Все развлеченияМосквы

Все отзывы о фильме «Обыкновенное чудо» (СССР, 1978)

8.1
оценить

Отзывы пользователей

Фото Tati
отзывы:
184
оценок:
174
рейтинг:
205
9

Когда я первый раз посмотрела 8 1/2 Феллини, я ничего не поняла... Т.е. ВООБЩЕ. Конечно, я была молода, и вообще, это фильм для мужчин. А пару лет спустя в одном интервью Ролан Быков, которого я очень уважаю, сказал ровно то же самое: я посмотрел этот фильм и ничего не понял. Но потом я посмотрел его еще раз и подумал: боже мой! Какой же я дурак! Ведь все просто - это фильм о любви мужчины к матери! Но иногда для того, чтобы выразить и донести даже очень простую мысль, нужно создать такую безумную фантасмагорию... это уже я подумала. Именно в этом зачастую скрывается смысл творчества...
И вот уже совсем недавно я вдруг мысленно вернулась к уже другому фильму - "Обыкновенное чудо". Он мне очень нравится, но меня всегда ставила в тупик метафора с человеком-медведем. Зачем было так запутывать: мол, он ее поцелует и превратится в медведя... а ведь на этом и строится весь сюжет. И вдруг, как и Ролан Быков, и миллионы людей до меня, я воскликнула (тоже мысленно): боже мой! Как же все просто! Ведь есть принцесса, чудесная девушка, влюбленная в молодого человека. Молодой человек тоже в нее влюблен, но, как часто бывает, не совсем безоговорочно. А поскольку он еще и хорошо относится к ней в общечеловеческом аспекте (ведь она действительно очень хорошая, добрая и светлая), он не хочет ее обижать. Ведь если он ее поцелует, а потом окажется, что его чувство к ней не так сильно, как ее чувство к нему, он станет ее медведем - т.е. в какой-то момент он ее убьет. Фигурально, разумеется... но вряд ли принцессе от этого будет легче. Поэтому он сбежал... и как раз об этом повествует краткий диалог Медведя и Волшебника: "А что ты сделал ради любви к девушке?" - "Я отказался от нее." Лучше и не скажешь. И, в принципе, если бы в тот момент он был способен рассуждать логически, он бы понял, что любит ее. Потому что если ты ставишь интересы другого человека выше собственных, отказываясь от чего-то столь тебе необходимого, наступая себе на сердце, обрекая себя на боль, значит, ты его любишь.
И вот он садится на коня и мчится прочь. Он не хочет становится медведем, т.е. не хочет причинять зло. Но на то это и сказка, чтобы в ней обязательно был добрый Волшебник, который наколдует так, что все дороги, которыми бы ни шел герой, все равно рано или поздно привели бы его обратно к принцессе. И он все-таки поцеловал бы ее... Как можно не поцеловать влюбленную в тебя принцессу, которая за время разлуки почти что умерла (и отнюдь не фигурально)?? И тут тоже все очень просто: конечно, всегда есть риск, что ты поцелуешь кого-то, а потом вдруг окажется, что это не любовь. Но если это любовь, получается, что ты упустил свой шанс на единственное настоящее счастье в этой жизни и, более того, лишил этого шанса другого человека. И понятно, что НАДО рисковать. НЕВОЗМОЖНО не рискнуть. И Волшебник это понимает... понимает, что это как раз и будет то самое якобы обыкновенное чудо. Даже если он сам, бессмертный Волшебник, до последнего момента не может быть полностью уверен, что оно произойдет...

