Фильм

Фильм Виридиана

Viridiana (1961, Испания, Мексика), IMDb: 8.1

7.2
8.1
1/7

Драма Луиса Бунюэля. «Золотая пальмовая ветвь» в Каннах

Монашка Виридиана, перед тем как полностью посвятить себя Богу, соглашается погостить у богатого дядюшки. Дядюшка, едва ее не изнасиловав, вешается, а идеалистически настроенная девушка решает использовать неожиданное наследство во благо сирых и убогих, устроив в доме приют. Но сирые и убогие будут еще и поопаснее покойного дона.

СтранаИспания, Мексика
ЖанрыДрама
РежиссерЛуис Бунюэль
Продолжительность1 час 30 минут
Дата выхода16 мая 1961
Дата выхода в России9 июня 2022
Возрастное ограничение16+

Специальные предложения

Скачать приложение
Подарочные сертификаты
Июнь

Рецензия «Афиши» на фильм «Виридиана»

9

Монашка Виридиана (Пиналь), перед тем как полностью посвятить себя Богу, соглашается погостить у богатого дядюшки (Рей). Дядюшка, едва ее не изнасиловав, вешается, а идеалистически настроенная девушка решает использовать неожиданное наследство во благо сирых и убогих, устроив в доме приют. Но сирые и убогие будут еще и поопаснее покойного дона.

Своеобразное послесловие к «Назарину» и репетиция «Тристаны» (если платиновую блондинку Пиналь позже сменит Катрин Денев, то Фернандо Рей так навсегда и останется похотливым дядюшкой), «Виридиана» была сделана долго отсутствовавшим на родине Бунюэлем по заказу Франко, но диктатор жестоко обманулся: готовый фильм был немедленно запрещен испанской цензурой, а заодно проклят Ватиканом (при этом получив «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах). Вечный мизантроп и антиклерикал Бунюэль здесь максимально жестоко, при минимуме выразительных средств, в строгой, гораздо более классицистичной, чем в его последующих французских работах, манере ставит этому миру двойку. Оплеухой наотмашь он отвечает еще не избытому в те годы итальянскому неореализму с его культом честных бедняков и святых маленьких людей, святость представив как экзальтированную наивность, а бедность — как разлагающий порок, который заставит не только вцепиться в руку дающего, но и с аппетитом ее сжевать.

5 мая 2007
9Монахиня

Виридиана — молодая послушница, готовящаяся стать монахиней. За несколько дней перед постригом Виридиана навещает своего дядю, и этот визит приведет к самым необычным последствиям в жизни Виридианы.

Фильм «Виридиана» 1961 года является одной из наиболее известных и скандальных в свое время режиссерских работ Луиса Бунюэля, ведь довольно долгое время эта картина былла запрещена в родной для режиссера Испании и подверглась остракизму со стороны Ватикана. «Виридиана» — это по своей сути фильм-притча, пропитанный религиозным духом, фильм, в котором затронуты темы невинности и жертвенности, силы веры и расплаты за нее, искушении и человеческой греховности. Виридиана — чистая и невинная дева, душа и плоть которой противятся искушениям, она стремится помочь ближним, которые принимают ее помощь как данность и предают ее, подобно Иуде в Саду Гефсиманском. Данная картина буквально переполнена отсылками к Библии, соединяя в себе тем не менее и реализм, столь несвойственный стилю Бунюэля.

Сильвия Пиналь блестяще сыграла Виридиану, создав противоречивый и полный духовности образ, невероятно сложный в своей актерской технике. Также превосходно справились со своими ролями Франсиско Рабаль и Фернандо Рей. Операторская работа Хосе Фернандеса Агуайо полна нестандартных и стильных ракурсов, умело играя черно-белой цветовой гаммой в картине, соединяя психологизм и метафорическое наполнение. Необычным в картине является и саундтрек, написанный композитором Густаво Питталугой и создающий в ней постоянный и подчас резкий контраст.

Я рекомендую эту великолепную картину всем поклонникам авторского кино, киноклассики и ценителям творчества Луиса Бунюэля.

29 сентября 2014
7

В фильме наверное можно найти что-то антирелигиозное, и классически бунюэлевское антибуржуазное, но самое важное, что героиня фильма закончила тем же, с чего и начала: смятение, неуверенность, и неприятие себя. А этапы фильма действительно профессионально провели её через этот небольшой и важный лабиринт. Правда показалось, что сюжет немного провис в середине, ибо от приторности поведения главной героини, почувствовавшей себя "педагогом Макаренко", стало скучно. Ну а наряду с историями про дядю и про бомжей к этапным событиям можно смело относить и само изначальное решение покинуть монастырь, пускай и на несколько дней. И никакой якобы приказ матушки-настоятельницы здесь не являлся истиной в конечной инстанции. Словом, бедная красавица Виридиана!

