Киноафиша Москвы

Фильм «Асфальтовые джунгли»

The Asphalt Jungle (1950, США)

5.7
оценить
Кино: «Асфальтовые джунгли»
Кино: «Асфальтовые джунгли»

Фильм-нуар Джона Хьюстона

Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Михаил Трофименков
отзывы:
83
оценок:
68
рейтинг:
232
9

Как всякий матерый киногангстер, Док Риденшнайдер (Джаффи) мечтает о последнем «деле», изящном, как художественный шедевр: с помощью четырех сообщников ограбить бронированную комнату ювелирного магазина.

О чем бы ни рассказывал Джон Хьюстон, он всегда был поэтом безнадежности, певцом поражения. В его фильмах золотоискатели Мексики, китобои Атлантики и авантюристы Британской Индии отдавали свои жизни в погоне за вечно ускользающей мечтой. Гангстеров из «Асфальтовых джунглей» так же подведут алчность и предательство, но они «сделали это» и дождутся от судьбы последних подарков. Оторвавшийся от корней и ставший убийцей сын коневода встретит смерть у копыт коня в траве родного Кентукки. Док, забив на идущих по следу копов, будет счастливо следить за танцем кабацкой дивы. При этом на фоне многочисленных, овеянных роком образцов фильма-нуар «Асфальтовые джунгли» выделяются намеренно бытовой интонацией. Преступники Хьюстона — обыденные семейные люди с брюшком, распятием в спальне и домашними хлопотами. Такой «неореализм» породил миф о том, что легендарная, снятая без единого слова сцена методичного ограбления стала учебным пособием для бандитов реальных. Увы, это — вымысел: кто же станет подражать мечтателям-пораженцам.

1
0
...
3 мая 2007

Лучшие отзывы о фильме «Асфальтовые джунгли»

Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
538
7

Док Ридершнайдер выходит из тюрьмы. Там он время зря не тратил и замыслил лихое ограбление ювелирной конторы, к подготовке к которому он и приступает сразу же после выхода на свободу. Он нашел человека, которому он сдаст сворованные бриллианты, хоть тот и не вызывает никакого доверия и ощущения надежности, но он и не должен – лишь бы заплатил деньги и вовремя (иначе – смерть!). Он нашел также и помощников себе, среди которых крепкий, но не очень умный парень по имени Дикс Хендли – то, что надо для подобной компании. Дикс мечтает вернуться на родину, в деревню, в Кентукки, где его отец выращивал лошадей всю свою жизнь, и купить там ранчо, но для этого нужны деньги, а в его положении единственный способ их заработать – это участие в ограблении. И все, вроде, продуманно было отлично, и все шло как по маслу – все сделали свое дело правильно, вовремя и надежно, но идеальному преступлению состояться было не суждено, а все из-за того, что ни на кого положиться невозможно, увы, кто-нибудь, да подведет.
История стиля фильмов-нуар без ведома Хьюстона, похоже, далеко бы не продвинулась. Это ведь он в 41-м практически открыл целую серию фильмов картиной «Мальтийский сокол» и именно он семь лет спустя пришел и укрепил все достижения стиля в «Ки Ларго», и вот пришло время Хьюстону вернуться с еще одним мрачным фильмом, погружающим зрителя в темный мир городской преступности. С точки зрения постановки света и использования светового контраста, фильм вообще чуть ли не претендует на звание самого нуарового фильма в фильмографии режиссера. Кроме того, сама тематическая озабоченность искушением, потерей, предательством, неудачей, маргинализацией жизни является ключевой во всем жанре вообще. С другой стороны, для студии MGM это был очень нехарактерный фильм. Они больше специализировали на цветных и жизнерадостных картинах в то время. Впрочем, надо отдать должное, производством картины занималось более малобюджетное подразделение, которым заведовал Доур Скари, а вот он в свое время провел тьму времени в RKO и как делать нуаровое кино толк знал.
Созданный изначально по роману Барнетта сценарий Бена Мэддоу был значительно переработан самим Хьюстоном, который хотел сместить акцент событий в фильме от полицейских действий и погрузить его чуть более глубже - на уровень «города под городом», то есть в криминальную среду и сделав протагонистом картины именно бандита, а не полицейского. Все это, в совокупности с фильмом «Рифифи» Дассена, который, в свою очередь, сильно повлиял на появление «Асфальтовых джунглей», заложило базис для гангстерских картин недалекого будущего – даже не тематически, а именно в плане персонажей и их взаимоотношений, а также полностью пересмотрев подход к нарративной схеме в гангстерском кино, буквально отменив все наработки прошлых лет и предложив новую трехчастную структуру –наем и подготовка грабителей, исследование и ограбление объекта, расплата и смерть гангстеров, зачастую происходящей в силу ошибок на уровне человеческого фактора или фатума. Все это со временем будет только отшлифовываться каноническими представителями жанра.
Существует, кстати, мнение, что смещению нарративного акцента на уровень гонимых законом преступников мы все должны быть благодарным лево-настроеннным режиссерам, так же испытывавшим на себе гонение общественного мнения. Это может быть правдой лишь частично, однако факт остается фактом – никто так более четко и зло не раскрывал коррупцию и продажность на всех уровнях американского общества, не только криминального, как они. «Преступление – это всего лишь леворукая форма человеческих устремлений», как говорит один из героев фильма «Асфальтовых джунглей», название которого довольно однозначно очерчивает не только место действия картины, но и правила игры в ней – выживает сильнейший.
Интересно заметить, как Хьюстон проводит контрасты между классическими нуаровыми городскими ландшафтами и деревенской пасторальной природой ближе к концу фильма напоминающие то ли сон, то ли некое погружение в невинное детство, где нет места преступлениям, жестокости, коррупции, предательства и безотчетной злобы. Деревня рассматривается как своего рода надежда, попытка найти убежище, но и в этом случае главному герою ничего она не сулит, он умирает бессмысленной смертью посреди великолепного пейзажа в окружении прекрасных лошадей, о которых вспоминал на протяжении всего фильма. С другой стороны, возможно для него это единственный выход, единственное спасение, единственная лазейка, в которую он бросается хоть и не осознанно, но столь же бесстрашно. И последние сцены фильма, снятые на открытом воздухе, только сильней подчеркивают резкую клаустрофобную атмосферу остальных сцен фильма, обрамленных горизонтальными или вертикальными линиями декораций.
Вообще, фильм довольно уверенно и точно раскрывает не только образ главного героя, но и практически всех остальных персонажей. Например, достаточно очевидна фигура юриста Эммериха, общающегося с молодой и очень сексуальной Анжелой в исполнении Мэрлин Монро, которая называет его «дядей», но мы все понимаем, о чем идет речь и уж его фраза, предназначенная ей, «всегда найдется какой-нибудь старичок, который о тебе позаботится, милашка», отлично дополняет всю эту картину. Довольно многосторонне показан и Док, также падкий на женскую красоту, рассматривающий в начале фильма календарь с девицами, и пялящийся на танцующих девушек в конце. Впрочем, его понять довольно просто, но тот факт, что ничто человеческое не чуждо человеку, который и начал всю эту операцию, погубившую так много людей, довольно значителен.
Несколько лет спустя в прокат появится еще один легендарный фильм-нуар – «Убийство» Стенли Кубрика, во многом схожий с «Асфальтовыми джунглями». И дело не только в общей стилистической подаче, нарративной структуре и даже сыгравшем в обоих картинах Стерлинге Хэйдене. Общее в них и обвинение обществу, где предателем и преступником может быть любой человек из любого слоя, будь то даже полицейский. А случиться это может абсолютно в любом городе и финальные титры оставляют зрителя бродить по пустынным асфальтовым улицам, полных жестокости и алчности.

