Все развлечения Москвы

Все отзывы о фильме «Птицы» (США, 1963)

8.0
оценить
Отзывы по рейтингу пользователя
Фото kinomedved.livejournal.com
отзывы:
946
оценок:
965
рейтинг:
159
1

Перманентное наложение одного изображения на другое делает «Птиц», пожалуй, наиболее устаревшей из всех фильм Хичкока. Это какая-то эстетика позорного восьмидесятнического клипа – смотреть сегодня на такое без раздражительной усмешки решительно невозможно. А жаль. Фильма-то – толковая. Хороши актеры, пригож сюжет (кажется, впервые у Хича не только некоторые эпизоды, но решительно весь фильм отвечает эстетике абсурда), ярки краски. Но замечательны, увы, лишь те эпизоды, где нет идиотских наложений. А таковых эпизодов здесь не так чтобы много. Вот, например, как когда героиня сидит у школы, а за ее спиной постепенно скапливаются вороны – это же прелесть как снято: чистый Хич. Видимо, обойтись только такими – реалистичными – средствами при экранизации «Птиц» в то время даже для Хичкока было невозможно. Поэтому в лице «Птиц» мы имеем милую, но совсем не шедевральную фильму Хичкока, что после стольких предыдущих шедевров Хичкока кряду, конешно, несколько удручает.

