Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Фильм
Жестяной барабан

Die Blechtrommel, Франция, Германия, Югославия, Польша, Хорватия, 1979Смотреть в
Реклама
Драма Фолькера Шлендорффа про зарождение фашизма

Годы зарождения фашизма. В Гданьске немцы начинают притеснять поляков и скоро полностью захватывают власть в городе. На фоне этих событий показана жизнь маленького мальчика, который протестует против такого положения дел. «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля, «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

  • Жестяной барабан – афиша
  • Жестяной барабан – афиша
  • Жестяной барабан – афиша
  • Жестяной барабан – афиша
  • Жестяной барабан – афиша
Исторический, Драма, Военный
18+
Фолькер Шлендорфф
2 мая 1979
2 часа 22 минуты
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Фолькера Шлендорффа

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Отзывы

9
antarcticville.livejournal.com
4 отзыва, 15 оценок, рейтинг 4
22 января 2009

На странном мальчике с барабаном, обменявшем всё на вечную молодость, сошлись и пальмовая ветвь, и оскар, и нобелевская премия постфактум, и в итоге образ культурного возрождения послевоенной Германии. Путь к пантеону литературных богов Гюнтер Грасс начал именно с этой книги, которая в 1959 году вынесла мозг всем, кто жил в разломах страны, искупавшей свой недавний стыд. Фолькер Шлёндорф с экранизацией прыгнул в другой, в кинопантеон, и пусть прыгал он с плеч Грасса, заслуги его это не умоляет, и кто-то бы из нас с таких плеч не прыгнул бы.

Собственно история мальчика Оскара, который помнит себя с утробы и с этого же момента осознает себя как личность, начинается аккурат с момента, что, когда ему три года отроду, в руках жестяной барабан, а скоро вторая мировая - расти далее невероятно западло. Мальчик Оскар, спрыгнув себя с лестницы, и не растет. Жестяной барабан и невероятной силы писклявый голос, способный разбить стекло - те медиумы, посредством которых Оскар начинает вскрывать хаос, абсурд и магию происходящего. И чем больше хаоса, тем сильнее и чаще Оскар мучает окружающих ломаными ритмами. На фоне войны и последствий её искупления, вокруг маленького героя и его близких разворачивается безумные бытовые истории взаимоотношений: от матери бляди сквозь кузину-любовницу до карликов и чада кровосмешения. И как бы родившись уже вполне самостоятельной личностью, Оскар проходит все стадии знакомства с жизнью, которые нужны даже таким умникам как он, и называется это просто - приобретением характера. За историей Грасса следить понятно приятно, но визуальные решения Шлёндорфа перемещают это зрелище в разряд великих, тех которые-не-забудешь-никогда. Магия встречает реализм, и это в кино.

В книге и в фильме таким здоровенным канатом идет линия противостояния искусства и войны. Мальчик Оскар на съезде мальчиков из гитлерюгенда, спрятавшись под трибуной, виртуозно сбивает с ритма узколобые марши, выдавая маткор чистой воды по размерам. После выхода фильма с Шлёндорфом пробовали воевать борцы с детской порнографией под другие узколобые марши, так как Оскара играет 11-летний Дэвид Беннет (впоследствии отличный театральный актером ростом полутора метра), который помимо прочих радостей творчества имитирует в фильме кунилингус со своей кузиной и проживает кучу других намеков сексуального характера. В итоге фильм бы запрещен к показу в фашисткой Канаде и таком прекрасном штате как Оклахома.

Грасс заканчивает книгу тем, что Оскар начинает играть джаз и походу оказывается в психбольнице, где и пишет свою автобиографию. Шлёндорф же бьёт Оскара по голове, и тот чудным образом опять начинает расти. Ну, то есть разница между послевоенным в 50-е и уже практически искупленным в 70-е стыдом наблюдается невооруженным глазом. Хотя до глубины такого решения можно копать долго и вырыть кучу нужных и важных пластов, доступны они, наверное, будут только тем, кому было по настоящему за все проиходящее неловко.

