Москва

Все отзывы о фильме Мой друг Иван Лапшин

1984, СССР, Россия, IMDb: 7.7

6.9
оценить
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Денис Горелов
Фото Денис Горелов
отзывы: 48
оценки: 40
рейтинг: 196
9

Средь покосившихся заборов, пионерских санпостов и гипсовых дискоболов в тру­сах бригадир угрозыска (Болтнев) ловит банду дебилов-убийц и ищет взаимности у актрисы погорелого драмтеатра (Русланова).

Финальный гоп-захват поганых выползней станет таким же эталоном грязного милицейского боевика, каким был «Французский связной» для американского криминального жанра, — в остальном Герман останется верен старопитерской литературной традиции превращать ядреные детективы в новые заветы и энциклопедии русской жизни. Его фильм — сентиментальный марш по большим людям в кепках и ратиновых пальто, которые в хронике двигались чуть быстрее, а оттого казались еще энергичнее, чем были на деле. Породе неправильных великанов, грубой и спешной выделки бритоголовых гладиаторов, дерганых, культяпых, смертных детей богов, рабов и жар-птиц, успевавших одновременно тягать гири, добывать дрова, хором петь глупости и делать большую историю.

Все культовые фильмы вялых новейших времен были притчами о силе — братской, эльфийской, матричной и маклаудской. Резкое поправение прародины большевизма так и не развеяло шершавой магии первой из них — песни о дикой, доброй, жаркой и классовой силе начальника провинциальной опергруппы. Восторжествовавшее в реформенной России гадливо-чистоплюйское отношение к 30-м всякий раз спотыкалось именно об эту корявую оду нагану, шахматам, козьей ножке и львиному сердцу волкодава.

9
1
...
1 мая 2006
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото Елизавета
Фото Елизавета
отзывы: 742
оценки: 1108
рейтинг: 542
7

мне фильм скорее не понравился. после "Двадцати дней без войны" ждешь и большего, и лучшего. к чему оркестр я не поняла. Миронов - мне многие говорили он здесь не такой, как в др. местах.. ничего особенного.. местами здорово - когда Лапшин в окно лезет, когда эпизод с рассказом про жену и тещу.. но много странного, ни к селу, ни к городу..лучше б Миронова зарезали насмерть.. а то как-то уже фантасмагория какая-то..

0
0
...
6 июня 2009
Фото rocky_plays_rocky
Фото rocky_plays_rocky
отзывы: 367
оценки: 367
рейтинг: 103
9

Настоящее погружение в 30-е и в людей того времени. Здесь почти не важен сюжет, здесь важны реплики, движения, слова, паузы, грязные улицы, предметы быта, лексика. Этот фильм настолько хорош, что фильма тут нет, это сразу же погружение в то время и в тех людей.

0
0
...
17 ноября 2013
Фото Виталий v
Фото Виталий v
отзывы: 117
оценки: 120
рейтинг: 100
9
Всё вместе. Все вместе

Историческая драма с элементами детектива и мелодрамы.
Фильм снят по повести "Лапшин" отца Германа - Юрия Павловича. У фильма большая предыстория. Первый сценарий картины, который назывался «Начальник опергруппы», был написан ещё в 1969 году. Съёмки по нему начались только в 1979 году. После начала съёмок сценарий переписали. Съёмочной группой проведена большая подготовительная работа по приданию фильму достоверности и реализма.
Главная цель фильма - передать дух эпохи 30-х годов. Действие фильма происходит в 1934 году в провинциальном городе Унчанске. Большая часть фильма была снята в городе Астрахани.
Главный герой фильма Иван Михайлович Лапшин (Андрей Болтнев) начальник уголовного розыска, призванный давить всякую мразь. В течение фильма он ловит реально существовавшую Соловьёвскую банду, убийц бессмысленных и беспощадных. "Какая там психология убийц, - говорит он, - душегубы". Убийцы вне закона, это Другие люди из криминального мира. Кроме убийц в фильме нет отрицательных персонажей. И мир коммуналок здесь не так пугающ. Все вместе, все одна большая семья. Фильм по-домашнему уютен. Там хочется жить. Ведь люди верят в большое светлое будущее, которое не зависит от денег и начальников. "Вычистим землю, посадим сад и ещё сами успеем погулять в этом саду".
Отличная игра актёров. Динамичная камера, чёрно-белая плёнка и использование тумана создают необычайно реальный эффект присутствия. Фильм дышит эпохой. Интересный многомерный сюжет и эффект полифонии. Отсутствие саундтрека компенсируется присутствием в кадре ярких сочных звуков. Колоритные персонажи. Классический любовный треугольник. И Андрей Миронов. Гениальный фильм.