0
0
...
21 декабря 2010
Фото kinomedved.livejournal.com
отзывы:
946
оценок:
965
рейтинг:
156
1

Ишо один классический околонуар Хьюстона способен изрядно разочаровать теперешнего потребителя – причем ишо в большей степени, нежели «Мальтийский сокол». В «Соколе» все-таки – культовый Хамфри; здесь же – всего лишь Стерлинг Хейден, завсегда напоминающий мне отчего-то сурово-туповатую версию Станислава Любшина. Ну и фильма обратно изрядно проста – ограбление как ограбление, убегания как убегания, анхеппи-энд как анхеппи-энд. Нигде не найдется возможности поразиться иль хоть слегонца хлопнуть себя по коленке: де, сколь здоровско придумано. Неа, ничё такого тут нетути. Вот и приходится цепляться за вечно во всех смыслах таксебешную и почти всегда, что особенно смешно, эпизодическую эту вашу Мэрилин – и красными чернилами вписывать «Асфальтовые джунгли» в любую из кратких обзорных фильмографий светловолосого секс-символа. Мол, и у самого Джона Хьюстона прославленного да даже и великого душечка Мэри снялася, ай да профурсеточка-то она наша ненаглядненькая. Ну да, здесь есть Мэрилин – и она здесь еще ничё такая, пусть и в нелепейшем мешковатом костюме. И смурной Хейден достаточно тупо и довольно клёво ходит-бродит в шляпе набекрень. И бандиты грызутся и всё такое. И брильянты сыплются из почти што всякого по итогам кармана – дабы пересыпаться, конешно, в чей-то другой. И музыкальный автомат зарядит роковую мелодийку, а клятый папашка продаст-таки вороного жеребчика. И с каким же восторгом вспомнится после всех этих откровенно средних радостей «Убийство» Кубрика, снятое в те же примерно годы и с тем же примерно Хейденом. Так што Кубрик-то в Америце один был, а вот хьюстонов действительно много. Ну, не много, но как минимум немного. А то и сравнительно немало. А ежели на букву «Х» вам непременно выдающих америкосов подавай, то это, товарищи, прямиком к Хичкоку да Хоуксу. Вот то действительно… ну, не гении, понятно, как Кубрик… но всецело наипрекраснейшие для мейнстрима дайректоры. Можно даже сказать, в чистом мейнстриме нет и не было этим двум «Ха» равных. Ведь третий «Ха» изрядно отстает, как видим. Хотя довольного-таки обаяния он и в этом отставании не теряет. Так што вполне зачетные, конешно, эти самые «Джунгли», хули уж там в зубья им особливо заглядывать.

0
1
...
25 ноября 2011

Галерея
Добавить фото

Главная фотография предоставлена пользователем: Мейржан Амангелдиев