Фильм

Фильм Долгие проводы

1971, СССР, Украина, IMDb: 7.6

Выбор «Афиши»
7.1
7.6
© Одесская киностудия
1/18

Мелодрама Киры Муратовой про стареющую мать и взрослеющего сына

Вечный сюжет: стареющая мать и взрослеющий сын. Он рвется уехать к отцу, она страдает. У нее еще есть ухажеры. Но Саша дороже всего.

СтранаСССР, Украина
Продолжительность1 час 35 минут
Дата выхода1 января 1971
Дата выхода в Россиииюнь 1987
Возрастное ограничение12+

Рецензия «Афиши» на фильм «Долгие проводы»

9

Вечный сюжет: стареющая мать (Шарко) и взрослеющий сын (Владимирский). Он рвется уехать к отцу, она страдает. У нее еще есть ухажеры. Но Саша дороже всего.

Бесхитростной и при этом слегка жеманной провинциальной мелодраме цензоры приклеили ярлык оппозиционной. Муратову заподозрили в ужасном намерении противопоставить интеллигенцию и народ: сын ведь хочет уехать от матери-машинистки к отцу-ученому. И в самом деле: народнее героини Зинаиды Шарко в «Долгих проводах» трудно вспомнить. Актриса сыграла «пош­лую женщину» — в меру эгоцентричную, в меру неврастеничную, не по возрасту кокетливую, с ищущим голодным взглядом. Она и есть советский народ, которому в его состоянии врожденного невроза так немного требуется для счастья. То, что это великая роль, становится ясно в знаменитой сцене, идущей под лермонтовский романс «Белеет парус одинокий». Сын вдруг прозревает в матери, учинившей хамский скандал в театре, одинокое существо, которому больше жизни нужна ласка. Этот неврастеничный гуманизм по своей природе совсем не советский и скорее сродни бергмановскому. С фильма Муратовой начались долгие проводы советского кино.

1 мая 2006
9

Картина "Долгие проводы" - это очень больно и одновременно смешно, это обязательный опыт любого мыслящего и живого человека.

28 июня 2013
9

Ложное продолжение «Коротких встреч». Как будто Валя и Максим поженились, у них родился сын, но потом, конечно, развелись, он уехал в дальний геологический поиск, а она осталась стареть и лелеять бархатного интеллигентного сынишку Сашу, пересекающего с равноценной тоской что унылые городские черты, что живописные пейзажи, читающего в слух глупые стишки, заканчивающиеся всенепременно «никто меня не слышит» (заскорузлая болезнь интеллигенции), мечтающего «бросить все и уехать, уехать, уехать», но, конечно, всего лишь только мечтающего, ибо куда ты денешься от такой хоть и глупой, хоть и мещанской, хоть и невообразимо пошлой, но ведь родной, любящей, по своему дорогой матери. И, конечно же, фильм совсем не об этом.
Вот это уже полноценный муратовский фильм со всеми добродетелями и художественными особенностями авторской постановки. И феноменальные сбивчивые диалоги, и главные герои с зашкаливающим градусом невроза, и необычные ракурсы – как операторские, так и сюжетные. Да что там говорить, Муратова – один из самых уникальных и узнаваемых режиссеров на территории всего того, что называлось когда-то СССР. Хочется отметить еще резкий монтаж, особенно когда дело касается ближних ракурсов. Монтаж, чем-то напоминающий новую французскую волну, но при этом работающий скорее в сторону поднятия уровня абсурдности и репетативности, невероятно смелое решение в то время и в том месте.
Во всем этом Муратова, конечно, шагнула далеко вперед от картины «Короткие встречи». Но существует и преемственность, и дело тут даже не в той же смелой операторской работе Геннадии Карюка и настроениеобразующей музыке Каравайчука. Темы того фильма никуда не делись. За всеми этими отношениями поколений видны невооруженным взглядом конфликт между умственным, романтичным миром, представляющем собой интеллигенцию, думающее меньшинство и приземленным, мирским, пошлым миром глупых обывателей Евгении Васильевны и сторожа турбазы, в которые прекрасно интерполируются во все советское общество. Причем конфликт проявляется в еще более острой форме, равно как и под еще более острым ракурсом рассматривается тема общественность и личность – где там проходит та самая граница. Потому и ругали Муратову за фильм ровно за то же, за что и хвалят – не потому, что формализм и западопоклонничество (а это так и есть, кстати), а потому, что правда, потому и обидно. Потому и фильм на полку, и Муратову из Союза Кинематографистов, да так, что и снимать нельзя, и не снимать невозможно.
Присмотревшись чуть внимательней, можно увидеть, что здесь и прячущийся за совершенно небергмановским многословием бергмановский же невроз, тут и вздернутый с вызовом и хамством носик и коллажность Хитиловой, и истеричная эмоциональность Феллини, откуда Муратова порой вообще целыми цитатами шпарит, и отчуждение одиночества Антониони. Иными словами, совсем никакой связи с советским кино. Но, как это ни парадоксально, фильм зато гораздо ближе к современному, простите, российскому кинематографу, особенно тому, что пытается рассказать об одиночестве интеллигентства, но остается, как полагается интеллигенции, никем не услышанным.
А Саша остается со своей истеричной матерью, и не потому, что отвечает ей любовью на любовь, и не потому, что жалеет ее. Нет, просто он несколько раз уже «разбегался» и несколько раз уже «сбивал» эту планку. Силу притяжения, знаете ли, преодолевать сложней, чем кажется, если ты не Бубка или, на худой конец, Исинбаева. Да и проводы уже так затянулись, что уже и не ясно, кто куда едет и едет ли вообще.

28 октября 2009
9

Мне кажется, кино должно быть именно таким.
Неспешное, красивое, понятное, но в то же время дающее почву для размышлений.
Вызывающее улыбку, а через 10 минут - слезы.
Настолько фотографичное, что каждый кадр - наслаждение.
Современные стандарты совсем другие, я бы сказала, диаметрально противоположные.
В кино люди, в основном, идут, как в парк развлечений. Ищут драйва, зрелищ, адреналина.
К сожалению.
Я не говорю, что не люблю никакие современные картины, достойные работы, безусловно, есть. Но, так сказать, по пальцам одной руки....
Да и сравнивать их нельзя, конечно, ведь и страны-то, в которой были сняты "Долгие проводы", уже нет.

26 января 2011
Все отзывы
Читайте также
20 советских киношедевров, которые должен увидеть каждый
20
советских киношедевров, которые должен увидеть каждый
21 апреля 2021
15 советских и русских фильмов, изменивших мир
15
советских и русских фильмов, изменивших мир
4 апреля 2020
Какую инклюзивность можно найти в «Семейке Аддамс»?
Какую инклюзивность можно найти в «Семейке Аддамс»?
14 октября 2021
10 сиквелов и приквелов диснеевских хитов, которые были сняты не зря
10
сиквелов и приквелов диснеевских хитов, которые были сняты не зря
8 октября 2021