Киноафиша Москвы

Фильм «Поезда под пристальным наблюдением»

Ostre Sledovane Vlaky (1966, Чехословакия)

4.5
Кино: «Поезда под пристальным наблюдением»
Кино: «Поезда под пристальным наблюдением»

Во время немецкой оккупации молодой парень Милош становится помощником станционного смотрителя, намереваясь работать поменьше, отдыхать побольше. Но рядом идет война, и рано или поздно она напомнит о себе…

Отзывы пользователей о фильме «Поезда под пристальным наблюдением»

Фото A.
отзывы:
13
оценок:
1425
рейтинг:
20
7

Потрясающей силы и красоты операторская работа. И этот ракурс, с которого сняли войну, без мелодрам или эстетизации жестокости. Тихое, внимательное к деталям, очень личное кино.

2
Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
506
9

Война гремит где-то там, за горизонтом, практически не докатываясь своими жуткими волнами до небольшой чешской станички, куда молодым специалистом в местное депо назначают студента Милоша (Вацлав Нецкарж). На работе паренек знакомится с очаровательной проводницей (Йитка Бендова), в которую влюбляется со всей силой, на которую способна молодая душа, но и со свойственной же юности пылкостью с треском проваливает свой первый же сексуальный опыт. Старшие друзья советуют не отчаиваться (парень чуть не покончил с собой на фоне унижения) и дают разные по степени полезности советы – думать о футболе во время секса, к примеру. Милош же решает поднакопить опыта на любовном фронте и пускается во все тяжкие. Тем временем, пусть герои и стараются не замечать военных реалий, партизаны готовят акцию и просят работников депо о помощи. Соглашается, конечно, Милош. Очаровательный, трогательный, тонкий, грустный и смешной фильм, с которого не только началось самостоятельное творчество великого, величайшего чешского режиссера, но и который стал важнейшим событием в так называемой «чешской новой волне».

Сколь невинен и наивен сам фильм, столь же невинны и наивны его персонажи. Дед Милоша погиб пытаясь остановить силой гипноза немецкие танки, к примеру. Да и в целом, если не вдаваться в моральные тонкости - «Поезда…» - это фильм о хрупком состоянии невинности, о ее потере и всем, что с этим связано. Как бы пошло это ни звучало – у Менцеля не было и практически никогда не будет ничего хотя бы отдаленно напоминающего пошлость. Да, в сухом остатке получается, что кинематограф видел не мало фильмов о молодых людях, которые терпели крах на сексуальном поприще, когда с дрожащими коленками туда залезали, но подавляющее большинство подобных фильмов лучше бы не было снято вообще, тогда как Менцель дает понять, как на самом деле с этой темой можно обходиться. Без смущения, но и без пошлости. Без ханжества, но и без лишней натуралистичности. Без глупости, но и без скучных нравоучений. Плюс ко всему, «Поезда…» - это фильм еще и о войне, хотя зрителя может смутить тот факт, что войне тут уделяется довольно мало внимания. Но это ровно тот же эффект, что и с персонажами фильма, которые изо всех сил стараются не замечать войны, но при этом, если будет нужно, без всяких споров и раздумий, ради правого дела, положат жизнь.

Нет ничего удивительного в том, что фильму дали Оскар за лучший фильм на иностранном языке. А ведь, что удивительно сейчас, картину долго тянули перед производственным процессом. Насколько известно, Менцель изначально на роль режиссера не планировался и снял этот фильм почти специально, после того, как несколько других более опытных авторов отказали студии «Барандов». Не должен был сниматься в главной роли и Вацлав Нецкарж, однако после нескольких перестановок (говорят, Иржи Менцель, который ко всему прочему еще и прекрасный исполнитель, сам подумывал сняться в роли Милоша) начинающий молодой актер снялся в фильме начинающего молодого режиссера по роману Богумила Грабала. То, что значит союз Менцеля, Нецкаржа и Грабала знают все, кто хоть как-то следит за творчеством чешского режиссера – режиссер и писатель снимут вместе чуть меньше десятка фильмов. И пусть не все из них можно с гордостью считать достоянием чешского кинематографа, но те, что удались, с лихвой окупают все промахи и не удачи. Так, почти случайно, начался долгий путь Менцеля в европейском, а-то и мировом, кино. И пусть он не так знаменит и известен, как его соратники по «новой чешской волне» Хитилова и Форман, но из них троих, Менцель - самый добрый.

0

Галерея

Информация от прокатчика

Информация предоставлена XXXV ММКФ

1944 год. Оккупированная фашистами Богемия. На маленькой железнодорожной станции начинает работать молодой паренек Милош Грма. Забыв о войне и партизанском движении, он полностью отдается любви и попыткам найти себя. Но Восточный фронт приближается, и немецкое командование отдает приказ взять под особое наблюдение все поезда, идущие в сторону фронта... В картине органично сочетаются комедия, трагедия, фарс, эротика и сатира, натурализм и абсурдность.