2
0
7
Кира Якк-Невенченко
52 отзыва, 78 оценок, рейтинг 81
22 марта 2011

Картина Фолькера Шлёндорфа отметилась, прежде всего, участием в основной программе Каннского кинофестиваля 1979 г., разделив первое место со своим основным конкурентом - фильмом небезызвестного Фрэнсиса Форд Копполы «Апокалипсис сегодня». Соревнование Европы и Америки в тот раз закончилось с «равным счётом». Сама Франсуаза Саган, известная писательница после премьеры фильма на большом экране в тех же Каннах, одарила режиссёра картины не только своей одобрительной улыбкой, но и, собственно говоря, главным призом кинофестиваля-золотой пальмовой ветвью.

История «Жестяного барабана» ведётся от лица главного героя Оскара, который начинает свой рассказ с самого начала своей непростой жизни. Мы становимся невольными очевидцами, начиная с момента его рождения и заканчивая тем периодом, когда он и его история уже уходят на второй план, будто, передавая эстафетную палочку следующему участнику. Оскар – ребёнок, которому довелось родиться в семье со странным и нетипичным поведением, одним словом, с совершенно иным образом жизни. Не зная точно, кто был его отцом: прихрамывающий военный офицер или же двоюродный брат его матери, Оскар жил в атмосфере материнской любви и ласки, но в то же время его недовольство можно было заметить хотя бы после того падения в погреб, в результате которого трёхлетний Оскар перестал расти, причём по собственному желанию, решив, что лучше ему было бы оставаться всю жизнь гномом. «Жестяной барабан» весьма многослойный фильм, и в нём очень много различных жизненных моментов, событий, которые происходят с главным персонажем данной картины. Сюжет также увязывается с периодом мировой истории, а именно началом становления режима фюрера и нападением гитлеровской Германии в 1939 г. на Польшу. И в этом плане очень интересно наблюдать за теми изменениями, которые происходили в жизни самих людей, вспомнить хотя бы тот эпизод, когда со стены снимают портрет Бетховена, а на его место вешают изображение Гитлера. Казалось бы минутное действие, но наряду с тем, многозначительное и небессмысленное.

Бить в барабан, когда тебе что-то не нравится и кричать, заставляя биться стеклянную поверхность – вот какими способностями обладал маленький Оскар. И если углубляться во всю эту странную историю, то можно сказать, что свои эмоции юный барабанщик, в основном, и выражал при помощи своего любимого музыкального инструмента, стараясь заменить существующий такт своим собственным, заданным.

Было время, когда в США, в одном из штатов «Жестяной барабан» запрещали к показу, обвиняя его создателей в пропаганде детской порнографии. Что ж, не спорю, в фильме присутствуют моменты, к которым можно было предъявить подобные претензии, причём именно эти моменты, на мой взгляд, и вызывают в дальнейшем странные ощущения, сопровождающиеся изменениями в мимике своего лица, проще говоря, непроизвольно морщишься от того, что видишь на экране. После просмотра «Жестяного барабана» мысли начинают приходить не сразу, что не скажешь о тех эмоциях, которые ассоциируются, в основном, с тем, будто перед тобой было что-то противное и жутко неприятное. Может, эти слова и кажутся уж слишком притязательными, но более точно описать свои впечатления не получилось бы. Но данное описание отнюдь не говорит о том, что фильм плох и не интересен. Порой более необходимым становится «пробить» зрительское восприятие, используя при этом как раз таки негативные (а бывает даже и неприятные) факторы. А в дальнейшем получается, что именно такой подход и оказывается результативным и выигрышным.

«Жестяной барабан» - фильм, о котором можно говорить много. Фильм, в котором также много можно найти тем, на которые приятно было бы поразмыслить на досуге, благо позволяет разнообразие. Но вот что самое интересное, так это то, что в этом фильме, на мой взгляд, трудно найти, собственно говоря, положительного героя. Наверно, для каждого из зрителей, он свой, ведь все мы смотрим неодинаково, в этом и заключается наша индивидуальность, только мы сами должны решать, кто в данном случае плохой, а кто хороший. А может, Вы его и вообще не найдёте? Что ж, всё может быть, всё может быть…

1
0
7
Anastasia_Stavrogina
163 отзыва, 225 оценок, рейтинг 269
15 сентября 2008

В сущности многое из того, что было сказано об «Оставленном багаже» можно отнести и к этому фильму. Хотя, этот острее. Но та же увязка—семьи, детства, взросления, любви и ее уродства, и войны. В сущности был затронут довольно значительный промежуток времени, потому что история начинается с того момента, когда «Бабушка, как обычно сидела в своих четырех юбках у картофельного поля…». Все женщины красивы—бабушка, мама, Мария, Розита—совершенно прелестная лилипуточка, настоящая женщина, погибшая при взрыве, когда она бежала за чашкой кофе перед отъездом. С любовью, что ли снято. Фильм, безусловно, сильный. Очень выверенная режиссура. Я имею в виду, что он тщательно проработан. Умелая манипуляция зрителем: если им надо показать те или иные аспекты жизни как нечто омерзительное, будьте уверены, они достигнут своей цели. У, какое же дремучее отвращение и раздражение вызывал Оскар, который все это и рассказывает—маленький ублюдай, который в один прекрасный день решил не расти, и перестал, а после этого стучал в жестяной барабан и дико визжал, когда ему что-то не нравилось. Но как и в «Божественном чаде» на женщине-то он и прокололся. После встречи с Марией он решил-таки расти. Маленькая скотина. Да и Мария, какого-то черта была к нему привязана. Играл он, конечно, беспрецедентно. Я так и не поняла, взрослый он был или ребенок. И если ребенок, то это вдвойне сильно. Мама его умерла, потому что съела много сырой рыбы, а съела она ее потому, что ее никто не любил.

1
0
7
MelodyCinefil
108 отзывов, 122 оценки, рейтинг 30
7 мая 2015

Я всегда рассуждаю о фильмах на предмет того, какое послевкусие они оставляют.
Жестяной барабан отозвался горечью, в перемешку с приторностью.
Идея о том, что противостоять изменяющемуся миру можно неизменностью сама по себе дегенеративна. Это одна из регрессивных стратегий поведения, отсылающая многих в детство. Детям все прощается, дети наивны и тд и тп. Маленький Оскар, обделенный страстью к развитию, но одаренный дурацким барабаном, застрял в 3-летнем возрасте. Кто более и менее слышал про возрастную психологию, знает, что именно в 3 года у детей выстраивается позиция отделения от матери, фактически, появляются зачатки личности.
Оскар все эти зачатки оставил в их зачаточном состоянии.

До некоторого времени он пользовался привилегией быть ребенком, но в скором времени ему это наскучило, когда он не смог получать желаемое.
Совершенно непостижимым образом он даже умудрился найти карликов и сдружиться с ними, что тоже не принесло ему особой радости.

Все эта абсурдная история развивается на фоне исковерканных отношений его многочисленных родителей, живущих в нацистской Польше.

Ах да Оскар талантлив - он умеет визгом разбивать стекла. Комок деструктивности в деструктивном обществе - яблочко от яблони....

Мне сложно делать какие-то заключения по фильму, он мне напомнил Монти Пайтон - грязный, саркастичный и абсурдный.

