Молодой денди Шарль Сванн занят поисками абсолютной любви. Женившись на Одетте де Креси, он уверен, что нашел свое счастье. Но спустя одиннадцать лет он начинает испытывать разочарование, а общение со сторонником однополой любви, бароном де Шарлюсом, только усугубляет его состояние. По мотивам романа Марселя Пруста «В поисках утраченного времени».
Экранизация, Драма |
Фолькер Шлендорфф |
23 февраля 1984 |
1 час 50 минут |
Экранизация одной из книг Марселя Пруста. Богатый, красивый, образованный, умный и интересный для многих невест страны мсье Шарль Сванн (Джереми Айронс) однажды встречается и тут же влюбляется в девушку Одетту (Орнелла Мутти). Единственная проблема – Одетта, скажем в соответствии с духом времени истории – куртизанка, а высший свет, в котором привык вращаться Сван, подобного бы выбора никогда не одобрил. Но что делать, если он сходит с ума от любви. Он решает с ней встречаться тайно. И девушка, зная свою силу над мужчиной, начинает принуждать его к женитьбе. Сван не может устоять и женится на шикарной, но падшей красотке. Это становится известно в обществе, которое его тут же отвергает – слишком скандальный поступок, особенно по тем временам. Сможет ли он жить и наслаждаться лишь собственной супругой? Сделал ли он правильный выбор? Сомнений у него не появляется даже на смертном одре.
В основе фильма лежит история из одной из книг Марселя Пруста, ни много, ни мало. История, скажем так, не совсем сложная, и из нее можно почерпнуть максимум то, что в конце 19-го века, возлюбленные вели себя ровно так же глупо и безрассудно, как и сейчас. Возможно даже еще более глупо и безрассудно. Становится вполне логичным тот факт, что кто-нибудь из-за неразделенной любви мог впасть в чахотку и вовсе умереть. Впрочем, Шлёндорфф не берет на себя обязательства следовать букве истории шаг в шаг, и позволяет себе вольности ради художественного результата. К примеру, порой кажется, что ему гораздо интересней подать рассказ в ракурсе внимания к общественному резонансу, чем препарировать природу страсти богатого героя.
Длинные сцены и планы время от времени бросают зрителя посреди истории и начинают тщательно впитывать подробности буржуазного года поведения, совершенно игнорируя какие-то моральные терзания отдельного человека. Совершенно восхитителен тут актерский состав, хотя и успех кастинга очень предсказуем. Потрясающей красоты и сексуальности Орнелла Мутти в пике своей зрелости, готова заставить изменить собственную жизнь любого. Джереми Айронс, которого можно тут застать в качестве начинающего, но уже популярного (после «Женщины французского лейтенанта») актера. И уже не очень молодой Аллен Делон все еще способен украсить собой любой фильм.
Оператором тут поработал знаменитейший Свен Нюквист, принесший с собой привычное ощущение камерности и элегантности. Будто тщательно вырисованные полотна мастеров 19-го века сцены просятся на стену любой художественной выставки. Но при этом картинка ни разу не набирается той степени пышности и красоты, когда начинается стадия пошлости. И, конечно, особого упоминания достойны костюмы и декорации. В особенности специалисты отмечают невероятного качества и оригинальности шляпы того времени. Фильм получил даже премию «Сезар» за костюмы и дизайн. Это может стать еще одним доводом в пользу того, чтобы попытаться разобраться в этом академическом упражнении по поиску Пруста в творчестве Шлендорфа.