3
0
...
26 июня 2012
Фото Левин
Фото Левин
отзывы: 36
оценки: 36
рейтинг: 25
9

Жизнь в Унчанске

Пересматривая в очередной раз эту картину (возможно, и любой другой фильм А. Германа-старшего), каждый раз, создаётся ощущение, что смотришь совершенно "другой фильм", при наличие знакомого сюжета. Вот эта история от имени человека, который вспоминает своё детство в 1930-х. Вот эта история начальника уголовного розыска города Унчанска Ивана Лапшина, короткий кусочек его жизни и жизни его друзей, товарищей и знакомых, снимающих " угол" в общей "коммуналке" у старухи Патрекеевны. Вот этот "поиск" бандита Соловьёва, отношения с местной актрисой, встреча с журналистом Ханиным. И весь этот "круговорот" сюжета, как точно заметили на первом просмотре фильма Элем Климов и Андрей Смирнов "что этот фильм смотреть невозможно", мотивируя эти слова тем, что это не фильм, а «броуновское движение». Режиссёра неоднократно упрекали в "очернении" действительности и "дегероизации" эпохи 1930-х годов. Критики фильма настаивали, что условия жизни и быт не могли быть такими жуткими, какими они отражены на экране. Картину порой относят к «антологии миниатюр», из которых соткан образ провинциального города и целой эпохи (сюжетные линии прерываются многочисленными микросюжетами). Как правильно замечает за кадром рассказчик: "мы всё тогда умели, всё могли". Сам Герман, наиболее точно и ясно высказывается о фильме: «Перед нами было два возможных пути — делать фильм приключенческий и делать фильм о любовном треугольнике. Мы не выбрали ни тот, ни этот, смешали оба направления — главным для нас была не детективная интрига, не любовная история, а само то время. О нём мы и делали фильм. Передать его — было нашей самой главной и самой трудной задачей». Примечателен выбор актёра на главную роль: Герман отмечал, что специально искал актёра на роль Лапшина «с печатью смерти на лице». Без личного соучастия, понимания, невозможно смотреть этот фильм: именно тогда, он раскрывается перед вами всеми " гранями". Герман создал картину о простых людях, простых ситуациях, направив на них большое, увеличительное стекло, выявив все их слабые и сильные стороны.

0
0
...
11 декабря 2017
Фото duesenberg Иванченко
Фото duesenberg Иванченко
отзывы: 13
оценки: 558
рейтинг: 17
9

Герман, как и многие другие служители муз, творил о детстве. Самая эфемерная пора, судьбоносная в жизни каждого и в какой-то момент надо осмыслить её, что уверенно идти в будущее. Толстой написал книгу. Шуман написал «Альбом о Детстве». Герман снял фильм.

Снято все это в завораживающем гиперреализме, просто не знаю, как можно добиться ТАКОЙ игры от актеров. Смотрится реальнее реальности, честное слово. Фильм очень автобиографичен, с комбинированной съемкой цветной камерой и ч/б, в целом «Мой друг Иван Лапшин» — кино не только отчаянно авторское, но, как не парадоксально, не «не для всех»

Я думаю, что фильм будет понятен и близок, если воспринимать творящиеся на экране действия, как память. Как-будто человеку залезли в черепную коробку и запечатлили на целлулоид, хаотичные воспоминания, образы…

Но самое интересное, что в итоге я увидел не только рассказчика, но и Эпоху. Людей. Жизнь. Время. Не важное, не судьбоносное в жизнях миллионов, просто отрезок времени с незнакомыми зрителю и близкими рассказчику героями.

Удивительный фильм.

3
0
...
25 марта 2008
Фото Катя Зарубина
Фото Катя Зарубина
отзывы: 4
оценки: 2
рейтинг: 4
9

Как удачно все эти размытости кадра (легкий, расслабляющий брак шосткинской пленки "Свема") сливаются с маревом городского мороза, с дымом буржуек, с парами дыхания одетых в шинели людей. Настроение подготовлено для явления мрачной сепии, этих выжимок времени, заставляющих поеживаться самого Аполлона, бога искусства и света. Интеллигентное ч/б в любой момент готово взять на себя привычную роль документалиста, но художник задумал иное, страшное, нечеловеческое дело. Вы видели, как на полуразрушенных старых фото способны странным образом проявляться призраки? В световых пятнах вдруг со всей очевидностью проступают лица давно умерших людей, и мы, не успев отвести глаза, отныне не знаем, куда от них деться. Довольно поймать один только взгляд из потустороннего мира, и жизнь вывернется наизнанку. Я чувствую, что Герман где-то со всем этим рядом. Его талант обернулся бы гениальностью, если бы обратился в сторону мистики, напрямую к играющей тьме. Его ведь там уже ждали, но силы небесные постановили: "Нет. Нам нужен Иван Лапшин".