Но посмотреть стоит )

0
0
9
M_Thompson
1370 отзывов, 1411 оценка, рейтинг 586
7 мая 2015

История о том, как трехлетний мальчик, посмотрев на ужасы становления национал-социализма, и решил, что расти он не будет. Когда Оскар (Давид Беннент) родился, его мама (Ангела Винклер) пообещала ему подарить на трехлетие небольшой барабан, и сдержала свое слово. Однако Оскар, посмотрев на мир взрослых – пугающий, крикливый, жестокий – решил, что взрослым становиться он не хочет и перестал расти (он там, правда, упал в подвал и что-то себе повредил, если кому-то нужны медицинские подробности). Шли годы, все и всё вокруг менялось, оставался неизменным только Оскар, который ходил повсюду со своим барабаном, который никто у него не мог отнять – защищаясь, тот начинал визжать, что взрывало стекло в пределах досягаемости. Довольно скоро Оскар потерял свою мать – та встречалась со своим кузеном на стороне, и забеременела, но предпочла умереть, чем родить брата Оскару. А потом наступил конец 30-х, который принес Гданьску (или Данцигу) совсем другие времена, когда все вокруг сначала вновь изменилось, а потом рухнуло.

Самый известный, самый популярный и самый титулованный (он получил за него Золоту пальмовую ветвь на Каннском фестивале) фильм знаменитого немецкого режиссера Фолькера Шлендорфа. В основе лежит роман не менее знаменитого немецкого писателя Гюнтера Грасса, который лично помогал перенести собственную книгу на экран. Перенесено было, правда, только две трети книги. Сама по себе книга вышла в 1959 году и вызвала большой скандал. Широкие массы не были готовы ни к своеобразному образному языку, ни к жестокой тематике, поднимаемой книгой. Темы и язык, впрочем, с определенными изменениями, были перенесены на экран осторожно, но в практически том же виде сочетания национализма, бытовой жестокости и истории зарождения нацизма в Германии.

Оставлена даже нарративная схема повествования за счет скорее коротких эпизодов, в целом соединенных в общее повествовании о целом городе и его обществе (примерно, как у Феллини в «Риме»). В фильме так же много магического реализма, но за всеми этими чудесными нагромождениями абстрактных образов и визуальных метафор просматривается трагическая история о том, как целая нация теряет способность к самоопределению, превращается в марионеток, и причудливый мальчик-карлик в этом кукольном театре не только перестает быть уродцем, но еще и вырывается в передовые флаги движения. Конечно, наиболее сильное впечатление производит тут как раз исполнитель главной роли Давид Беннент, которому на момент выхода фильма в прокат было всего 12 лет, но который сыграл одну из самых сильных детских ролей в истории кинематографа.

Стилистический почерк режиссера тут имеет какую-то болезненную тенденцию к расставлению вокруг себя странных, диковатых, аляповатых декораций, но не из вещей, интерьеров и пейзажей, но массы людей и отдельно взятых чудных, ярких, хорошо прописанных персонажей. Порой Шлендорф пускается в какие-то гротескные оммажи немому комедийному кино Бастера Китона и Чарли Чаплина, размашисто наносит широкие политико-сатирические мазки пускает немного мелодрамы, но за всеми этими порой действительно забавными и смешными сценами сквозит бесконечная боль о трагедии нации. В фильме очень много планов, снятых с более низких, чем обычно, точек – режиссер помещает зрителя на высоту главного героя. А медленные, ползущие панорамы оператора Игора Лютера подчеркивают обреченность небольшого польского городка.

В Америке фильм не смогли принять и понять. Многие американские журналисты не разделили и не прочувствовали образность Грасса и Шлендорфа. Сыпались обвинения в запутанности аллегории, кто-то жаловался на сложность языка, из которого совсем не очевидно, зачем реакцией на становление нацизма является этот противный вопящий и постоянно лупящий в свой барабан мальчик. В американском прокате фильм с треском провалился. А вот дома и в Европе картина оказалась уместна и принята с большим восторгом. Кроме уже упомянутой, разделенной с фильмом «Апокалипсис сегодня», Золотой пальмовой ветви, лента стала кассовым хитом. На ряду с «Замужеством Марии Браун», она стала примером коммерческого успеха Нового немецкого кинематографа, который в те годы переживал пик популярности.

0
0

Подборки Афиши
Все