0
0
10 апреля 2011
Фото Олег Подковыров
отзывы:
40
оценок:
101
рейтинг:
133
7

Большинство авторов, по каким либо причинам ссылающихся на эту работу маэстро, обычно ограничиваются стандартной фразой типа - классический фильм Альфреда Хичкока, в котором ужасающая картина нападения птиц на американский поселок переплетается с историей любовных взаимоотношений. Если вы только собираетесь приобщиться к классике, то данной информации должно хватить с лихвой, чтобы получить представление о том, что вас ожидает. Мой же текст предназначен для тех, кто уже ознакомился с “Птицами” и не прочь обсудить увиденное.
После грандиозного успеха предыдущей картины “Психоз”, Хичкок вновь засел за экранизацию, на этот раз рассказа Дафны дю Морье. При этом сюжет произведения показался режиссеру неубедительным, в результате чего было решено взять за основу лишь идею беспричинного нападения пернатых на людей.
В качестве сценариста был приглашен Эван Хантер, писатель, работавший над одним из эпизодов сериала “Альфред Хичкок представляет”. Причем Хичкок постоянно вмешивался в работу Хантера, заставляя убирать из сценария элементы, которых, по мнению режиссера там быть не должно, и всячески переделывая сценарий на свой лад. Будучи очень подверженным влиянию публики, Хич устраивал пробные закрытые показы своих картин, а потом, с учетом пожеланий зрителей, дорабатывал их.
Работая над “Птицами”, режиссер не был стеснен в средствах, поскольку сам являлся продюсером, а посему снимал в свое удовольствие. На главную роль Мелани Дэниелс, была приглашена светловолосая красавица Типпи Хедрен. Любопытно, что она была вовсе не актрисой, а моделью, приехавшей в Калифорнию из Нью-Йорка с целью найти более легкую работу. Хичкок увидел ее в рекламном ролике и тут же пригласил на пробы. Он был так очарован Хедрен, что почти сразу предложил начинающей актрисе семилетний контракт. Вообще о любви Альфреда к блондинкам можно солгать поэмы, а в Голливуде даже появилось определение “хичкокавская блондинка”.
Другой страстью режиссера, безусловно, были машины. Поэтому он не смог отказать себе в удовольствии вставить в фильм кадр с симпатичной девушкой за рулем шикарного автомобиля. Видимо, режиссер питал слабость к дамам – водителям, поскольку практически в каждом фильме его героини путешествуют на своих железных скакунах.
В художественном плане Хичкок остался верен самому себе. Показывая развитие романтических отношений между мужчиной и женщиной, он из ничего материализует ужас, выражающийся в нападении, казалось бы, безобидных птиц. Для съемок Хич активно использует спецэффекты. Сцена, где тысячи чаек, закрывающие собой половину неба, пикируют к дому Бреннеров, снята с помощью мультипликации, покадрово наложенной на пленку. Для съемок сцены на чердаке, когда птицы нападают на Типпи Хедрен, к их лапкам были привязаны тонкие нейлоновые нити, крепившиеся другим концом к платью актрисы. При этом некоторые чайки действительно покусали девушку. Кульминационный момент – оборона дома, когда саспенс достигает своего апогея. Достигается он за счет великолепного монтажа, в результате чего передается непревзойденная атмосфера паники и неизбежности гибели. А так же посредством звука – в тишине слышится далекий клекот и шум крыльев, постепенно приближающийся и перерастающий в зловещую какофонию смерти. А потом все внезапно исчезает и вновь воцаряется гнетущая тишина. Кстати, это первое кино Хичкока, в котором совершенно нет музыки, лишь шумовые эффекты - крики птиц, шум крыльев и т.д.
Фильм не имеет конеца как таковой. Отсутствует даже классическая фраза того времени “the end”. Хичкок оставляет финал открытым. Смогут ли герои выбраться из города? Прекратят ли птицы свои атаки? Ужас не заканчивается после финальных титров.
Существует версия, что режиссер посвятил свой фильм Карибскому кризису 60-х годов. Версия, безусловно, интересная и отголоски событий, произошедших на Кубе, скорее всего, присутствуют в той или иной форме. Однако мне кажется, что Хичкок не стал бы проводить такие аналогии через всю картину, превращая ее полностью в политическую метафору. Кто хотел увидеть мнение автора и искал скрытый символизм в действиях героев, тот в итоге получил ответ на вопрос, кому же симпатизирует Хичкок в данном конфликте.
Еще одна тема, которую необходимо затронуть, касается образа матери главного героя. На протяжении двух фильмов кряду режиссер изображает женщину, потерявшую мужа и нежелающую отпускать от себя уже, казалось бы, взрослого сына. Тут проявляется страх перед одиночеством, в чем нехотя признается Лидия Бреннер в беседе с Мелани. И ревность перед потенциальной невесткой. Каждая мать желает только самого лучшего для своих детей, часто слишком критично относясь к, возможно, будущим родственникам. Неудивительно, что она встречает Мелани чрезвычайно сдержанно и холодно, всем своим видом давая понять, что ей здесь не очень то рады. Подруга Митча Бреннера Энни Хэйуорт рассказывает, что наладила отношения с его матерью лишь тогда, когда та поняла, что между ней и Митчем ничего не будет. Есть теория, что именно ревность Лидии провоцирует птиц на атаку.
В “Психозе” мать Нормана Бэйтса предстает психически неуравновешенной особой, этакой фурией, вбивающей ему в голову мысль, что “во всем виноваты женщины и их грязные мысли”. В итоге Норман разделяет судьбу своей родительницы.
Почему же Хичкок рисует столь нелицеприятный образ? Ответ, скорее всего, скрывается в детстве режиссера, проведенном в школе Святого Игнатия, под наблюдением монахов-иезуитов. Жестокие методы воспитания, практикуемые иезуитами и внушаемая ими ханжеская мораль отразились как на последующей жизни Хичкока, так и на его творчестве.
В плане карьеры “Птицы” оказались последним успешным проектом Хичкока. Лента собрала неплохую кассу, хоть и не повторила достижений “Психоза”. Хотя задачи переплюнуть его, скорее всего, не стояло. Хичкок наверняка понимал, что свой главный фильм он уже снял.

0
0
20 марта 2008
Фото Рика Эдельвейр
отзывы:
13
оценок:
77
рейтинг:
57
1

Мне было лет 7, когда я впервые услышала об Альфреде Хичкоке вообще, и о фильме "Птицы" в частности. И вплоть до 22 лет мне все твердили: "Ах, Хичкок! Ох, Хичкок!" В итоге, в конце-концов, я не выдержала и решила посмотреть, что же "сие есть"? "Психо" произвёл на меня более чем положительное впечатление (не смотря на то, что фильм чёрно-белый и старый) и следующим стал "Птицы", потому что о гениальности фильма не говорил только ленивый.

