Киноафиша Москвы

Фильм «Пола Икс»

Pola X (1999, Франция)

5.5
оценить
Кино: «Пола Икс»
Кино: «Пола Икс»
  • 18+ 2 часа 14 минут
  • жанр
    Мелодрама
  • Дата выхода:

Писатель Пьер, сын только что скончавшегося дипломата, собирается сделать предложение Люси и вдруг знакомится с загадочной темноволосой молодой женщиной. Она утверждает, что Пьер — ее сводный брат.

Актеры

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Михаил Брашинский
отзывы:
503
оценок:
77
рейтинг:
949

Это — душераздирающий провал. Но провал такого таланта, что игнорировать его было бы полным безумием. Молодой автор скромной черно-белой картины «Парень встречает девушку» и блестящей «Дурной крови», Леос Каракс стал в конце восьмидесятых кем-то вроде гуру. Вроде Кортасара и Ника Кейва. Вроде последнего символа романтизма в мире, где уже почти все сведено к иронии. До кончиков волос современный (чего стоит один пробег-танец Дени Лавана под Дэвида Боуи), он брал не хлесткостью, а какой-то надрывной искренностью. «Дурная кровь» была волчьей кровью: алхимик и максималист, Каракс больше всего напоминал отбившегося от стаи одинокого раненого волка. По его фильмам казалось, что он гениален и несчастен. Ему хотелось помочь. Французское правительство помогло тем, что дало много денег на следующий фильм, премьера которого должна была совпасть с празднованием 200-летия Великой французской революции и отразить величие праздника. «Любовники с Нового моста» громко (и совершенно незаслуженно) провалились, лишив Каракса возможности снимать на целых семь лет. Прирожденный кинематографист, не способный ни на что другое, он, должно быть, ужасно мучился. Во всяком случае, «Пола Икс» — это рвотный поток признаний заложника, только что выплюнувшего кляп, взрыд, истерика. Все поставлено на карту. Напряжение режиссера так сильно, что его можно потрогать в пространстве перед экраном. Каракс видит себя канатоходцем, который в любой момент может сорваться. Он идет без страховки, неуверенно нащупывая дорогу. Мы следим затаив дыхание. Он срывается. Какой-то гениальный писатель, пишущий бездарную книгу. Какая-то его мать, с которой он, по всей видимости, сожительствует. Невеста — божий одуванчик, такая прозрачная, что сквозь нее видны осветители. Мрачная беженка-боснийка, самозваная сестра писателя, наваждением вырывающая его из комфорта и отдающаяся ему на заброшенной фабрике. Патлатый террорист, дирижирующий оркестром из синтезаторов и металлолома... Вся эта претенциозная бредятина. К тому же еще и экранизация романа Германа Мелвилла 1852 года «Пьер, или Двусмысленности» (название «Pola X» — акроним французского «Pierre, ou les Ambiguities»; «Х» относится к десятому варианту сценария), публиковавшегося до 1990 года с купюрами из-за инцеста. Что у человека в голове, когда он выбирает такой материал, — загадка. Где он был все эти семь лет, куда смотрел, на какие каналы настраивал телевизор? Самое обидное, что Каракс не виноват. Время иронии прошло, а без иронического фона горячечная искренность оказалась простым кликушеством. Что делать одинокому волку в супермаркете?

4
0
27 февраля 2001

Лучшие отзывы о фильме «Пола Икс»

Фото Георгий
отзывы:
709
оценок:
857
рейтинг:
2255
5

Как бы то ни было, но это - фильм очень важного режиссера

У него никогда не получалось уложиться в стандартный хронометраж, к которому уже привык зритель, - поэтому драматизм его фильмов подобен возведению числа в квадрат: трагичность действия лишь усиливается продолжительностью фильма. У него всегда получалось снимать фильмы, после которых большинство зрителей будет плеваться, уходить, так и не дождавшись финальных титров, выдавая при этом не слишком интеллектуальное "псих", в то время как лишь некоторое не слишком значительное количество зрителей будет ожидать его новый фильм с определенным томительным предыханием. Потому что Леос Каракс - особенный.