0
0
...
31 октября 2017
Фото S.A.D.
Фото S.A.D.
отзывы: 8
оценки: 5
рейтинг: 3
9

При соприкосновении с материалом Германа понимаешь, как нам врут остальные режиссеры: они подают детали изображаемого мира избирательно, с навязчивостью известного нам теперь Архитектора "Матрицы". Я не думал, что "простая" человеческая правда, правда отношений, так сильно на меня подействует, и от нее, на экране, будет не оторваться. Ведь именно так, как Лапшин, выражают свои чувства благородные мужчины: смотрят "вкось", не желая обозначить свою привязанность взглядом, но тут же раскрывают ее в действиях – дрова привез, вниманием женщину окружил, а спустя время, ночью, полез в окно целоваться. Какие-то до нутра пробирающие, настоящие слова, реакции, действия и вновь удивительные слова. Черновой звук составляет в "Лапшине" сколько процентов? Никто не знает? Мне кажется, именно в этом фильме Герман пришел к идеальному балансу и чувству меры для составляющих своего стиля. Жизнь, разговоры людей мы воспринимаем свободно, как внедренные в видимое пространство свидетели. Вслушиваться в речь, словно бы ее убрали за стенку, нам предстоит позже: качество звука в последующем "Хрусталеве" и тем более в "Румате" выходит уже далеко за пределы нормы, и авторский стиль там скорее эгоцентрически самоутверждается, чем сообщает зрителю нечто талантливое. "Лапшин" – идеальное кино, поскольку это первое по хронологии произведение Германа, пронизанное идеальным намерением: передать время. Первое – всегда лучшее, и "Хрусталев" слабее. "Трудно быть богом" проигрывает изначально, в самом намерении: картина испещрена политическими заявлениями, в области искусства кино в первую очередь, а политика – дело само по себе не безупречное. Одно конкретное намерение может быть идеально воплощено только однажды. Тем системнее выглядит шедевром "Мой друг Иван Лапшин".

0
0
...
13 октября 2017
Фото Инга Сведенборг
Фото Инга Сведенборг
отзывы: 8
оценки: 7
рейтинг: 2
9

Алексей Герман – чемпион по срокам производства кинокартин. Хорошо, если на один фильм у него уходили годы, а не десятилетия. Одна из причин – предельный педантизм в отношении к деталям. Такой педантизм вымер, поэтому фильмы Германа нужно рассматривать в культурном контексте, как музейные экспонаты. Подобное виртуозно-ремесленное качество картин современная продюсерская парадигма отрицает. Метод Голливуда: набросить на массу деталей сеть профильных специалистов. Технология даст качественно выполненную коллективную работу, но пройдет мимо авторского инсайта, электрического стержня, который в секунду может изогнуться дугой и вырваться в запредельный полет, в поток невыразимого знания-силы. Архимед кричал, чтобы помнили. В инсайте современного высокотехнологичного "творца" (в кино это, конечно, режиссер), задействована лишь какая-то часть от общего объема коллективно перевариваемого материала. Узкий специалист не занят художественным преломлением поставленных ему задач; ведь само художественное преломление не может случиться в "узком" месте, оно всегда есть результат симультанного захвата авторским сознанием всех без исключения пластов двигающегося произведения. Специалист ищет функцию, прагматику, а не символы и эстетику; к тому же он не настолько безумен, чтобы принять вызов со стороны материала, чтобы вообще его увидеть! Это не румяный вызов на дуэль, речь идет о полной, тотальной ликвидации личного жизненного пространства автора и способности человека принять ответственность за формирование новых, общих с произведением границ.

0
0
...
24 октября 2017
Фото Dennis Strike
Фото Dennis Strike
отзывы: 7
оценки: 4
рейтинг: 2
9

Актеры, это ведь прежде всего люди, правда? Люди с талантом концентрироваться на своей волне, люди четкие, FM-диапазона. Но нет, дальше такое сравнение обрывается. Пусть лучше они будут ноты, точные ноты, складывающиеся в гармонии; разве что их ведь не семь, а гораздо больше. Хотя почему не семь? В фильме их действительно столько: Болтнев, Жарков, Филипенко, Миронов, двое женщин (Патрикеевна и Наташа) и один мальчик, зритель и автор в одном лице. Все остальные – фон (пусть не обижаются эти люди, вполне достойные), колорит, отдельные звуки, вплоть до секундных встреч с марширующим пионером на площадке трамвая или с собакой Каплей на пристани. Главные герои составляют партии: не шахматные из перипетий, а музыкальные из состояний; звук голосов переплетается с шумами, звуками предметов, словно двор Малого зала консерватории (попробуйте послушать этот фильм в хороших наушниках, а также пройти мимо дома № 13 по Большой Никитской улице). На самом деле лучше сказать так: режиссер создает из состояний людей плотный многослойный пирог, слои очень тонкие, но все они пропитаны какой-то одной таинственной "визигой", сообщающей "пирогу" ключевой вкус. Герману нужно было передать нерв: особую, резкую, болезненную интенсивность людей, повседневно существующих на резервах энергии. Физически они живут малым, духовно – большим: светлое будущее "садов" не навязанная пропагандой, а кристаллизовавшаяся в глубине души, победившая материю формула. В их внутреннем движении инерция минимальна, а скорость высока. Каждое их слово – поворот судьбы, они загружают себя в него целиком, полностью, без остатка; но революционный ритм зовет вперед, они прислушиваются сердцем, и, легкие духом, переносят себя в новые слова. Семь голосов полтора часа искали меня, и я резонировал, отзывался, но вернуться в свой мир подобным им, горячим и порывистым, я не смог. В 2017-м у человека жир, а не жар. Правда, еще не вечер. Еще не октябрь.

0
0
...
8 октября 2017
Фото Сергей Березин
Фото Сергей Березин
отзывы: 7
оценки: 6
рейтинг: 1
9

Странная судьба у этого фильма. Снят в начале 80-х, пролежал, невидимым, на полке Госкино до 90-х, показывает события 30-х, а настоящие уроки начинает давать начиная с 00-х. Картина – с большим приветом современным кинематографистам, о том, как вообще надо делать кино. Речь не о каких-то частностях, вроде сценария или, там, операторской работы. Это всё следствия. А причина – в УМ. Такую пометку, с негативной коннотацией, на полях сочинений ставил один очень хороший преподаватель литературы. Означает: "Уровень мышления". Определению такая оценка не подлежит, в доказательствах не нуждается. Но ведь страшная вещь!

0
0
...
22 октября 2017
Фото Кристи
Фото Кристи
отзывы: 8
оценки: 4
рейтинг: 1
9

Это большое дело для режиссера – вскрыть и зафиксировать в художественном фильме суть времени, от которого его отделяет уже не одна эпоха. Конечно, здесь надо понимать, что близкий исторический период воссоздать значительно труднее – границы еще зыбки. Показать воду за сушей, как и берег с реки – совсем не то же самое, что изображать диффузию двух соседствующих потоков, как оно бывает с зеленой и с синей водой. Вот, скажем, Tru Detective – потрясающий пример подобной работы: в 00-е гораздо сложнее показать 90-е, чем 60-е, понадобится высочайшее мастерство. Скрупулезность в подборе деталей времени впечатляет и в фильмах Германа, но царит здесь прежде всего неуемный дух режиссера. Духу действительно нужно тело эпохи, однако, проникая в него с помощью союзников – реквизиторов, художников, декораторов, дух проходит сквозь материю, он ищет души, чувства, семя времени. Благодаря Герману мы становимся свидетелями того, что прорастало тогда – в холод и голод, в бараках и коммуналках. Он зафиксировал главный ракурс борьбы. Герой того времени изо всех сил ненавидел рвань и грязь прошлого; но преодолеть, отслоить это прошлое гражданам требовалось именно изнутри. Смысл жизни не просто сознавался, он ощущался почти физически, как поршень, поднимающийся и высвобождающий внутреннее психическое пространство, в котором только и дано человеку по-настоящему жить. Значение борьбы, с ворами или нищетой, определялось степенью неумолимости этой борьбы, когда сжигалась вначале жалость к себе, и только потом жалость к другим. Чувства в такой ситуации становятся еще сильнее, временами зашкаливают, и только испытанный смысл, как лучший друг, помогает сохранить трезвость в самооценке. Память режиссера свидетельствует: никто не должен себя жалеть. И тогда мы станем чистыми, пройдем любое горнило, найдем свою землю; и песни о нас сложат – чтобы у того, кто поет, они не заканчивались. Песни отправятся вперед, в будущее, а мы – уйдем в сторону.