3
Фото Сергей Березин
отзывы:
6
оценок:
5
рейтинг:
1
9

Разве удивительно, что все зрители, посмотревшие молодого и бойкого Вечернего Урганта, по данным пиплметров, все как один выключили телевизоры, если бы узнали, что далее их в программе ждет заслуженный ветеран с сорокалетним стажем на телевидении? А фильм "Обыкновенное чудо" именно таков. Каждый план – как граненный стакан: не помню, где и когда, но я его точно видел. Видели? – не вопрос. Но уделяли ли внимание? Подумайте о красивой девушке, которую вы хоть раз приглашали на ночь. И попробуйте пригласить – ночью, в свой дом – актерский ансамбль красивых людей, пусть они ненавязчиво расскажут вам свои истории! Ночью, по крайней мере, вы никуда не бежите и сможете поймать волну 70-х: не столько медленную и застойную, сколько кроткую и очень личную. С большими личностями лучше проводить кроткие ночи, чем суетливые дни.

1
Фото Юрий Дёмин
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
3
9

Ещё один "учебный" фильм (в том смысле, что по нему можно и нужно учиться жить).
Говорят, что это фильм о любви... об "обыкновенном чуде"... Наверное этот фильм, прежде всего, о творчестве. О том великом ремесле, которое превращает обыкновенного человека в творца, в Волшебника:

"Из миража, из ничего, из сумасбродства моего
вдруг возникает чей-то лик, и обретает свет и звук,
и плоть, и страсть..."

Да. Творчеством Волшебника двигает любовь - она "пружина" всего:
-- Мне захотелось с тобой поговорить о любви. Но я - волшебник... Помнишь, ты говорила? Помнишь? ... Вот я и взял, собрал людей и перетасовал их, и все они стали жить так, чтобы ты смеялась и плакала.

Но это - любовь творца. Мучительная и возвышенная, как сам акт творения.
Этот фильм, как наверное ни один другой, раскрывает суть творчества, его скрытую механику, его торжество и боль, его магию и мистику...
Вспомните, как в самом начале фильма, Волшебник, обнимая жену, видит в стекле смутные силуэты будущих персонажей сказки... Они ещё далеко, они ещё не появились... он ещё не создал их.
А чего стоит сцена знакомства Медведя с Принцессой, "проигранная" Волшебником в фантастическом, условном пространстве - за несколько минут до того как это произошло в действительности?
Это предчувствие, возведённое силой Волшебника в роковую предопределённость сюжета. И он сам оказывается в западне этой предопределённости:

-- Но я уже успел привыкнуть к ним... Не зачёркивать же... не слова - люди. Я даже стал позволять им иногда спорить с собой, и не слушаться.

Об этом картине можно писать бесконечно. Такое впечатление, что каждый кадр, каждое слово, каждый жест и интонация в этом фильме выверены с фантастической точностью. Глубина и многогранность просто поразительны, и при каждом новом просмотре открывается что-то новое, за которым угадывается ещё и ещё... Можно выучить этот фильм наизусть. Но исчерпать - вряд ли возможно.
Да и всё написанное будет не более чем банальными комментариями к гениальному произведению искусства... в этих комментариях вряд ли нуждающемуся.
Зачем же писать? Наверное просто, чтобы поговорить о любви...

И всё-таки фильм получился о любви. Но любовь Принцессы и Медведя - лишь самый первый и очевидный, сюжетный план. За ним скрывается другой, более глубокий - тема любви Волшебника и Хозяйки. Любви, которая только и делает Волшебника - волшебником:
- Но я же волшебник... помнишь, ТЫ говорила?..

1
Фото Андрюс
отзывы:
24
оценок:
235
рейтинг:
26
9

Вообще-то это не кино.
Это телеспектакль.
Это самый лучший телеспектакль!
Он даже лучше чем кино.


1
Фото kodla
отзывы:
7
оценок:
76
рейтинг:
23
9

Очень глубоко. Очень интересно. Очень вдумчиво. Очень философски. Очень сыграно. Всё просто очень. Хотя в детстве я даже боялся этого фильма) Стоит посмотреть... особенно полезно для людей с современным взглядом на жизнь.

Как уже не раз говорилось и полось: "Who wants to live forever!?"