И пусть этот фильм о трансформации личности, трансформации такой необъяснимой, необдуманной, алогичной - не очень удивляет зрителя, аккуратно можно даже попробовать заметить, что фильм получился не слишком удачным. Визуально красивая картинка, приятное музыкальное сопровождение, интересные, нужно честно отметить, что лишь иногда, диалоги и драматизм развития сюжета, опять же нужно честно отметить, возможно, несколько вялый, - все же удерживают внимание. Леос Каракс при этом все-таки пробует воздействовать на зрителя определенными приемами. И в принципе понятно зачем это делает он. Не совсем, конечно, понятно зачем это делает Катрин Денев. Депардье-младший, безусловно, старается. Но получается это у него все-таки не очень убедительно. Очень конкретно раздражает актерская игра жены Каракса Голубевой, впрочем у нее такая роль; ее монологи на французском скорее больше похожи на румынский.

4
0
13 декабря 2012
Фото Алексей Швек
отзывы:
20
оценок:
24
рейтинг:
12
5

Марионетки в холодной темноте

В роскошном особняке неподалеку от Парижа живет молодой писатель Пьер (Гийом Депардье) вместе со своей матерью (Катрин Денёв) и кузиной, на которой он планирует жениться. Но главного героя совсем не привлекает буржуазный образ жизни со сквозящим призраком инцеста за каждой заколоченной дверью старинного замка. И когда во время одной из ночных поездок на мотоцикле Пьер встречает странную замарашку (Екатерина Голубева), а та представляется его пропавшей сестрой, литератор воспринимает это как прекрасный шанс кардинально изменить собственную жизнь.

«Пола Икс» - адаптированная к современности экранизация романа Г. Мелвилла «Пьер или двусмысленности», слово «Пола» в названии фильма является сокращением от оригинального заглавия книги ("Pierre ou les Ambiguities"), а «Икс» - это принятый окончательным десятый вариант сценария. Оператором Каракса выступил не Ж-И Искофье, Дени Лаван не засветился даже в маленьком эпизоде, главная женская партия, сиречь новая «муза» режиссера – живущая во Франции русская актриса Голубева – «досталась» Караксу по дружбе с литовским коллегой Шарунасом Бартасом.

Конечно, Голубева и Депардье – это не совсем Лаван и Бинош. Точнее «совсем не». И кажется, что новым героям не хватает той близости с постановщиком, которая позволяла Лавану, Пирье и Бинош вживаться в глубоко личностные картины Каракса, чувствовать происходящее так, как чувствует сам режиссер. Да, беженка Голубевой будет воркотать с русским акцентом длинные тяжелые монологи и примерно то же самое станет проделывать страдающий, узнающий жизнь, опускающийся в её кровавый поток герой Депардье. Но выглядеть они будут не более чем искусно управляемыми марионетками, тогда как лавановский Алекс действительно «жил».

Холод и темнота, постепенно сменяющие яркое, солнечное, зеленое лето по ходу действия картины лучше всего отражают окончательное впечатление от «Полы Икс». Со временем эти эмоции, конечно, изглаживаются, оттого и многие уже сейчас признают фильм классикой. Конечно, свои сильные моменты, типичные для К. брызжущие экспрессией и энергией кадры есть и тут – чего стоит хотя бы нойз-концерт на заброшенном заводе. Но они не дают того впечатления непрерывности и законченности, полноценной осознанности мысли, какое режиссер оставлял своими предыдущими работами.

1
0
21 марта 2010
Фото Joseph_Mon
отзывы:
62
оценок:
63
рейтинг:
40
5

Если фильм длится более двух часов, и если, конечно, это не блокбастер или ужасы, значит тут есть подвох. Либо все перетянуто, либо он насыщенный, либо подробно что-то разжевывается, либо режиссер заработался и не смог все вместить полностью. Но все картины, которые идут необычно длительное время, более среднего, все эти фильмы (с исключениями, конечно) заслуживают внимания.

Посмотрите сколько длится эта картина. «Пола Х» какой-то непроработанный фильм, все сцены как бы важны, но в целом, как мне увиделось, делают общую структуру дисгармоничной. Можно понять, если это сделано специально, чтобы отразить мир героя Депардье, который с течением сюжета становится нервным, разбитым происходящим вокруг него, но при этом к фильму возникает столько вопросов, что на них можно строить разные трактовки самого смысла фильма. Это на уровне понимания.

Самое, наверное, впечатляющее это несколько просто умопомрачительных кадров, какие-то с точки зрения фотографии, какие-то с точки зрения движения, визуального восприятия, какие-то психически воспринимаются очень остро, и все эти эпизоды, как вспышки сознания, все они очень важны для подчеркивания эмоциональной структуры фильма, настроения героев. В этом смысле фильм хорошо утащит внутрь и будет, наверное, все-таки мучить странными ощущениями, у кого-то приятными, у кого-то отталкивающими.

Но главная тема как раз из-за отсутствия (явных я не нашел, по крайней мере) подсказок, довольно размыта. С героем Депардье младшего по ходу фильма происходит несколько преобразований и в силу этого трактовка разная. Первая. Из буржуазного молодого человека, который проводит жизнь за катанием на мотоцикле и встречами со своей невестой, кузеном и сестрой-матерью (иначе и не ясно кем является героиня Катрин Денев для него), он превращается в несчастного, писателя-бомжа, без особых перспектив (сюжетных) в социальном плане.

Вторая. Из буржуазного молодого человека, со спокойной жизнью, и без особых напряжений главный герой превращается в морально раздавленного человека и собой, и происходящим, человека в котором живет непризнанный, отвергнутый в силу разных причин обществом, писатель. Человек, который теряет все.

Разжевывать сюжет скучное здесь дело, этим каждому следует заняться у себя в голове или личных беседах. Скажу лишь, что оба преобразования таят в себе много странного, что делает фильм очень неровным, и заставляет еще и еще раз пытаться в нем разобраться. Возможно, есть и другие изменения.

За мысленную основу взята тема инцеста, которую придется по ходу сюжета переосмысливать и пытаться пристроить по ходу сюжета в голове. Сложность в том, что в каждом практически персонаже более-менее важном скрыто много недосказанного и таинственного как в его прошлом, так и в поведении. Это делает картину внутренне нагнетающей и мрачной.

Невероятные сцены с бегом по лесу, на заброшенном заводе, где живут люди и там же, как бы в оркестровой яме (нижнем ярусе завода) играют «нойз» на барабанах, жестяных листах вырезают звуки, разрывают электрогитарой ритм, или же порнографичная сцена между братом и сестрой, поданная столь художественно красиво, — все они накручивают зрителя. Не могу оценить, просто хороший фильм-кроссворд, наверное с вот такущими кадрами. Визуально мне понравилось.

1
0
15 января 2010
Фото enlightened
отзывы:
446
оценок:
541
рейтинг:
77
1

больше всего этот фильм напоминает ночной кошмар психически больного человека: беспричинные эмоции на грани истерики, почти что отсутствующая логика происходящего; странные, агрессивные люди-привидения, бессмысленная и беспощадная безысходность, выбранная героями сознательно. крик отчаяния режиссера в трудно перевариваемой форме. зачем? не понятно.

0
0
17 декабря 2015
Фото kinomedved.livejournal.com
отзывы:
946
оценок:
965
рейтинг:
159
1

Хуёвое кинцо. Ни хуя не понятно, да и ни хуя не антересно понимать, понимашь. Лишь в самом конце появляется здесь некое подобие драйва (буквально што на пустом месте), а до этого тут была одна только серость и хуйня. Средина фильмы запомнилась разве што редкой для мейнстрима сценой секса в позе 69 (жалко, конечно, что не лесбийской, но спасибо уже и за то, что не пидарасской). Ну и Катюху нашу Голубеву (в означенной сцене, ясна пизда, именно она блистала и сверкала всякими там своими полудрагоценными местами – своими трогательными сиськами, своею милою пиздой и т. д.) всегда, хули уж там, приятно полицезреть. Во всём остальном (включая Денев с ее излишними престарелыми сиськами) фильму сию смотреть не очень-то халяво. Хуёво ее, прямо скажем, смотреть, вот чё. Даже совсем не нравящаяся мне новелла Каракса из хуёвого альманаха «Токио!» в чём-то позанятнее будет (там хоть Лаван его всегдашний есть) энтой хуйни. Пошла, короче, эта Пола в икс (или даже – на икс) – вот оно чё и вон оно, значица, как.

0
0
17 декабря 2011

Галерея

Главная фотография предоставлена пользователем: Nuriya Devletova