Киноафиша Москвы

Фильм «Стреляйте в пианиста»

Tirez sur le pianiste (1961, Франция)

5.6
оценить
Кино: «Стреляйте в пианиста»
Кино: «Стреляйте в пианиста»

Чарли Колер — тапер в баре, прежде — прославленный пианист. Он помогает своему брату Чико сбежать от двух гангстеров и теперь оказывается втянутым в преступные разборки.

Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Лучшие отзывы о фильме «Стреляйте в пианиста»

Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
538
7

Второй фильм одного из пап «французской новой волны», который даже во время титров поясняет, о чем же собственно будет картина. Трюффо показывает зрителю внутренности фортепиано «en marche», тем самым намекая, что несмотря на то, что вы сейчас увидите, как на вас все это повлияет, все это из-за того, что находится внутри. И так оно и получается. По форме «Стреляйте в пианиста» - это чуть ли не чистокровный такой себе гангстерский нуар – в жизнь одного обычного человека, пианиста в небольшой забегаловке, Шарля Колле (Азнавур), врывается его криминальный брат, нуждающийся в помощи. Нет, Шарль не бросается ему на выручку, но это уже никого не интересует. Лишь поверхностно и случайно прикоснувшись к криминальному миру, оказываешься в самом внутри страшных событий, затянутым туда словно водоворотом. За Шарлем и официанткой, в которую он тайно влюблен, начинается слежка, а затем и более активные действия, на которые они вынуждены отвечать.
Примерно то же самое, что и в первом фильме Трюффо «400 ударов», где не менее обычный паренек, волею судьбы, а также определенных социальных моментов шаг за шагом начинает спускаться, а-то и катиться кубарем, по лестнице вниз, в криминальную среду. Только «Стреляйте в пианиста» несколько менее автографичен, разве что Азнавур визуально несколько похож на самого Трюффо, да и его герой необыкновенно стеснителен, как и сам Франсуа. Еще, первые два фильма связывает, безусловно, самый младший брат неспокойного семейства – Фидо, чем-то похожий на Антуана или героев короткометражки «Шантропа». Опять же, тема сексуальности в соседке-проститутке необычайно близка и органично вписана во всю историю. Да и важен тут как раз не сам бандитский сюжет, а внутренняя составляющая, когда простой человек пытается противостоять окружающему миру насилия и ненависти и проигрывает в этой борьбе. Антуан в «400 ударов» бежит и прибегает к морю, Шарль теряет возлюбленную и окончательно замыкается на музыке.
Есть в этом фильме еще одна интересная тема, много лет спустя разработанная Джеймсом Тобаком в фильме «Пальцы». Однако, если у него герой пытается двигаться из бандита к пианисту и в конце думает, чьи же это пальцы у него – талантливого исполнителя или обычного рэкетира?, то у Трюффо путь обратный. Дело в том, что обычный пианист обычного бара не совсем обычен. В прошлом это - знаменитый Эдуард Сароян, слава о котором облетела если не весь мир, то уж страну точно, трагическая жизнь которого, приводит его к факту самоубийства жены и полного отречения от большого искусства. И герой Трюффо в конце сидит и размышляет уже о своей судьбе.
Может быть картина создана не с таким надрывом, как шедевр «400 ударов», но лишь потому, что главный герой максимально отстранен от эмоций. И лишь во время игры на фортепиано он может позволить себе выплеснуть то, что он думает, о чем он переживает.

PS: Отдельно хочется вспомнить потрясающий момент, когда один из гангстеров говорит «Клянусь здоровьем моей матери, если я не прав» и в следующий момент нам показывают, как пожилая женщина картинно падает замертво.

1
1
...
25 ноября 2010
Фото Алексей Швек
отзывы:
20
оценок:
24
рейтинг:
13
7

"Стреляйте в пианиста" - экранизация бульварного романа "Внизу" ("Down There"), второй фильм Франсуа Трюффо, который он снял через год после дебютной картины "400 ударов". И удивительно, в этой работе Трюффо показывает себя как разносторонний мастер.

Эдуард Сароян (Шарль Азнавур) когда-то был знаменитым пианистом, его узнавали на улицах, рисовали на портретах, но судьба распорядилась так, что теперь зовут его Шарли, и играет он хонки-тонк в дешевом баре для рабочих. Одним самым обычным вечером в баре появляется непутевый братец Эдуарда-Шарли и приводит с собой неприятности, которым суждено всколыхнуть прошлое бывшего маэстро и вывести на поверхность то, из-за чего талантливый музыкант оказался внизу.

На смену медлительному биографическому течению "Четырехсот" приходит легкий танцевальный мотив. "Стреляйте в пианиста" может показаться совершенно американским кино, детективом с легким налетом "новой волны" в виде резкого, рубленого монтажа. Но детективная история на деле - лишь второй план. План же первый - это борьба героя Азнавура с собой и судьбой, тонкой красной линией через которую проходит Женщина.

Трюффо трудно было заподозрить в излишней любви к слабому полу, взять хотя бы тетралогию Дюанеля. Вот и здесь женщины предстают не в самом прекрасном свете, и их несовершенство будто является составной частью проблем и комплексов протагониста. Впрочем, мужчины в фильме тоже особенную симпатию не вызывают. Все, кроме того, что играет на пианино.

0
0
...
23 февраля 2010

Галерея
Добавить фото

Главная фотография предоставлена пользователем: Гоша