Начать лучше с плюсов, т.к. их меньше, а точнее, на мой взгляд, только один:
атмосфера, во время кратких нападений птиц. Полное отсутствие музыки, один сплошной шум окружения. Это единственное, за что я от чистой души готова поставить фильму один балл.
И всё. Больше хвалить не за что.

После получасового просмотра сплошных диалогов я начала зевать. Когда чайка клюнула главную героиню - оживилась, думая "ну, вот оно, сейчас! Сейчас начнётся!"...Обломиссимо, господа! Ещё около получаса диалогов, до нового нападения птиц на дом. Потом события начали меееедленно, как асфальтоукладчик, набирать ход. Дяде выклевали глаза, птицы атаковали школу, напали на кафе.... Единственные динамические сцены, отрывавшие меня от книги, которую я украдкой начала почитывать, пока герои распинались ни о чём на экране телевизора. Когда какая-то женщина с детьми начала кричать, что во всём виновата главная героиня - снова робкое оживление: "ну вот, вот главная идея фильма - вдруг она правда виновата? Птицы за ней прилетели?"

После нападения на дом, а потом и на даму, почти укрепилась в этой идее...и поэтому долго смотрела в погасший голубой экран обалдевшими глазами, а-ля картина Репина "Не ждали". Ни The End'а (ну, это ещё можно пережить), ни внятного пояснения, а что собственно говоря, случилось-то?, НИ-ЧЕ-ГО!!!
Такое ощущение, что вся съёмочная команда ушла обедать, а некий злоумышленник выкрал недоснятую версию и запустил в свободный доступ. Да, не спорю, когда у фильма открытый финал - это красиво, здорово, интересно...но здесь финала вообще нет! Фильм просто обрезан на определённом кадре - и всё.

Не спорю, тема нападения птиц интересна, но здесь даже она толком не показана. Редкие сцены едва успевают заинтересовать (о страхе я уже не говорю), мотивы и логика поступков героев, а также обширнейшие, скучнейшие диалоги убивают даже этот интерес. Конец же и вовсе способен выбить вас из равновесия и надолго погрузить в эмоциональный ступор. Не показан ни смысл поведения птиц, ни причины такого поведения. Вдруг ни с того-ни с сего всем им сразу в головы стукнуло - и вперёд, полетели, атаковали...
По сравнению со снятым на три года ранее "Психо", этот фильм - жалкая пародия на ужастик. Разочарование я заработала капитальное, и теперь всерьёз задумаюсь, прежде чем в следующий раз браться за просмотр какого-либо разрекламированного "шедевра".

0
0
21 февраля 2013
Фото Егор Чичканов
отзывы:
27
оценок:
546
рейтинг:
57
7

Этот фильм на самом деле страшный. Если у вас и не было орнитофобии, то после просмотра есть шанс, что она появится. Как после просмотра "Челюстей", половина страны не могла заходить в воду, так после "Птиц", страшно заглядывать воронам в глаза.
Фильм, естественно, не про птиц. Угрожать здоровью мирных горожан могли бы с таким же успехом и кошки. Фильм про страх перед неизвестным, перед опасностью привычного. Страх перед тем, что проснувшись утром мы не узнаем окружающий нас мир. Мы страдаем, обманываем, любим и придаем, а мир просто берет и меняется, оттеняя все наши переживания и заполняя все страхом перед новым и непонятным настоящим. И незыблемая уверенность, как песок сковзь пальцы утекает под звуки хлопоков сотен крыльев. И страшно не столько когда птицы действительно атакуют, пытаясь влететь в дом и убить. Страшно, когда они просто сидят и наблюдают. Сидят на детской площадке, на твоем автомобиле, на пороге твоего дома. Страшно когда опасность появляется там, где ее никто не ждет.

2
0
19 ноября 2007
Фото knstntn
отзывы:
34
оценок:
262
рейтинг:
34
9

Я посмотрел фильм Альфреда Хичкока "Птицы". Мне понравилось, но один момент остался непрояснённым: что заставило птиц нападать на людей? У меня есть две версии:
1) героиня Типпи Хедрен является колдуньей, которая наслала птиц на городок, чтобы сблизится с Митчем. Её план удался и эта экстремальная ситуация сплотила её с Митчем, а также сломала лёд между Мелани и матерью Митча. Попутно птицы убили её соперницу.
2) Так как Мелани просила продать ей попугаев-неразлучников, причём "не пару, а просто друзей", возможно, эти неразлучники были разлучены со своими партнёрами. И атакующие птицы всего лишь хотели освободить неразлучников.

2
0
13 июня 2008
Фото Гульнара Разяпова
отзывы:
13
оценок:
17
рейтинг:
9
9

а иногда на ужин у нас бывают "Птицы" Хичкока.
великий (с точки зрения режессуры) фильм. Великого человека.
Концовка, совершенно неопределенная и даже без пресловутого the end, привела в стопор.
..первый раз так вообще смотрела завороженно в отключившийся синий экран до тех пор, пока друг робким шагом не подошел и аккуратно не выключил телевизор.

птицы. птицы. птицы. шлюхи! птицы. птицы. птицы. птицы...

1
0
2 февраля 2010
Фото Сергей
отзывы:
6
оценок:
19
рейтинг:
8
9

"Птицы" по праву считаются классикой в своём жанре. Сюжет фильма закручивается вокруг неожиданного и необъяснимого нападения тысяч птиц на людей в городке Бодега-Бей. И уже на заднем плане остаётся сюжетная нить о взаимоотношениях между героями. На протяжении всего действа фильм держит в напряжении, в чём несомненно заслуга Хичкока. В "Птицах" Альфред Хичкок со свойственным ему мастерством показал все возможности саспенса. Сцена, когда птицы собираются на детской площадке воистину завораживает и явно или неявно была отображена в иных художественных произведениях.

Нет смысла расписывать психологические приёмы фильма. О них уже написано множество статей. Не всем понравится медленное нагнетание саспенса, кто-то заметит некоторые недочёты в сюжете, но поклонникам "Психо" и других подобных лент фильм должен запомнится. Я уже не говорю о ряде сцен в фильме, в том числе и о вышеупомянутой сцене на детской площадке, которые достойны восхищения даже сегодня, с таким мастерством они были сняты.

0
0
18 ноября 2007
Фото Евгений
отзывы:
5
оценок:
67
рейтинг:
4
7

Хичкока любят все, даже те, кто не смотрел ни один его фильм. И дело тут не только в том, что старик Хич снимал интересное для любого зрителя кино, но и в том, что почти каждый его фильм был растащен на «киноцитаты», которые в разной степени наглости используются до сих пор. «Птицы» - один из самых известных из предложенных для рецензии фильмов. Не могу похвастаться большими знаниями в кино, но точно могу вспомнить, что птицы (или что-то настолько же неожиданное) нападали на людей во многих других фильмах: из самого недавнего – «птицы-зомби» из «Обитель зла. Выжигание».

Секрет Хичкока, по моему, в том, что он каким-то непостижимым образом умел визуализировать самые сильные страхи людей его времени (понятно, что сейчас мало кого напугаешь птицами – если только они не зомби). Конечно, люди всегда одинаково боялись смерти, только вот умереть можно по-разному: одно дело, когда тебя мучает какой-нибудь переодевающийся в женщину маньяк из «Психо», а другое – когда из телевизора вылезает призрак девочки с длинными волосами. При всем этом, оказывается, птицы как «пугательное» средство снова актуальны: на июль 2009 года запланирован римейк «Птиц» с Наоми Уоттс в главной роли. Впрочем, дожидаться 2009 года не стоит, потому что вряд ли римейк, пусть даже и с Наоми Уоттс, будет лучше оригинала.

Еще одна особенность фильмов Хичкока, которая заметна и в «Птицах», заключается в том, что «пугание» зрителей, как ни странно, – скорее повод, чем самоцель. В центре многих его фильмов – отношения двух людей, которые проверяются на прочность всякими там маньяками, заговорами, убийствами, ложными обвинениями и проч. В нашем случае испытание птицами проходит юрист и девушка вроде современной Пэрис Хилтон (только умнее). Девушку играет Типпи Хедрен, впервые в этом фильме появившаяся на экране. Выдержали ли эти двое испытание не известно, но вот от птиц они в итоге убежали.

2
0
20 ноября 2007