0
0
...
6 сентября 2017
Фото Moskitos
Фото Moskitos
отзывы: 8
оценки: 7
рейтинг: 0
9

Дали концентрат, сварили суп: много-много мелко порезали, а пару больших костей, времени или судеб, ломать не нужно, пойдут на бульон... Гляньте, котелок, навеки горячий, на стол с характерным (манера!) стуком выставили – нате, ешьте... жрите даже, только не думайте, что сможете что-нибудь выплюнуть... Ой! Хрень какая-то полезла, не моя, товарищи! Извините! Патрикевна, да сделай уже нам этот свой пирог с визигой, наконец! Вот, тоже судьба... почила в слове, эта хорда рыб...

0
0
...
24 октября 2017
Фото Lance
Фото Lance
отзывы: 7
оценки: 5
рейтинг: 0
9

Для роли Лапшина Герман искал человека "с печатью смерти на лице". Это говорят историки кино. Но понять, что именно на самом деле искал режиссер, не так ведь просто. Допустим, ему нужен был "участник боевых действий", контуженный, видевший много смертей и не способный задвинуть память их переживания глубоко в бессознательное. Смерть, как повязка пирата, только невидимая, перегораживает взгляд такого человека; смерть размещает свой трафарет, зигзагообразную черную молнию, на постоянное место в углу зрачка. Но нет, "контуженный", это было бы слишком просто. Герман в принципе искал лица, не затасканные по другим актерским образам. Болтнева-актера публика в 84-м не знала, а значит он мог, и должен был стать "документальным", а не постановочным начальником УгРо. Еще один вариант. Допустим, режиссеру нужен герой, которого убивают в фильме, а значит, ищем того, которого потом убьют и в жизни. Это было бы верхом режиссерского фанатизма. Хотя нет, маниакальным стремлением к достоверности (которым, как известно, отличался Герман) можно было бы считать лишь убийство актера режиссером сразу после фильма, чтобы уж точно «печать смерти» оправдала себя. Таких режиссеров все-таки, наверное, нет. Болтнев умер от инсульта только спустя десятилетие. Но и Лапшина в картине оставляют в живых. Что же тогда? Тяга к правде полезна тем, что избавляет от неправды. Я думаю, Герман искал не столько "печать смерти", сколько силу абсолюта, уничтожающего любые компромиссы, любую ложь; философский камень художника он искал, вот что. В лице Болтнева, чем дальше во времени, тем больше проявляется определенная суть. Как в лотке фотографа всплывает на фотобумаге лицо, так суть этого лица определяется во всей своей полноте постепенно, с течением времени. Чем больше лет требуется на "проявление", тем больше в сути энергии, тем она в принципе сильнее. Суть Лапшина-Болтнева рассчитана на столетия. Вот этому временному периоду и искал Герман соответствие. Он искал лицо, поглощающее время. Смерть – производная времени, ее предел в некоторой точке. Он искал не смерть, а интеграл смерти. В лотке режиссера реагентом плавает действительно смерть. Но из лотка мы вытаскиваем суть.

0
0
...
7 октября 2017
Фото LadyinGreen
Фото LadyinGreen
отзывы: 7
оценки: 5
рейтинг: 0
9

Удивительно, что в фильме столько слов, и ни одного пустого! Теперешние сценаристы не готовят свои слова профессионально; они нужны им лишь для увеличения общей массы забега предложений-физкультурников. Кто сейчас думает о том, чтобы рот героя не превращался в морской прилив, а служил для решения вполне конкретных задач? Дать эмоцию, продлить состояние, порадовать желанного зрителя остроумием, дать железно необходимую (а не какая сгодится!) информацию по сюжету, – задач же может быть огромное, неисчислимое количество! Сценаристов сейчас портит работа в сериалах, где тексты идут в расход хозяйственным мылом. Не жалко, настругаем и бросим в котел с грязным бельем. В нечищенные мысли, недозревшие истории от плодовитых создателей. Авось там все перемешается, и будет выглядеть как у всех. Но нет, не как у всех, к счастью. Вот, смотрите в "Иване Лапшине", и учитесь.

0
0
...
7 сентября 2017