Москва

Фильм
Хроника пикирующего бомбардировщика

1967, СССР, Россия, IMDb: 7.5

7.0
оценить
Режиссер:Наум Бирман
0+
1 час 18 минут
Дата выхода в России
19 мая 1968
Дата выхода в мире
1 января 1967

Военная драма про летчиков эскадрильи бомбардировщиков

Летчики эскадрильи бомбардировщиков в перерыве между боевыми вылетами мечтают о будущем, пишут письма домой и даже изготавливают по собственному рецепту ликер.

Актеры

Режиссер фильма «Хроника пикирующего бомбардировщика»
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Лучшие отзывы о фильме «Хроника пикирующего бомбардировщика»

Фото 17x17
Фото 17x17
отзывы: 258
оценки: 293
рейтинг: 170
7
Незаслуженно обделённый эфирным временем фильм.

Белоруссия, 1944 год. Полк бомбардировщиков Пе-2 просто затерроризирован немецкими истребителями "Фокке-вульф", базирующимися где-то неподалеку. Пока стоит нелётная погода, каждый развлекается как может - кто-то играет в настольный хоккей, кто-то рисует, а кто-то отсыпается. Гордостью эскадрильи являются экипажи лейтенантов Червоненко и Архипцева (Г. Сайфулин). Командование, решив найти так досаждающий аэродром фоккеров, останавливает свой выбор на первом экипаже и отправляет его в разведывательный полёт. И пока он отсутствует в полк приходят радостные известия об освобождении его родного города - Пинска. Радостные летчики ищут спиртное чтобы отпраздновать, но вместо него в местный военторг привозят малиновый сироп. Правда это не останавливает радиста Соболевского (О. Даль), который слив гидравлической жидкости из шасси самолета изготавливает чудный ликер "Шасси", приходящийся по вкусу всей эскадрилье. В самый разгар веселья, в полк приходит грустное известие о гибели Червоненко и теперь для экипажа Архипцева поиск немецкого аэродрома становится делом жизни, а не делом чести...

История про молодых парней оказавшихся на войне. В той, мирной, жизни они могли бы быть стать известными скрипачами, художниками, учителями - они ведь по-прежнему любят, спорят, смеются, поют, дерутся, играют в футбол консервной банкой, но теперь еще вынуждены улетать в небо, чтобы, возможно, уже никогда не вернуться.

Если спросить у любого - какой советский фильм про летчиков времен Великой Отечественной он знает, уверен что большинство назовет "В бой идут одни старики" Леонида Быкова, а вот "Хронику пикирующего бомбардировщика" вспомнит не всякий. И это весьма несправедливо. Да, фильмы действительно очень похожи. Оба про самолеты, оба про поколение, которое в свои неполные двадцать уже считалось на фронте "опытным", оба с юморком, больше всего напоминающем фронтовые байки, в обоих фильмах есть просто наиколоритнейшие механики (Алексей Смирнов и Николай Трофимов). Но если "В бой идут одни старики" - чёткая советская лента, там где идя в атаку все поголовно кричат "За Сталина" и роль коммунистов первостепенна, то в "Хронике" есть что-то другое, незримой нитью проходящее через весь фильм и выражающееся философским монологом Олега Даля:
"Одна мысль не даёт покоя… Когда на фашистском аэродроме приземляется самолёт и какой-нибудь Вебер вытаскивает из люка окровавленное тело какого-нибудь девятнадцатилетнего Ганса, какие чувства испытывает он? Плачет ли он? Кричит ли он по ночам? Есть ли вообще у врага человеческие чувства? Ведь он родился нормальным, обычным человеком, а не фашистом. Любовался Дюрером, слушал Моцарта и читал Гейне… Куда всё это девается, когда вместо Дюрера приходит фюрер?"
Включайте голову, друзья...

Да, кстати, Леонид Быков тут тоже принимает участие... в качестве озвучки голоса механика Осадчего (совсем молоденький В. Ильичев) - трудно понять, зачем Науму Бирману был нужен именно хохляцкий говорок.

3
0
...
19 апреля 2011
Фото киноисторик
Фото киноисторик
отзывы: 118
оценки: 118
рейтинг: 1
10

Художественный кинодокумент о буднях обычной ремонтно-посадочной учебно-военной авиа-базы, где процветают скука, криминал и пьянство под контролем занятых только выполнением коммерческого тех-оборон-заказа высших чинов. Блатные юнкера развлекаются как хотят, организуя воздушные спортивные состязания в условиях тумана, в результате которых гибнут простые хорошие летчики, атакуемые сразу несколькими истребителями на забаву будущим героям-победителям. Командование, зависящее от корпорационных заказов недовольно, поскольку количество профессиональных толковых испытателей-штурманов сокращается, а балагурные соколы, которых бравые полковники и майоры боятся серьезно наказывать за эти преступные нарушения из-за страха лишиться должностей, умеют только волочиться за работницами таборного гарнизона и устраивать пирушки в честь оккупационных "подвигов". В "хронике пикирующего бомбардировщика" описывается реальный трагический случай из фронтовой" практики того времени. Экипаж лишается опытного штурмана из-за тупого развязного унтер-капитана, который отправил их товарищей в самоубийственный рейс и, к тому же, написал рапорт, в котором обвинял во всем самих летчиков. Друзья погибшего возмущены цинизмом фашистского офицера, который списывает свою некомпетентность и безответственность на "войну". В результате происходит стычка и молодых перспективных ребят наказывают и затем поручают им заведомо смертельное задание, оканчивающееся катастрофой из-за, скорее всего "неисправленного" двигателя, который денщик-ремонтник заранее "проверил" по приказу своего командира. В фильме показано, как практичное штабное руководство прячет на гауп-вахтах (в лагерных окопных бараках) нужных им для тестирования оборудования специалистов из числа "рабоче-крестьянской интеллигенции", отдавая их на расправу знатных любителей варварских забав-аттракционов (воздушных неравных боев, где на русских летчиков-гладиаторов ставили как на коней) только после окончания промышленно-оружейных "экспериментов". А пижонов-орлов из элитной эскадрильи, которые трезвыми и без сопровождения опытных пилотов в самолет никогда не садятся, "наказывают" формальными арестами с последующим награждением за то, за что по уставу им полагается трибунал. Под видом "обнаружения и ликвидации вражеского аэродрома" в действительности показывается, как уничтожались "распахивались" гулаговские лагеря с крепостными зеками и хуторскими жителями, чтобы "ни одна сволочь не сбежала". И за это казаки-бомбардировщики на кировских фокерах, которые разрисовывали в разную символику для голливудской хроники, получали звания и привилегии с их кураторами-командирами. А просидевшие на закрытых комфортабельных базах чекистские отпрыски, за которых всю черную работу выполняли "рабочие войны", становились летописцами-художниками "великих имперских сражений" во славу скандинавского божества (ильича в землянке).

0
0
...
29 апреля 2020
В духе «Хроника пикирующего бомбардировщика»
Читайте также