1
Фото Анастасия Косарева
отзывы:
110
оценок:
167
рейтинг:
52
9

Сказка о том, как любовь способна вершить чудеса, что она может быть сильнее чар волшебства. Но положительный исход событий становится известен только к концу сказки, а на протяжении всего действия нас не покидает чувство грусти из-за того, что любовь заколдованного юноши (Александр Абдулов) к принцессе (Евгения Симонова - чудо, как хороша!), по замыслу волшебника, не может иметь хорошего конца. Атмосферу сказки создаёт песня "Давайте негромко" в исполнении Андрея Миронова, мотивы из которой звучат на протяжении всего фильма. Кстати, её неоднократно перепевали и современные исполнители. Например, исполнение этой песни Максимом Авериным, а также группой "Несчастный случай" получилось очень даже достойным. В общем, эту сказку мало посмотреть, её нужно прочувствовать. Ну а в перевес сентиментальным героям в фильме фигурирует король - персонаж Евгения Леонова, главная комедийная "сила" этой сказки, перлы которого известны всем любителям советского кино.

0
Фото Олег Сусов
отзывы:
7
оценок:
5
рейтинг:
0
9

Мужчины-актеры идут на сцену за знанием, а женщины не умеют играть. Симонова и Купченко – такие же, как и в реальной жизни, я просто не могу в это не верить. Надеюсь, не могу не потому, что я мужчина, и значит придумал, выдумал сейчас все свои слова. Женщины, как ликвидная подвижная энергия, обрамляют жесткую мужскую мысль, и вытравливают, уничтожают в ней ложь. Без женщин, без их природы, мужчины бы потеряли свой мир в искажениях. Не специально, а по глупости. Эти две представительницы "обрамления", должно быть, правда такие – очень скромные и непримиримые к вранью, прежде всего в себе. Купченко, например, в шестьдесят лет решила научиться петь. Учил ее звукорежиссер, моложе ее лет на сорок. Но более трудолюбивой и серьезной ученицы, говорит, в жизни не видел. Дело не в любви к красивым женщинам. Думаю, чтобы не соврать как-нибудь, кому-то из мужчин достаточно в этот момент просто подумать о Купченко.

0
Фото Светлана Гуторова
отзывы:
5
оценок:
4
рейтинг:
2
9

Обыкновенное чудо – это не просто сказка, это миф. Именно – благодаря своему названию, ведь для посвященных миф равен чуду – в этом заключена формула, основной принцип бытия. И именно наша посвященность, переживаемая субъективно в смонтированных отрезках действительности, создает для нас Личный Миф. Чудо – это всегда совпадение. "Обыкновенного", то есть повседневно размытого (обычно не выдающегося и не примечательного) существования – с идеальным заданием, которое получает для жизни каждый человек, но от которого с течением времени он все дальше уносится, растворяясь в земном, в материи (древние греки говорили: в "меоне") и забывая то, что нельзя забывать. Обыкновенное чудо возникает при совпадении уровней смысла на монтажном столе режиссера, но об этом никому не дано знать, ведь сборка черновых планов – это его жизнь, его личное чудо и миф. Ключом к мифу служит чувство времени. А ключом к чувству времени – понимание того, что предыдущее место действия, предыдущее положение тела в пространстве, знака в коммуникациях, пищи в чьей-то еде ты должен в этот момент покинуть. В фильме это – точка превращения, трансформации, точка выстрела, который не делается. Подлинный выстрел всегда спрятан, однако как символ он должен иметь точное место в безупречном развитии сюжета, в близкой к естественной последовательности других "выстрелов". Суть китайского неделания в том, что каждая, даже самая незаметная, смерть должна встретить свое точное время, и тогда идеальное решение задачи проявится даже без выстрела. Без конкретного выстрела. Разыгрывающий (пасующий) в баскетболе должен победить в себе все другие чувства, оставив только чувство времени. И тогда не будет никаких передач мяча – снаряд будет исходить из его тела, и ходить по невидимым нитям, пространство которых – время. Людей убивает конкретика. Это наше проклятие как существ, которые все время торопятся в ненасытном желании или тормозят в новокаиновой лени. Внутрь театрального режиссера встроена потребность в темпоритме действия, на сцене без нее не обойтись. У киношного режиссера эта потребность не сформирована, таймлайн может быть размазан на съемках… не страшно, все равно всех спасет монтажный стол. Да бог с нами, как с режиссерами. У любого человека, вообще у любого, есть не только внутренний счетчик времени (попробуйте поставить себе задачу просыпаться ровно за минуту до звонка будильника; если поверите в себя, научитесь за пару недель), но вещь гораздо более важная, правильней сказать, единственно важная для человека вещь. Связь с миром, с Духом, с Абстрактным. Именно эта связь должна определять перемещения каждого из нас в пространстве, во времени и среди знаков, и именно она задает баланс энергии существа. По сути, мы смотрим великое (точное, смонтированное как обыкновенное чудо) кино, так же, как мы смотрим великий спортивный матч, великое выступление артиста или любое другое великое выступление. Понять такое действие – значит настроиться на определенный заданный уровень энергии и включить этот же уровень внутри себя. Текста как смысла нет – есть настройка на энергию, и говорить о ней, что она – внутри нас, так же бессмысленно, как говорить, что она "снаружи". Мы просто ее чувствуем; она и есть то главное, что способно раскручивать обыкновенное чудо каждый вновь начатый день.

0
Фото Бэрримор
отзывы:
7
оценок:
6
рейтинг:
0
9

Сильные личности канули из российского актерского состава в Лету, или у режиссеров просто поменялись к кинематографу, к своему великому делу, запросы?! Кажется, раньше они искали для своих фильмов сильных людей. Так уж просто получалось, что эти сильные люди оказывались актерами. А сейчас? Кто у нас пойдет в актеры, в актеришки?! И давайте, что уж, не забывать о тлетворном Западе, который пичкает Россию своими брэдпитами, николекидманами и тому подобными сверхзвездами. Как, спрашивается, отечественным профессионалам победить тамошних?! У нас даже пророков своих в отечестве нет, какие уж тут звезды! А раньше к сверхконкуренции актеры были привычны, престиж-то профессии какой, ого-го! Сверхконкуренция всегда мотивирует сильных людей бросить вызов. Соломин, Васильева, Леонов, Абдулов, Симонова, Янковский, Купченко, – богатыри, не мы. Будем просто наслаждаться их экранным временем, а заодно и нашим временем в те года. А режиссеры пусть не манкируют и ищут людей.

0
Фото Ираклий Б
отзывы:
3
оценок:
2
рейтинг:
0
9

Как-то трудно себе представить, чтобы в 2017 году в кино появился настолько наивный художественный образ: картина взрезается ножом, а в открывающемся пространстве – целый новый мир, новое измерение нашего обычного мира. Для Волшебника в "Обыкновенном чуде" – нужно сделать мир точнее. А для Буратино, в нарисованном очаге на куске старого холста, нужно найти для мира проход, его следующую инсталляцию, именно попытаться. Кто в наши дни, кто из всех этих мальчиков и девочек с профессиональными камерами понимает, что для истинного прыжка в будущее нужен именно старый холст? Настоящий, вечный, не модный. Для автора в наши дни даже прикасаться к такому холсту – значит терять доверие окружающих, перешедших на мышлении со скоростью мобильной гифки. Сегодня главное – не показаться глупым, не выйти из принятого в обществе тона. Сейчас сцене не оставят ни капли тайны. (Тайны. Это не лирика, не романтика.) Сейчас главное – спецэффекты. Ну, подумаешь, прыгнули из пространства в пространство. Да мы таких моментов должны в фильме-фэнтази втиснуть пятьдесят в калашный ряд. У нас теперь целый штат броадкаст-дизайнеров на зарплате сидит, извините. Любой искренний образ, зовущий к тайне, в итоге окажется старперской романтической бредней. Разделить чей-то порыв, да что вы, господь с вами! Критики ставят чужую нежность к стенке цинично-ироничного юзабилити-дискурса и ходят постреливают: аудитории нужно помочь справляться с провокациями. А за знакомого автора, рискнувшего своей искренностью, дружелюбненько пожмут плечами, с фантомным чувством стыда: ну как же, ну зачем он, вроде нормальный же человек, все сам понимает. Пришлют парочку смс: "Не хочу, чтобы ты выглядел человеком, который подотстал... как бы в теме... но не очень... Грушевский фестиваль". Могли бы сказать точнее: "Буратино". Но ведь кто-то подумает, здесь и сейчас, и вместе со мной решит: "Нет, ну а что?"

0
Фото Мануш Татевосян
отзывы:
6
оценок:
5
рейтинг:
1
9

Сто раз смотрел "Обыкновенное чудо", что-то со временем приелось, что-то начало, наоборот, нравится. Но тут вдруг зацепило то, что как раз уже приелось раньше. Присказки Короля о своих родственниках. Просто стал замечать, как это вообще во всех людях работает. А раньше не замечал. И вот что решил. Люди ученые сто лет думали, как по закону, по формуле, выразить эту идею. Наверно, сейчас как-то грамотно, про нейроны и гены там у них все сформулировано. Но я-то об этом не слышал. А вот здесь наконец услышал. И понял! И принял в жизнь! Шварц молодец. Не ученый, а закон через своего персонажа оформил.

0
Фото Света Сорокина
отзывы:
5
оценок:
4
рейтинг:
3
9

Конечно, Волшебника не существует. Ну а как же быть с его женой, с их отношениями, таких тоже не бывает? Удивительно, но нам в жизни часто не хватает того добра, которое мы хотим видеть в сказках. Что мешает родителям быть такими Волшебниками в отношении своих детей, или руководителей – в отношении своих подчиненных? Все это вполне возможно в жизни, просто люди не хотят пускать сказку в свою жизнь, они ведь так боятся, что если будут добрыми, будут делать настоящие подарки развития (а не нанимать учителей и бизнес-тренеров), то потеряют какую-то необходимую практичную вещь, деньги например. Разве отношения не важнее всего практичного? Но фильмов о сказочных руководителях или родителях в новом кино нет. В таких никто не поверит – скажут, что не бывает, идите, мол, из города в сказку. Так что примеры по-настоящему ответственного отношения к тем, кто тебе вверен, молодым зрителям придется брать со старых добрых героев советского кино.

0
Фото Людмила Куликова
отзывы:
5
оценок:
4
рейтинг:
0
9

Все-таки раньше мы жили в биполярном мире. Абдулов против Янковского, это конечно не США против СССР и тем более не вареная колбаса за 2.90 против вареной колбасы за 2.20, но два полюса, как таковые, очевидны. Для женщин – раз, для постсоветских культурологов, спорящих о характере "Героя нашего времени" эпохи застоя – два. Сейчас даже в голову не придет задать вопрос из серии: ты за Достоевского или за Толстого? Наш замечательный мир, мир потребителей, стал неудержимо богаче и разнообразнее. Ну не спрашивать же: "Путин или Медведев?", в самом деле. Но о прошлых героях я свое мнение со временем поменяла: пусть теперь Янковский будет симпатичнее.

0
Фото Анжелика Доля
отзывы:
5
оценок:
4
рейтинг:
1
9

"Обыкновенное чудо", несмотря на довольно длинный хронометраж, прекрасно как образец именно камерного кино, кино, которое при желании можно снять с небольшими затратами. Занять чью-нибудь дачу, навезти туда странных старых предметов (или даже поискать их на месте), провести несколько вечеров в теплом свете пары биколорных панелей и придумать подходящий сюжет. Не обязательно большой, но обязательно афористичный, с проникновением во внутренний мир персонажей и в глубину дачного сада, с расставленными, брошенными, прячущимися здесь и там сказочными предметами. Нужно понимать, что кино рождается из атмосферы, вдохновляется ее хозяевами и становится проникнуто светом вечерних полутонов. Ищите места, где можно засесть со сценаристом: на пыльном чердаке, в мягкой перине, спрятанной за ширмой кровати, за столом с клеенчатой скатертью и разбросанными на ней золотистыми сушками, или в точке, откуда видны все линии этого маленького мира, в точке, где вам захочется поставить камеру. Весь мир "Обыкновенного чуда" начинается с Хозяина и Хозяйки, все прорастает из них. И если вы готовы стать Хозяином какого-нибудь маленького мира, если душа просит наполнить себя атмосферой, ваша история обязательно случится. Хозяйка обязательно где-то уже ставит чайник, интуитивно вытащив сказочные предметы и выставив свой собственный вечерний свет.

0
Фото сергей коновалов
отзывы:
858
оценок:
1002
рейтинг:
637
5

Природа любви

Как известно, в советском кинематографе место магов, эльфов и хоббитов занимали волшебники, принцессы и медведи. Великолепный актёрский ансамбль в потрясающих захаровских декорациях разыгрывает историю заволшебненной любви, согласно которой поцелованный в финале юноша-оборотень должен обратиться в медведя (русский фольклор наоборот). Вот уже и дипломированный охотник держит руку на курке, и все придворные дамы напрягли слух, ожидая мощного рыка, и тиран-король готовит указ по поводу своего преемника-медведа - однако, в отличие от результатов выборов, даже срежиссированная гениальным фокусником история может дать осечку. Значит, ищите в ней любовь:)

0
Фото Мандарин Большой
отзывы:
665
оценок:
740
рейтинг:
188
9

У Марка Захарова юбилей. Это один из его лучших фильмов. Есть тут и Бог, и царь, и фрейлины, и простой люд. Это печальная история, которая кончается неимоверно хорошо. Столько волшебства и любви вы ещё не видели. Анна Симонова и Абдулов любят друг друга, и не смотря на все препятствия, их сердца соединяются. Ох, нелегко быть дочерью царя...

0
Фото Савва Доломанов
отзывы:
126
оценок:
182
рейтинг:
113
9

Очень хороший фильм!!! Его надо посмотреть обязательно. Особо мне понравились Олег Янковский и Евгений Леонов. Актёры подобраны замечательно!!! Режиссёру отдельное спасибо. Побольше бы у нас таких фильмов выходило. Тем кто делает фильмы типа "Гитлер капут" и "Самый лучший фильм", надо поучиться снимать у Марка Захарова. Каждый раз просматривая эту картину можно найти для себя что то новое. Жалко что мало кто из нашей нынешней молодёжи смотрит такие фильмы. А надо было бы.

0
Фото Dmitry D.
отзывы:
31
оценок:
866
рейтинг:
12
5

Бессмертный волшебник грустит, о смертности своей любимой жены. Грустит и готов пойти на все, что бы позабавить себя и развеселить любимую. Волшебник любит шалости и сказки. На этот раз все герои сказки живые люди – король, принцесса, придворные и медведь. Медведь несмышленыш был превращен волшебником в человека. Быть настоящим человеком очень нелегко, но что бы вернуть себе медвежье обличье он должен получить поцелуй влюбленной принцессы. Но способен ли человек, который любит позволить испугать свою возлюбленную?
Обыкновенное чудо (1978) вторая экранизация одноименной пьесы Евгения Шварца отличающаяся от первой театральными декорациями, большим количеством песен и более звездным составом актеров.

0