15 ноября 2011
5

"За парадным столом со скатертью, изгаженной вином и жиром, в господском доме пируют, блудят, дерутся, харкают слепой, прокажённый, хромой, шлюха, беременная нищенка и прочая жадная, злобная и подлая шваль, которую приютила поневоле отвергшая монашество Виридиана в поместье своего дяди дона Хайме... Кадр застывает, когда одна из девок "фотографирует" нищих, закинув юбки на голову, и оказывается, что его композиция — один к одному "Тайная вечеря" Леонардо."
Михаил Трофименков

Мир чудовищен. Быть может, он гораздо чудовищней, нежели наше воображение в силах нарисовать. Человек способен достичь наинизшей точки нравственного падения - это очевидно каждому, кто ещё не утратил способности мыслить и чувствовать.

Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом. Он даёт человеку шанс. Мизантроп Бунюэль – нет. Думаю, не ошибусь, если предположу, что автор бьёт этой картиной все рекорды численности босховских харь на экране. Едва ли кто-то из персонажей способен вызвать сострадание или хотя бы понимание. Люди безнадёжны, и даже, казалось бы, малозначительный эпизод с двумя собаками - то есть, ещё до завершения фильма, - окончательно утверждает в мысли о тщете каких бы то ни было усилий. Здесь нет и следа сопротивления злу, да собственно и добра нет (даже под стремлением Виридианы совершать добро видятся лишь слепота и глупость, и в этом - одна из злых насмешек автора), и шансов на спасение – ни малейших. Идея известно куда вымощенной благими намерениями дороги, а также проваленного человечеством "экзамена" на человечность впоследствии будет не раз принята на вооружение и по-разному обыграна кинематографистами.
Всё было встарь, всё повторится снова. Но вряд ли сладок узнаванья миг.

Бунюэль черпает сюжеты в сновидениях, но "Виридиана" невероятно, пугающе реалистична. При отсутствии откровенных сцен фильм вызывает ужас и омерзение, и в то же время восхищение простотой формы, безупречностью исполнения. Посмотрев фильм в Мехико, Витторио Де Сика вышел из зала в ужасе. А что, если режиссёр того и добивался – ужаса и омерзения?

Так какую же цель всё-таки преследовал автор, создавая свою "Виридиану"? Неужели отомстить иезуитам – вчерашним своим злополучным наставникам - за обмороженные уши, пальцы, ноги; за стояние на коленях; за вечную слежку? И как лучшее средство бывший ученик иезуитского колледжа избрал парафраз "Тайной вечери" и прочие великолепные кощунства. Вот только залепил-то он от души пощёчину одним, а багровый след от удара отпечатался и на лицах других.

Намеревался выразить протест?
От перемены мест слагаемых сумма не меняется. То бишь, от того, выходит ли "репортаж" о значимых для верующего человека связях, событиях, атрибутах из-под пера (кисти и т.д.) безусловно талантливого художника, писателя, кинорежиссёра - мастерски, эффектно, или же - грубо и примитивно - передаётся воинствующими феминистками, вернее бездарным убожеством ака PRiot: разница лишь в форме выражения якобы социального, политического, антиклерикального (да хоть как "панк-молебен") протеста, что по сути – одно и то же, да и не ново со времён появления "Истории о повешенном, или Истории Йешу из Нацрата".
Что ж, по "подвигу" и награда: кому-то - отлучение от Церкви и Золотая пальмовая ветвь, другим же – арест и сомнительные комплименты.

П.С. Информация к размышлению.
"Сидят как-то в аду, в одной камере, писатель и убийца. И вот заходит к ним демон и, обращаясь к убийце, говорит, что его мучения закончились, и он может быть свободен.
- Как?! - возмущённо кричит писатель, - человека, который убил стольких людей и просидел в аду всего несколько столетий, вы отпускаете, а меня - всего лишь писателя - держите здесь уже тысячелетия! Справедливо ли это?!
- Видишь ли, - отвечает демон, - и этого убийцу, и имена его жертв за прошедшие века забыли даже их потомки, а вот тебя помнят, так как книги твои развращают души до сих пор..."

13 июля 2012
Все отзывы
Читайте также
Кинопремьеры недели: «Одна», «Пропавшая», «Американская „мечта“» и «Два холма. Фильм»
Кинопремьеры недели: «Одна», «Пропавшая», «Американская „мечта“» и «Два холма. Фильм»
Кинопремьеры недели: «Одна», «Пропавшая», «Американская „мечта“» и «Два холма. Фильм»
13 не самых очевидных боевиков из 90-х, на которых выросли миллениалы
13
не самых очевидных боевиков из 90-х, на которых выросли миллениалы
13 не самых очевидных боевиков из 90-х, на которых выросли миллениалы
10 лучших романтических аниме
10
лучших романтических аниме
10 лучших романтических аниме
Лучшие российские комедии
Лучшие российские комедии
Лучшие российские комедии
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость