмы по примеру «Серенады Солнечной Долины» или «Большого вальса» давали за практически грошовую цену пир зрелищ, а хлеб… Для очень многих в те «роковые сороковые» единственным хлебом, которым можно было обьесться всласть, были кинематографические зрелища — своего производства, и — гораздо реже — чужого. Диковинные буржуазные творения, неведомыми путями попавшие на экраны СССР, идеологически совершенно безвредные(если что, то можно и чуть подкорректировать — надо думать, что современные представители MPAA многому научились у советских кинобонз) и сладостно-прекрасные.

Фильм «Большой вальс» стал первой режиссерской работой выдающегося французского режиссера-многостаночника Жюльена Дювивье в Голливуде, снискавшего мировую славу на нивах немого и звукового кино такими своими лентами, как «Голем», «Пепе де Моко» и «Анна Каренина». Дебют, безусловно, удался на славу, хоть над созданием фильма трудились также «неистовый эстет» Джозеф фон Штернберг, к тому времени успешно обосновавшийся в США и режиссер «Унесенных ветром» Виктор Флеминг, хотя кто какую лепту внес в общий целостный вид фильма «Большой вальс» так и осталось не очень понятным, ведь доминирующим творцом фильма стал именно Дювивье, который не только умело эстетствовал, но и поучал и развлекал.

Вдохновившись деталями биографии одного из ведущих австрийских композиторов классической музыки Иоганна Штраусса, Жюльен Дювивье создал не просто музыкальный фильм, а истинную феерию из музыки и всех существовавших на тот момент времени возможностей кинематографа, отчего, несмотря на свою черно-белую сущность, «Большой вальс» является ярким, вычурным и стилистически идеальным зрелищем, аудиовизуальным перформансом в лучших традициях старого Голливуда, не имеющем вовсе каких бы то ни было художественных промахов, хотя, конечно же, можно обвинить фильм в некоторых несоответствиях в биографических деталях, можно придираться и даже обвинять фильм в чрезмерном эскапизме его создателей, но это было бы просто бесполезным делом, унылым занудством. Этот фильм изначально и не ставит перед собой высоких задач байопика; это искусно вшитая в полубиографическую историю одного конкретного композитора сказка о силе человеческого таланта, любви и вдохновения. Искать в ней параллели с реальностью было бы делом неблагодарным и неблагонадежным.

Под аккомпанемент прекрасных мелодий Штраусса, звучащих в картине в обработке Дмитрия Темкина, под божественный флер оперных арий в исполнении Милицы Корьюс, «Большой вальс» и ныне не выглядит устаревшим и перезревшим. Великолепные и убедительно сыгранные главные роли Фернаном Гравеем и Луизой Рейнер стали украшением данного фильма, который на очень продолжительное время способствует повышению уровня позитива.

Фото Мария Роменская
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
9

Волшебная музыка автора "Сказок Венского леса" в обработке бывшего гражданина царской России Дмитрия Темкина (1894-1979), единственная роль в кино оперной певицы Милицы Корьюс (1909-1980) (так же эмигрантки из России), очарование 2-кратной обладательницы "Оскара" Луизы Райнер (род. в 1910) в роли жены Штрауса и, наконец, блестящая режиссура мэтра французского кинематографа Жюльена Дювивье ("Пепе Ле Моко", 1937, "Мари-Октябрь", 1959, "Анна Каренина", 1948, "Бальная записная книжка", 1937, "Голем", 1936, "Дьявольски Ваш", 1968, "Дьявол и 10 заповедей", 1962) - вот составляющие бешеного успеха этого фильма.

Премия "Оскар" за операторскую работу, 2 номинации - лучшая актриса 2-го плана (Милица Корьюс), монтаж.

Галерея

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить