Киноафиша Москвы

Фильм «Филипп Траум»

(1989, СССР)

4.5
Кино: «Филипп Траум»

Актеры

Отзывы пользователей о фильме «Филипп Траум»

Фото Сергей Наан
отзывы:
114
оценок:
103
рейтинг:
690
9

Что-то странное происходило в нашем кино в те годы. Появлялись фильмы,
которые выходили далеко за рамки стандартного мировоззрения и официальных
религиозных конфессии, ненавящево, но неумолимо неся людям информацию на
уровне посвящения эзотерических школ гностиков и розенкрейцеров. Этот фильм
наглядный тому пример. После триумфального "Шерлока Холмса" Масленников
обращается к малоизвестному и очень странному произведению Марка Твена
«Таинственный незнакомец”

Эта повесть выбрана не случайно, как и автор, ибо Марк Твен был магистром одного из тайных сообществ (назовём это так, кому надо изучит тему). Но при этом Масленников и сам блещет знанием вопроса, выходя за рамки книги, изрядно добавляя в фильм своего не менне сакрального смысла. В результате имеем вроде бы как незатейливое детское кино, под маской которого скрываются вопросы и ответы, доступные для понимания лишь смелым, заплывающим за буйки далеко на глубину.

В средневековой Австрии, в городе Бургенланде появляется таинственный
незнакомец, именующий себя Филиппом Траумом,странствующим магом и чародеем.
Продемонстрировав детям чудеса материализации предметов и власть над огнём,
он представляется как ангел по имени Сатана. Напуганные и религиозно
подкованные ребятишки заявляют, что ангел и дьявол несовместимы, на что
чародей уныло замечает: «Вполне совместимы. Все мы когда-то в детстве были
ангелами, это потом уже жизнь делает из нас страшилищ». Мальчики
проникаются доверием к голубоглазому светловолосому незнакомцу и тут же
просят использовать его дар во благо и помочь приходскому священнику отцу
Питеру, который добр и крайне беден. Не забыв упомянуть о том, что “род
человеческий ничтожен и неисправим”, Филипп Траум исполняет их просьбу,
предупредив, что “ни одно доброе дело у людей не остаётся безнаказанным”. В
это время в городе царит ужас и произвол инквизиции, заправляет которой
председатель духовного трибунала Фейертаг, властолюбивый циник и лицемер.
Его власть беспредельна и люди находятся в страхе, на площади забрасывают
камнями и сжигают беззащитных старух, обвинённых в ведовстве, царит система
доносов. Благодаря своей неуязвимости, единственным, кто может
противостоять Фейертагу открыто, становится Филипп Траум.
И это при том, что он не страдает любовью к людям, скорее он учит их
отрешиться от того несовершенства и ограниченности тех масштабов, что люди
именуют “человеческим”. Это очень явно звучит во время урока, который
он даёт сыну органиста. Момент, когда Фейертаг пытается изгнать злой дух из
Сатаны, но получает встречный сеанс экзорцизма, можно считать кульминацией
фильма. Я не знаю где Масленников взял такой текст..

Финал картины загадочен и справедлив, правда эта справедливость уже далеко выходит за рамки справедливости человеческой, иначе вряд ли можно понять, куда исчезнут с крепостного моста старый Бранд, Маргарет и Теодор, три маленьких
беззащитных человечка, бросившие вызов людям города и их богам.

4
Фото plushLady
отзывы:
14
оценок:
114
рейтинг:
21
9

С первых минут увязаешь в фильме, и оторваться уже невозможно.
- Говорят, когда он [князь] приедет, всем детям раздадут по горсти пряников и по одной монете.
- А когда он уедет, город снова будет есть овсяную болтанку и постную колбасу.
- У нас замечательный город, мальчики, замечательный! Лучший во всем Будераланге!
- Значит, в остальных еще хуже?
Маргарет - это случайная птица в снежной метели. Ей нужно жить не в это время и не в этом городе и не среди этих людей.
Но эти фразы лишь в начале, чтобы зацепить. Фильм-не сказка, фильм-притча и провидение. Каждый символ глубоко продуман, каждое слово очерчено в нужный момент. Нет ни одной лишней фразы и ни одной лишней сцены. От этого действие невероятно затягивает, и электризованные события замедляют дыхание, когда вслушиваешься в каждое слово.
Все это твои видения. Нет ни меня, ни тебя, ни жизни, ни смерти. Есть только одна беспощадная мысль, летящая сквозь холодное бездушное пространство.
Фильм, снятый режиссером Маслениковом в 1989 году после знаменитого "Шерлока Хомса", повествует о страннике Филиппе Трауме, случайно забредшего в маленький город Изельдорф вместо Эзельштата. Он представляется как Ангел, Чародей и Сатана - многоликий путешественник, перепутавший развилку дорог. На своем пути он встречает троицу мальчишек, еще верящих в чудеса и возможности правды. У них есть убеждение, что можно попросить их нового знакомого, и жизни бедного священника с его дочерью наладятся. Но у Чародея свои представление о людском счастье... И, как сказал упомянутый священник:
Чародеи - они ведь такие же люди, как и все, они смертные. На небесах - вот где чудеса вершатся.
Фильма наполнен не столько мыслями о Боге или Добре и Зле в традиционном понимании, сколько эзотерическими воззрениями и мистическими ритуалами (которыми так активно увлекались поэты серебряного века), выводящими за грань привычного. Это весьма созвучно отрывку из стихотворения Осипа Мандельштама, которое, как и данное кино, смещает восприятие и уводит из переулков сознание в неизведанное:
Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом - дуб, и всюду царь - отвес.

2

Галерея