Фильм

Фильм Жюль и Джим

Jules et Jim (1962, Франция), IMDb: 7.7

7.2
7.7
Жюль и Джим – афиша
Предоставлено пользователем: valery ovchinnikov
1/7

Накануне Первой мировой два друга и материализовавшаяся красотка разыгрывают нетривиальный любовный треугольник

СтранаФранция
Продолжительность1 час 50 минут
Дата выхода23 января 1962
Возрастное ограничение16+

Рецензия «Афиши» на фильм «Жюль и Джим»

9

Два друга, немец Жюль (Вернер) и француз Джим (Серр), беззаботно проводя время на богемном Монпарнасе начала ХХ века, влюбляются в скульптуру женщины. Скоро она материализуется перед ними в облике Катрин (Моро) и ответит взаимностью им обоим.

Работая над этим фильмом, Трюффо не знал слов «невыносимая легкость бытия», но именно ей посвящен этот неожиданно мудрый для 29-летнего режиссера кинороман о невозможности жить, повинуясь лишь закону свободы. История любовного треугольника в пересказе кажется банальной, но Трюффо придал ей восхитительный эпический размах. Окружающий мир стареет и теряет иллюзии вместе с героями. Беззаботный Монпарнас похоронен на солдатских кладбищах Первой мировой, а шутливая и ни к чему не обязывающая влюбленность таит в себе смертельный риск. Чувствам героев тесно в городах. Чтобы бытовые мелочи не отвлекали от главного, Трюффо выводит большую часть действия на природу, прекрасную и равнодушную. Недаром в названии фильма лишь имена мужчин. Катрин — это псевдоним; под ним скрывается ни больше ни меньше как сама вечная женственность, текучая и жестокая, создающая новый мир только ради того, чтобы погубить его и себя. Трюффо, чуждый любой дидактичности, учит получать наслаждение от боли любви: один ослепительный миг жизни стоит того.

1 мая 2006
7

У Вуди Аллена в "Вики.Кристине.Барселоне" герой Хавьера Бардема говорит, что "человечество за 1000 лет так и не научилось любить". Рискну предположить, что Аллен смотрел фильм своего французского коллеги.

Два закадычных друга встречают красивую, но взбалмошную и ветренную женщину, которая рушит жизнь и им, и себе. Героиня Жанны Моро влюбляется в каждого, с кем переспит, при чём разница между влюблённостями может занимать пару минут и одну соседнюю дверь. И нет никакого желания разбираться во всех этих метаниях, хитросплетениях психофизики героев и героини.

Наверное, глубокое личное непонимание подобного поведения и стало причиной того, что фильм вызвал в некоторых местах отвращение. Но, как и большинство отвратительных вещей, в этом он нашёл свою притягательность. Остаётся только позавидовать героям фильма, которые вот так спокойно, без запоев, истерик, убийств способны влюбляться друг в друга на протяжении всего фильма и не испытывать при этом ненависти. Надо этому поучиться.

В целом, понравились типажи: колоритные, настоящие, красивые. Способные испытывать понятные и искренние эмоции. Больше всех жалко Жильберту, способную ждать и любить всю жизнь. Редкое качество, которое в фильме задвинуто на второй план и никак не подчёркнуто.

Картинка смотрится отлично. Кадры документальной хроники о Первой мировой войне выглядят естественными и уместными с точки зрения хронометража картины.
Слегка внезапная концовка придаёт фильму большую осмысленность и оправдывает 1,5-часовую историю блядства. Кто-то должен был умереть, и хорошо, что умирает именно так.

19 апреля 2012
7

Не думал не гадал, а во время просмотра фильма, получил поддых. Целых два раза. Второй раз в самом конце, когда девушка-бабочка Катрин мчит на своем автомобиле по мосту с Джимом на пассажирском сидении. Нельзя сказать, что случившееся сложно было предсказать – страсти закручивались в тугой узел на кулаке, машина, управляемая в конец запутавшейся женщиной, которая хотела лишь любви, уже крутилась между деревьями, но Джим садится в машину, а я, с такой же уверенностью, смотрю фильм. И потом продолжаю смотреть, ну уже с выражением на лице в духе «Это – Дэниз. Она ничего не говорит. Она не идиотка. Просто пуста».
А первый... Довоенное время в фильме меня несколько даже усыпило. Нет, сами по себе те эпизоды чудесны, вихрь эмоций, устремлений, счастья, черт побери. Поиски, компромиссы и надежды. Дружба и любовь, такое бывает! Казалось бы. Нет, все это, конечно, замечательно, но в целом несколько не та «cup of tea», что я люблю. И тут, бац – война. Бац – переосмысление ценностей, отношений. Бац - фильм входит в совершенно другое русло. От первой половины остались только актеры, но даже не персонажи. Те сильно изменились. Стали более эгоистичными и ревнивыми. Взрослыми. Серьезными. А уж заворот отношений там вырисовывается – дамские романисты удавятся от зависти. Жюль любит Катрин, на которой женат и с которой у них очаровательная дочь. Катрин любит также и Джим. Катрин любит всех, но в данный момент хочет быть с Джимом, а Жюль настолько любит Катрин, что готов довольствоваться тем, чтобы просто видеть ее, быть рядом. Но у Джима и Катрин детей нет, зато есть еще один воздыхатель, с которым она также встречается. Джим и Катрин расходятся, но она так и остается центром всей этой вселенной, притягивая к себе все вокруг, как сверх-новая, а потом взрывается.
Фильм очень поэтичен. Несмотря на весь трагизм как ситуации в целом, так и отдельных эпизодов. Война показана в отстраненном виде – врезками документальной хроники (как у Рене или Тэсигахары), да и никакого дополнительного военного смысла не несет. По сути - это всего-лишь межа, разделяющая два мира, два времени, две половинки фильма. Разные национальности Жюля (австриец) и Джима (француз), в купе с геологически-географическими изысканиями в первой половине картины, дают неплохой повод подумать на тему геополитического символизма. Отношение внутри Европы до войны, столкновение стран, попытка дружить... но не хочется, если честно, притянуто все это. В конце концов, этот фильм – великая история о любовном треугольнике людей. Мне кажется, лучшая из тех, что я видел. Скажи «до свиданья». «До свиданья».

25 ноября 2010
5

Трюффо не смог воспроизвести никаких серьёзных доводов о героине Моро, как о необыкновенной женщине. Поэтому её великолепие предлагается считать аксиомой. Но в этом случае страсти двух мужчин по Катрин выглядят лишь сильным любовным головокружением с частичной потерей рассудка. На мой взгляд они просто унижают своё достоинство, не желая разбираться в сути ихнего странного любовного треугольника. Тем более факты, говорящие о неспособности Катрин к серьёзным чувствам, проявляются не единожды. Поэтому аннотации к фильму, говорящие о ней, как о женщине с двумя сердцами, которая любит сразу двух людей - чушь собачья. Нимфоманка, эгоистка, да ещё и имеющая проблемы с головой - вспомнить оба эпизода с нырянием в реку, или эпизод с пистолетом. В общем, тяжёлый случай, навевающий лишь сочуствие беднягам Жюлю и Джиму.

28 декабря 2011
9

Не красавица и не очень умна, но она настоящая женщина. Жюль очарован собственной женой настолько, что позволяет ей все, что той взбредет в голову, а в голове у Катрин черти давненько отплясывают твист. Она не приемлет стабильности и хочет эмоций. Дети и шале в горах не для нее. Там если и есть какие страсти, все приходится самой выдумывать. Вот к Жюлю приезжает старый друг Джим, и скучающая Катрин, которая давно живет с Жюлем просто так, потому что ребенок совместный есть, ощущает этот приезд как глоток свежих эмоций. Любовный треугольник, назревающий с тех самых пор, как Катрин возникла в жизни лучших друзей, оказывается неизбежен.

Конечно, краткие синопсисы одного из лучших фильмов Франсуа Трюффо следует начинать с того, что жили-были два друга Жюль и Джим, француз и австриец,… но Жанну Моро режиссер выводит главной в титрах, и посему я отдаю ей дань, концентрируясь на ее сюжетной арке. «Жюля и Джима» трудно классифицировать как кино о дружбе или любви, о любовном треугольнике или о парижской богеме. Это импрессионистская драма в духе «Новой волны», очаровывающая, как и ее заглавная героиня, и точно так же опустошающая после просмотра. Воспитанный на американском кинематографе, и впитавший его «дух саспенса», Трюффо гениальным образом объединяет всю легкость французской «новой волны», когда автор скорее снимает по мановению души, а не четко прописанному сценарию, с напряженностью триллера и драматизмом лучших любовных романов.

Здесь уместно будет пошлое сравнение женщины со стихией. Жюль, основательный и спокойный, словно древний японец у подножия Фудзиямы, ждет очередного приступа своей жены, ищущей лучшей доли, и познающей себя через связи с мужчинами. Джим неизменно идет на поводу у этой стихии, позволяя себя вовлечь то в затухающий, то во вновь бушующий вихрь. Непостоянность Катрин, раздражающая, почти феминистическая по тем последствиям, которая она несет, и патрирахатная в проявлениях, заставляет напряженно следить за развитием сюжета и каждый раз облегченно вздыхать, когда дружба Жюля и Джимы выдерживает очередной удар судьбы. Начинаясь как кино, стилизованное под двадцатые-тридцатые годы, оно все настойчивее обретает черты нуара, предвещая недоброе. Засыпают ли вулканы навечно и есть ли моря, где никогда не штормит?

То, что в шестидесятых воспринималось чуть ли не как анархизм, сегодня удобоваримо вписывается во французскую культурную традицию бесконечно ссылающихся друг на друга актеров, режиссеров, писателей, поэтов, художников. Так, «Жюль и Джим» являются экранизацией одноименной книги Анри-Пьера Роше, а сам фильм Трюффо в свою очередь окажет сильное влияние на множество последующих картин, как во Франции, так и далеко за ее пределами. Это история искусства и искусство в чистом виде, и при этом «Жюль и Джим», несмотря на свой винтажный флер, сегодня смотрится современно, свобода Трюффо в обращении со стилем по-прежнему авангардно, образ Жанны Моро актуально, а дружба Жюля и Джима нетленно.

29 декабря 2012
Все отзывы
Читайте также
10 любимых фильмов Сергея Соловьева
10
любимых фильмов Сергея Соловьева
10 любимых фильмов Сергея Соловьева
10 любимых фильмов Александра Миндадзе
10
любимых фильмов Александра Миндадзе
10 любимых фильмов Александра Миндадзе
Преступление без наказания: феномен жанра true crime, рассказывающего про поиски маньяков и других преступников
Преступление без наказания: феномен жанра true crime, рассказывающего про поиски маньяков и других преступников
Преступление без наказания: феномен жанра true crime, рассказывающего про поиски маньяков и других преступников
Онлайн-премьеры недели: «Клуб полуночников», «Восставший из ада», возвращение «Королевства» Ларса фон Триера
Онлайн-премьеры недели: «Клуб полуночников», «Восставший из ада», возвращение «Королевства» Ларса фон Триера
Онлайн-премьеры недели: «Клуб полуночников», «Восставший из ада», возвращение «Королевства» Ларса фон Триера
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость